Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

Культура современного урока:

Нам кажется странным увлечение дифференциацией, а вернее, селекцией детей в школе. Когда так называемых слабых учащихся отправляют в “классы коррекции”, лишая т.о. детей возможности осмыслить мир и себя в мире с позиций науки, ибо в таких классах уровень научной картины мира предлагается детям совсем низким. При этом педагоги ссылаются на, якобы, низкий уровень интеллектуального развития этих детей- мы же предлагаем, что таким образом педагоги свидетельствуют об отсутствии профессионализма.

 

 

 

Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и функции контроля, критерии оценки.

 

Контроль, его виды и функции. Критерий оценки.

История вопроса контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии, об оценке.

Коменский – возвышенно пользоваться правом на оценку.

Ушинский – контроль – подавляет умственную деятельность школьников. Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.

В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших – в черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.

 

Принципы контроля

  1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).
  2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.
  3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.

Виды контроля.

Примерные нормы оценки знаний:

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний – текст учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

– “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

– “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

– “два” – основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

– “единица” – материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.

Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.

Главная ее функция – диагностирование качества реализации меж предметных связей.

Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:

  1. Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.
  2. Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие баллы.
  3. Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами калиграфисты.
  4. Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
  5. Недостаточная разработка критериев оценивания до революции существовала шести бальная система – от 0 до 5.

В 1918г. – “0” упразднили.

Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.

С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются “+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное учебное заведение; “высший балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной программе в или в другом учебном заведении.

Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной системы. Можно выделить пять способов.

  1. Выставление оценок – “+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в журнал нельзя.
  2. Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания педагогов – дополнительное время при дифлите его на уроке.
  3. Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная – разрушает мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.
  4. В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).
  5. Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой – в конце недели получает словесную оценку “лучше”, “хуже”.

Критерии оценок по программе.

Функции контроля:

  • обучающая
  • развивающая
  • воспитывающая
  • побуждающая
  • контрольно-коррекционная.

 

Вопрос 12. Понятие дисциплины. Основные группы факторов, влияющих на состояние дисциплины на уроке. Пути воспитания сознательной дисциплины учащихся.

 

Словарь иностранных слов-

Дисциплина- это обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку;

Выдержанность, привычка к строгому порядку.

 

Энциклопедический словарь-

Дисциплина- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям коллектива, организации.

Дисциплина- условие нормального существования любого общества.

Виды:

А) общеобязательная;

Б) обязательная только для членов определенной организации ( военной, партии)

 

Коменский- “Школа без дисциплины, что      без воды”.

Начинающего учителя всегда волнует вопрос, будет ли он в состоянии поддерживать в классе дисциплину? Способен ли увлечь учеников?  Найдутся ли в классе “ возмутители спокойствия?” Если да, то как с ними  поступить?

Умение начинающего учителя решать вопросы дисциплины укрепляет у него сознание удовлетворенности своим профессиональным уровнем. И наоборот, учитель, безуспешно пытавшийся сохранить в классе порядок, ощущает горечь поражения вместо чувства радости от своего труда. Без должной дисциплины в классе учителя ждет неудача, т.к. это- необходимое условие эффективного контроля над классом, эффективности процесса обучения. До тех пор, пока учитель не установит надлежащий контроль над классом, уважения со стороны учащихся ему не дождаться.

Чаще всего дисциплина ассоциируется с умением учащихся контролировать свое поведение. Другими словами, это выработка готовности делать не только то, что интересно, но и то, что воспринимается как нечто скучное и ненужное- трудное.

Вследствие своей незрелости учащиеся не всегда могут выбирать правильную линию поведения. В этом случае требуется  вмешательство со стороны, чтобы стимулировать самоконтроль и привести их поведение в соответствии  с требуемыми нормами.

Л. Гордин называет следующие черты личности,, которые в совокупности характеризуют сознательную дисциплину:

    1. Ответственное отношение к учению ( пониманию смысла цели образования, учеба на совесть, развитие умений,. Самообразования, выполнение учебных заданий).
    2. Бережное отношение к общественной собственности или имуществу, имуществу других людей.
    3. Исполнительность, добросовестное отношение к свои обязанностям.
    4. Вежливость- уважение к окружающим, доброжелательность в общении.
    5. Аккуратность- привычка во всем сохранять порядок.
    6. Организованность и точность- умение планировать, доводить любое дело до конца, распределять время по этапам работы, соблюдать точность, обязательность выполнения намеченного.
    7. Самостоятельность- умение принимать решения и выполнять их, проявлять волю и упорство в период трудностей;
    8. Сдержанность- способность контролировать свои поступки;
    9. Способность осуждать ложные позиции и давать отчет в своих действиях.

 

Для выработки сознательной дисциплины учителю необходимо:

 

А) формировать моральные мотивы поведения ( поступки не на показ, а на потребность) поступок- характер- судьба    поступок от незнания. Разъяснять, повторять правила для учащихся ( поведения на уроке, перемене, в общественном месте);

Б) прививать социально значимые нормы поведения;

В) развивать положительные привычки;

Г) убедить в необходимом порядке на уроке;

Д) осуществлять последовательный контроль за выполнением требований;

Е) осуществлять педагогическое стимулирование нужного поведения.

 

Учащиеся должны:

 

А) узнать, изучить, понять нормы поведения;

Б) признать значимость норм;

В) желать следовать нормам;

Г) уметь следовать нормам ( уметь задавать вопросы, слушать товарищей, работать в коллективе).

 

Какие факторы влияют на состояние учащихся?

Организационные:

    • короткие перемены ( учащиеся не успели отдохнуть и только разошлись);
    • задержки учащихся после звонка;
    • вынужденное пересаживание учащихся;
    • беспорядок в кабинете;
    • плохое освещение или слишком яркое солнце;
    • состояние температуры и вентиляции

 

Некоторые общие условия

    • время года ( декабрь, июнь, май- хуже, сентябрь, октябрь, март, апрель- лучше)
    • какой день недели ( понедельник, четверг, пятница, хуже, вторник, среда- лучше);
    • какой урок по счету ( 1,6- плохо, 2,3- лучше);
    • чем заняты уроки и перемены;
    • состояние в коллективе ( развал в коллективе, хамство, грубость);
    • семья ( работа с родителями);
    • особенности отдельных учащихся ( компенсировать их физические недостатки, стремление утвердиться любой ценой )
    • влияние других учителей;

Личные качества учителя:

    • постановка голоса ( тихий, громкий, спросить слышно ли всем);
    • излишне усложненный словарь;
    • коммуникативные ошибки ( быстрый, медленный темп, паузы, слова- паразиты);
    • дурные привычки ( ходить);
    • пренебрежение личной гигиеной ;
    • отсутствие такта ( не допускать поспешных суждений, замечаний, реплик);
    • отсутствие профессиональной этики ( фамильярность, заигрывание);
    • негативный подход к к учащимся или чрезмерное внимание к некоторым;
    • отсутствие эмоционального самоконтроля ( обращаться к учащимся не на основе эмоциональных, а рациональных реакций).

 

Группа факторов методического характера:

    • ошибки в планировании, нечеткость в постановке целей и задач урока;
    • недостаточная детализация процедуры обучения. Часто учителя забывают отразить в плане урока, какие действия должны продемонстрировать учащиеся;
    • нечеткость учебных заданий. Следует предварительно ознакомить с заданием, показать, на что обратить внимание и тесно связать заданное с ранее пройденным материалом;
    • все учебные задания должны фиксироваться с учетом уровня познаний, фамилий учащихся, оставляя время на их разъяснение ( и домашнее задание).

 

Разнообразная деятельность на уроке- важное условие поддержки интереса к учебной работе, залог успешного учения ( методика СФА, приемы…)

    • неверная методика опроса на уроке, недостаток времени на обдумывание ответа ( “Я не знаю” часто означает “Я не успел”);
    • субъективизм в оценках. На оценку не должен влиять “ приятный парень, девушка” или не очень. Нельзя изменять выставленную оценку. Необходимо твердо и решительно заявить ученику, что его ответ в том виде, как он изложен, неверен и что нельзя ставить оценку за то, что якобы подразумевалось в ответе. Бескомпромиссность отбивает охоту;
    • недостаточно продуманные контрольные работы ( слишком сложные, объемные или простые).
    • Недостаточная наглядность в преподавании ( или их нагромождение на уроке);
    • Пренебрежение закреплением учебного материала приводит к снижению качества знаний, а как следствие- снизится дисциплина);
    • Холостой ход урока ( приведение в порядок доски, развешивание урока, перелистывание книги, запись на доске небрежно, неорганизованно, запись под диктовку того, что есть в учебнике).

 

Рекомендации по поддержанию дисциплины:

    1. Тщательно готовьтесь к каждому уроку.
    2. Поощряйте активность детей;
    3. Разнообразные методы и методические приемы;
    4. Подходите к детям индивидуально;
    5. Проявляйте справедливость;
    6. Не теряйте чувство юмора;
    7. Придерживайтесь твердых правил и решений;
    8. Сохраняйте рациональный устойчивый порядок;
    9. Создавайте на уроке деловые, доброжелательные отношения;
    10. Избегайте нравоучений;
    11. Следите за теми, какое впечатление производят ваши манеры, поведение, внешность.
    12. Не перекладывайте проблем дисциплины на родителей. Лысенкова: старайтесь учить так, чтобы не жаловаться родителям;
    13. Вовлекайте коллектив в воспитание дисциплины. Действенность поощрений и наказаний зависит от того, как воспринимает их коллектив учащихся;
    14. Анализируйте свои неудачи и их причины;
    15. Не относитесь к наказанию как к средству устрашения;
    16. Не прибегайте к групповому наказанию ( иногда авторитет вас спасет);
    17. Не наказывайте часто. Особенно за незначительные поступки ( забыл книгу, тетрадь).

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли