Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).

Содержание

Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА РЕБЕНКА.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Курганский  государственный  университет 
 

Кафедра _______________________________________________________ 
 

Тема: _________________________________________________________ 

_______________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Дисциплина ________________________________________________

Студент ________________________________ / __________________

Группа __________________________

Специальность: ____________________________________________

Руководитель ______________________________________________

                           ___________________________ / __________________

Комиссия:  _____________________________ / ___________________

                     _____________________________ / ___________________

                     _____________________________ / ___________________ 
 

Дата  защиты «______»_________________ 200___г. 

Оценка  «______________» 
 
 
 

Курган, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ
  Введение 3
Глава 1. Понятие дефекта  в развитии детей. Классификация  дефектов  
5
Глава 2. Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка  
11
2.1. Физическое  воспитание детей с различными типами дефектов  
11
2.1.1. Задачи физического  воспитания 11
2.1.2. Физическое  воспитание в раннем детстве 14
2.1.3. Физическое  воспитание в дошкольном возрасте 14
2.2. Умственное  воспитание детей с различными типами дефектов  
15
2.2.1. Задачи умственного  воспитания 15
2.2.2. Средства умственного  воспитания 18
2.3. Нравственное  воспитание детей с различными типами дефектов  
21
2.3.1. Трудовое воспитание 21
2.3.2. Нравственное  воспитание 21
2.3.3. Эстетическое  воспитание 22
2.4. Индивидуальная  коррекционно-воспитательная работа 23
Глава 3 Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми  
25
3.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей  
25
3.2. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР 27
3.3. Логопедическая  работа при речевом недоразвитии 30
3.4. Комплексная работа при ДЦП 31
3.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях  
32
3.6. Коррекция эмоциональных  расстройств 34
  Заключение 37
  Список литературы 38
  Приложения 41

 

ВВЕДЕНИЕ

  В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более  привлекают внимание специалистов в  области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).

  Эффективность названных мер тем выше, чем  раньше начата их реализация. Для значительной части детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития, ранняя помощь открывает возможность включения их в общий образовательный поток уже на этапе дошкольного и начального школьного обучения, что исключает необходимость дорогостоящего специального образования.

  Вышесказанное и обусловило проблему настоящего исследования – обоснование организационно-педагогических условий психолого-педагогической помощи дефективным детям младшего дошкольного возраста, что определило тему нашего исследования: «Особенности воспитания дефективных детей в условиях специального Дома ребенка».

  Объект  исследования: психолого-педагогическая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста.

  Предмет исследования: содержание и организация психолого-педагогической помощи дефективным детям младшего дошкольного возраста.

  Цель  исследования: определить особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка.

  Задачи  исследования:

  1. Изучить генезис проблемы психолого-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с различными типами дефектов.

  2. Определить сущность понятия  «особенности воспитания детей  младшего дошкольного возраста  с различными типами дефектов.».

  3. Разработать механизм коррекционной работы с детьми с различными типами дефектов.

  База  исследования: Куртамышский специальный Дом ребенка Курганской области.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ДЕФЕКТА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ

     Цели  и задачи воспитания аномального  ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и специального учреждения, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима [4,c.211].

     К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития [16,c.45].

     Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций  нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития[16,c.46].

     Дефект  у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях.

     Таким образом, аномальными считаются  дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

     К основным категориям аномальных детей относятся: дети с  нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата [16,c.49].

     Существуют  и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети.

     Обучение  и воспитание аномальных детей, включение  их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема.

     Аномальные  дети - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения  одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогической работы с ним.

     Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.

     Специалисты в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и работники  детских дошкольных учреждений должны быть достаточно ориентированы в вопросах дифференциальной диагностики разного рода нарушений развития ребенка, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

     Одни  нарушения носят центральный  характер, другие -периферический. В одних случаях нарушается речевое либо интеллектуальное развитие, в других выявляется сенсорный дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.), иногда нарушения касаются двигательной сферы. Одни нарушения более легкие, другие носят тяжелый органический характер. В последнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения, но в их комбинозе (сочетании), что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного воздействия.

     Дети  с отклонениями в развитии нуждаются  в особом внимании и заботе. Для  того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно  не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

     Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.

     Основные  закономерности развития нормального  и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонении в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития. Важное значение в диагностике аномального развития придается системному анализу состояния высших психических процессов и функций ребенка. Это подразумевает комплексный системный учет данных нейропсихо-логического, неврологического и психолого-педагогического обследования ребенка[19,c.89].

     Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила  приема. Например, в детский сад  для детей с речевыми нарушениями  принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания[4,c.196].

     Следующий принцип отбора - дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие) [4,c.198].

     Третий  принцип - возрастной, например, в детский  сад для детей с тяжелыми нарушениями  речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются  дети определенного возраста. В старшую группу - от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу - от 6 до 7 лет[4,c.199].

     В каждом специальном образовательном  учреждении работает врач, который  помогает точнее определить диагноз  ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.

     Обследование - важный этап системы специальной  помощи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожалению, существующая практика обследования и консультирования свидетельствует иногда об автономности в диагностической деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реализуется, а отсутствие комплексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказываться негативно на эффективности дальнейшего коррекционного воздействия [40,c.19].

     Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку соматического, неврологического и психического состояния ребенка. Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и другие исследования) [40,c.200].

     В ходе медико-психолого-педагогического  обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздействия  на ребенка. 
Для анализа и интерпретации характера деятельности ребенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уровень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск операций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с намеченной целью, разные виды контроля: текущий, завершающий - по следам выполненной работы, планирующий).

Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС