Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования культуры через  творческую индивидуальность педагога.

Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы.

Первый этап связан с тем, что  человек  оказывается   в   положении, которое мы  условно  назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить  самостоятельные   способы  действия,   влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в  первую очередь перед собой. Разновидности  ситуации  «педагогической робинзонады» достаточно вариативны:   человек  оказывается   в пионерском лагере в роли вожатого;   начинающего классного руководителя; руководителя кружка   (технического,   музыкального, спортивного); руководителя бригады подростков, работающих на уборке. Эмпирическая  «данность» ситуации оказывает сильное влияние на эмоции, заставляя мышление работать в определенном направлении, мобилизуя   индивидуальный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход  находится,  и  пережитая совместная деятельность, общение,   сложившиеся   отношения фиксируются   в   сознании   как профессиональные  ценности. В этой ситуации может оказаться не   только   начинающий,   но   и опытный педагог-профессионал. В этом отношении очень интересен опыт у А.С. Макаренко, который попал в такую ситуацию, будучи сложившимся профессионалом. Вот как он описывает это в «Педагогической поэме»:    «Пустынный   лес,   окружавший нашу колонию, пустые коробки  наших домов,  десяток «дачек» вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но всю человеческую культуру, — все это правду говоря, нисколько не  соответствовало  нашему прежнему   школьному   опыту». Вот его переживания:  «Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения — они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года». Отношение к ситуации: «У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие». А вот кристаллизация содержания действия: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького».

Первый этап педагогической индивидуализации может так и остаться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая индивидуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни.

На втором этапе вырабатывается свое «педагогическое видение» и  самоопределение в деятельности. Это возможно только при относительно автономных действиях учителя, когда он сам определяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с учениками обязательства.

На протяжении второго этапа  происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации  действий (ориентированных на достижение цели), рождается собственное «педагогическое видение» — педагогическая система, охватывающая способы и средства организации действий, анализа, контроля. Это самостоятельная «педагогика», она по- своему цельна и самодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средства деятельности, своя технология и даже своя терминология (когда такая концепция сформулирована, ее можно изучать и вписывать в общую систему педагогической науки). Начинается формирование «педагогического Я»: учитель связывает с педагогикой свои представления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию».

Второй этап, таким образом, —  это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачивание процесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия — все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивности позиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами — закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.

Третий этап — это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с   учителями   —   участниками

К сожалению, и наши исследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогических концепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальности педагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проиграл личную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно, борьбу за свое «педагогическое видение» он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех, кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая индивидуальность,   воплощенная   в воспитанниках, в книгах, в теории, доказала свою значимость и ценность для педагогики, социальной психологии, она и поныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование   профессионального   мастерства.   Практически все работы, посвященные    повышению    профессиональной   компетентности,   мастерства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социализация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться   и   полностью   проявиться   творческая   индивидуальность, без творческой индивидуальности становление профессионализма    односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречаются случаи, когда личность педагога «разорвана», индивидуализация и социализация проявляются по отдельности.   Грамотный,  безупречно  выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинтересный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато,  но  точно  говорил  о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот,   оригинальный   и   талантливый   во   многом, но не умеющий выполнять самые простые педагогические   операции учитель  также   встречается   в практике.

Итак, индивидуальность и культура профессионализма — две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практическая часть

2.1 План-конспект  урока по дисциплине «Интерьер»

 

Группа К-119 (Дизайн 270103.51)

Профессиональное обучение (дизайн)

Тема урока: Штукатурные работы

Вид урока: Урок изучения нового материала  с контролем и коррекцией знаний, умений и навыков. Объяснение, самостоятельная  работа студентов с учебником.

Тип урока: Урок изучения и первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная:

  1. Ознакомить с материалами для изготовления растворов;
  2. Определить недостатки и преимущества этих растворов;

Воспитательная:

  1. Обязательность, соблюдения трудовой дисциплины;
  2. Соблюдение чувства ответственности за выполняемую работу на уроке;
  3. Бережное отношение к штукатурным материалам.

         Развивающая:

  1. Абстрактное мышление;
  2. Наблюдательность.

Методы и средства обучения:

  1. Словесный (лекция, рассказ - объяснение);
  2. Практический (выполнение эскизов, показ схем).

Ход урока:

  1. Вводная часть:

А) проверка наличия учащихся – 2 мин.

Б) проверка готовности к уроку  – 2 мин.

В) объявить тему и цель занятия  – 6 мин.

  1. Основная часть: опрос по прошедшей теме – 20 мин.

Вопросы учащимся:

  1. Назовите виды штукатурки по степени оценки качества?
  2. Какие виды штукатурки применяют наиболее часто?
  3. Назовите виды штукатурки по способу выполнения?
  4. На какие группы делятся виды штукатурок?
  5. Виды штукатурок по степени оценки качества?
  6. Теоретическая часть – 30 мин.

Изложение нового материала по теме: Отделка поверхностей сухой штукатуркой и листовыми материалами в помещении.

  1. Закрепление новой темы – 10 мин.

Вопросы:

  1. Какова необходимость отделки поверхностей сухой штукатуркой и листовыми материалами?
  2. Назовите задачи, которые ставятся перед отделочными работами?
  3. Заключительная часть – раздача домашнего задания и оценка работы на уроке – 10 мин.

Домашнее задание:

Прочесть стр. 27-39, ответить на вопросы  в конце главы (Гипсокартон. Новые идеи для отделки дома/Д.Карр - Белгород, 2007)

При работе на уроке вести демократический  стиль общения и общаться со всеми  студентами на «равных», не выдвигая так  называемых «лидеров». Таким образом  создается непринужденная обстановка для того, чтобы ученики проявляли  свою инициативу и не стесняясь выражали свою точку зрения.

 

    1. План-конспект урока по дисциплине «Живопись»

 

Группа К-119 (Дизайн 270103.51)

Профессиональное обучение (дизайн)

Тема урока: Метод лессировки

Вид урока: Урок применения на практике, полученных на лекции знаний, контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний на практике

Цели урока:

Образовательная:

  1. Закрепить полученные на лекции знания;
  2. Показать метод «лессировки» на практике;
  3. Повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся

Воспитательная:

1.Обязательность, соблюдения трудовой  дисциплины;

2.Соблюдение чувства ответственности  за выполняемую работу;

3.Бережное отношение к материалам, оборудованию.

Развивающая:

1.Развить способность применения  теоретических знаний на практике;

2.Наблюдательность;

3.Внимательность.

Методы и средства обучения:

1.Словесный;

2.Практический;

3.Наглядный.

Ход урока:

  1. Вводная часть:

А) проверка наличия учащихся – 2 мин.

Б) проверка готовности к уроку  – 2 мин.

В) объявить тему и цель занятия  – 1 мин.

  1. Основная часть: опрос по прошедшей теме. Объяснение цели занятия – 15 мин.

Вопросы учащимся:

  1. Что такое метод лессировки?
  2. Какие цвета в гамме красок акварели взаимо дополняют друг друга ?

Объяснить студентам цель занятия: развить умения и навыки по работе с акварелью, научиться работать методом лессировки. В дальнейшем эти навыки пригодятся в работе дизайнера (оформления работ).

  1. Раздача наглядных пособий по живописи (методические рекомендации), а так же альбомов «Искусство великих мастеров живописи», экземпляров отдельных студенческих работ.
  2. Проведения вводного инструктажа – 5 мин. Рассказываю студентам, как правильно организовать рабочее место. Правильное расположение планшетов – в шахматном порядке. Ставлю постановку для натюрморта по выбору учащихся. Рассаживание студентов за планшеты.
  3. Организация работы – 35 мин. Периодически подхожу к студентам и исправляю ошибки, если они есть, помогаю студентам.
  4. Завершение работы. Подведение итогов урока и оценка – 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

Педагогический труд — это вид  профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому  в ее осуществлении так важны  специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой  достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая  предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению  с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим  профессионалом.  
        Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения