Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа
В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).
Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения
На основе уровневого подхода, представленного в работах К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединского, в отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств. Коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление у него сенсорной и эмоциональной депривации, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных форм поведения. Коррекция ориентирована на сохранные звенья эмоционально-волевой сферы снижения нервного напряжения, уменьшения тревоги и страхов, увеличение разных видов активности ребенка. Коррекционная работа направлена на развитие у ребенка эффективных способов адаптации к своему окружению [43,c.249].
При проведении коррекции с детьми с нарушениями общения важное значение имеет развитие их общей и мелкой моторики (коррекция имеющихся двигательных нарушений; развитие плавности и ритмичности движений; воспитание навыков самообслуживания; развитие зрительно-моторной координации).
В особом педагогическом подходе нуждаются дети с нервными состояниями, а также дети с нарушениями поведения.
Ранняя детская нервность — это особый тип развития нервной системы, в возникновении которой большая роль принадлежит наследственным факторам. Дети отличаются повышенной нервной возбудимостью, плохой адаптацией к изменяющимся условиям.
По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом у детей преобладают повышенная возбудимость и раздражительность. Дети гиперактивны, склонны к колебаниям настроения, внимание их крайне неустойчиво, затруднения в установлении коммуникаций.
При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети заторможены, плохо адаптируются к изменениям в окружающей среде, отличаются повышенной чувствительностью, не уверены в себе, тревожны.
Учитывая повышенную истощаемость нервной системы, важно избегать физического и умственного перенапряжения, проводить мероприятия по физическому воспитанию. В связи с этим большое значение имеют правильные режим, физкультура (гимнастика, спортивные игры), закаливание организма с целью укрепления здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важная проблема в работе с дефективными - организация и содержание психолого-педагогического изучения их. От правильного решения этой проблемы во многом зависит эффективность всей коррекционной работы с ними. Так, от верного определения диагноза и степени обучаемости детей зависит комплектование как детских учреждений в целом, так и отдельных групп и классов, входящих в их состав. В свою очередь правильно организованное последующее изучение воспитанников обеспечит наиболее рациональное использование путей и методов воспитания детей с целью их максимального психофизического развития.
Дети с различными дефектами помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. В тех случаях, когда глубоко такие дети находятся в семье, они получают пенсию как инвалиды детства.
В ряде стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей с различными дефектами с целью их дальнейшей социальной адаптации. Обучение и воспитание таких детей осуществляются в специальных учреждениях различного типа (специальные дошкольные учреждения, школы, классы, центры и т.п.)
Постоянно совершенствуются организационные формы деятельности специальных учреждений. В настоящее время ряд детских домов-интернатов работает по режиму пятидневки. Это дает возможность шире использовать столь необходимые для развития дефективных детей социальные контакты и привлекать родителей к непосредственному участию в воспитании ребенка.
Во многих домах-интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3-4 месяцев у них выявляются возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности.
Большое
внимание уделяется совершенствованию
системы коррекционно-
Также уделяется внимание развитию речи
и познавательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Схема
исследования детей
дошкольного возраста
1. Психологический
анамнез: паспортные данные
2. Собственно психологическое обследование:
Сюжетно-ролевая игра: интерес к игровой деятельности, использование перцептивно-интеллектуальных действий, вербализация игровых действий, организующая помощь взрослого.
Речевая деятельность: понимание речи, объём пассивного и активного словаря, исследование фонематического слуха и восприятия, связность речи, умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать тексты, умение использовать разнообразные части речи, анализ семантического поля и лексических связей.
Интеллектуальная деятельность: наглядные формы мышления, словесно-логические операции, способ деятельности, произвольность психических процессов, объём помощи и уровень обучаемости.
Изобразительная деятельность: сформированность изобразительных навыков, системы сенсорных эталонов, состояние мелкой моторики, анализ эмоциональных переживаний и личностного развития детей.
3. Особенности
личностного, коммуникативного
4. Психологическое
заключение: особенности актуального
развития детей в разных видах деятельности,
коррекционно-педагогические мероприятия,
методические рекомендации специалистам
дошкольного образования.
Приложение №2
Программа
диагностики психологического
развития
детей дошкольного возраста
Приложение №3
Схема исследования психологической готовности к школьному обучению
Приложение № 4
Программа диагностики психологической готовности детей к школе.
Субтесты | Протокол тестировая |
Уровни | Баллы | ||||||
1. Методика С. Лиепинь | н | с | в | 1 | 2 | ||||
2. Методика Д.Е. Рыбакова | |||||||||
3. Тест Когана | |||||||||
4. Исследование
мыслительной деятельности:
а) б) в) г) д) е) |
|||||||||
5. Тест «Запрещенные слова» | |||||||||
6. Методика
Эббингауза
а) б) в) |
|||||||||
7. Решение учебной задачи | |||||||||
8. Тест «Палочки-крестики» | |||||||||
Методика А.Н.Лутошкина |
Сумма баллов
Общий уровень
Вывод
Приложение № 5
Психолого-педагогическая карта
1. Интеллектуальная деятельность | Уровни развития | ||
низкий | средний | высокий | |
1. Восприятие | |||
2. Внимание | |||
3. Память | |||
4. Схематическое мышление | |||
5. Словесно-логическое мышление | |||
Общий
уровень развития 2. | |||
Речь | |||
1. Звукопроизношение | |||
2. Фонематический слух | |||
3. Словарь | |||
4. Лексика | |||
5. Грамматика | |||
6. Связная речь | |||
Общий уровень развития |
3.
Зоны эмоционального самочувствия | Цветосимволы | Общий эмоциональный фон настроения | |||||
красный | зеленый | серый | черный | корич невый |
белый | ||
1. Игра | |||||||
2. Занятие | |||||||
3. Семья | |||||||
4. Друзья | |||||||
5. Воспитатель | |||||||
6. Группа | |||||||
7. Школа |
Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС