Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).

Содержание

Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА РЕБЕНКА.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

     На  основе уровневого подхода, представленного в работах К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединского, в отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств. Коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление у него сенсорной и эмоциональной депривации, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных форм поведения. Коррекция ориентирована на сохранные звенья эмоционально-волевой сферы снижения нервного напряжения, уменьшения тревоги и страхов, увеличение разных видов активности ребенка. Коррекционная работа направлена на развитие у ребенка эффективных способов адаптации к своему окружению [43,c.249].

     При проведении коррекции с детьми с  нарушениями общения важное значение имеет развитие их общей и мелкой моторики (коррекция имеющихся двигательных нарушений; развитие плавности и ритмичности движений; воспитание навыков самообслуживания; развитие зрительно-моторной координации).

     В особом педагогическом подходе нуждаются дети с нервными состояниями, а также дети с нарушениями поведения.

     Ранняя  детская нервность — это особый тип развития нервной системы, в  возникновении которой большая  роль принадлежит наследственным факторам. Дети отличаются повышенной нервной  возбудимостью, плохой адаптацией к изменяющимся условиям.

     По  особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом у детей преобладают  повышенная возбудимость и раздражительность. Дети гиперактивны, склонны к колебаниям настроения, внимание их крайне неустойчиво, затруднения в установлении коммуникаций.

     При втором варианте преобладают явления  повышенной истощаемости. Дети заторможены, плохо адаптируются к изменениям в окружающей среде, отличаются повышенной чувствительностью, не уверены в себе, тревожны.

     Учитывая  повышенную истощаемость нервной системы, важно избегать физического и  умственного перенапряжения, проводить  мероприятия по физическому воспитанию. В связи с этим большое значение имеют правильные режим, физкультура (гимнастика, спортивные игры), закаливание организма с целью укрепления здоровья.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Важная  проблема в работе с дефективными - организация и содержание психолого-педагогического изучения их. От правильного решения этой проблемы во многом зависит эффективность всей коррекционной работы с ними. Так, от верного определения диагноза и степени обучаемости детей зависит комплектование как детских учреждений в целом, так и отдельных групп и классов, входящих в их состав. В свою очередь правильно организованное последующее изучение воспитанников обеспечит наиболее рациональное использование путей и методов воспитания детей с целью их максимального психофизического развития.

     Дети  с различными дефектами помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. В тех случаях, когда глубоко такие дети находятся в семье, они получают пенсию как инвалиды детства.

     В ряде стран в течение последних  десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей с различными дефектами с целью их дальнейшей социальной адаптации. Обучение и воспитание таких детей осуществляются в специальных учреждениях различного типа (специальные дошкольные учреждения, школы, классы, центры и т.п.)

     Постоянно совершенствуются организационные  формы деятельности специальных учреждений. В настоящее время ряд детских домов-интернатов работает по режиму пятидневки. Это дает возможность шире использовать столь необходимые для развития дефективных детей социальные контакты и привлекать родителей к непосредственному участию в воспитании ребенка.

     Во  многих домах-интернатах имеются диагностические  группы, куда направляются вновь поступившие  воспитанники. В течение 3-4 месяцев  у них выявляются возможности  в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности.

     Большое внимание уделяется совершенствованию  системы коррекционно-воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов. 
Также уделяется внимание развитию речи и познавательной деятельности.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. - М.,1994.
  2. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. — М., 1999.
  3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
  4. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. — М., 1996.
  5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,  
    М.С. Певзнер. — М., 1973.
  6. Воропаева, И.Г. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.Г. Воропаева. — М.,1993.
  7. Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1981.
  8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред.  
    С.С. Ляпидевского. — М., 1960.
  9. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.,1990.
  10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.,1995.
  11. Дети с задержкой психического развития. - М.,1984.
  12. Детская патопсихология. Хрестоматия. / Сос Белопольская. Н.Л. - М.,1999.
  13. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. - М.,1995.
  14. Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
  15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М.,1997.
  16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. — 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.
  17. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.,1985г.
  18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М.,1985.
  19. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.,1989.
  20. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст / Е.М.Мастюкова. — М., 1997.
  21. Минаева,В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. — М., 1999. — 44 с.
  22. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. - М.,1997.
  23. Обучение детей с ЗПР / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
  24. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста / Под ред. И.К. Романова. — М., 1993.
  25. Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия/Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.,1996.
  26. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
  27. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.
  28. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. - М-В-Ж.,1996.
  29. Психолингвистика и современная логопедия. - М.,1997г.
  30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка./Под ред. М.М. Семаго. - М.,1999.
  31. Психодиагностический комплекс методик. Переслени Л.И. - М.,1996.
  32. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1986.
  33. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. - М.,1997.
  34. Стрелкова, Л.П. Игра и ее роль в эмоциональном развитии ребенка / Л.П. Стрелкова. — М., 1978.
  35. Ступеньки развития. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры / Под ред. Н.Ю Боряковой, А.В. Окороковой. — М., 1999.
  36. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.,1986.
  37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития, - М.,1990.
  38. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990.
  39. Фадина, Г. В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 80 с.
  40. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993, № 5.
  41. Шипицина Л.М., К. Ван Рейсвейк Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб., 1998.
  42. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. — 1998. — №3.
  43. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. — М., 1990.

 

     Приложение  №1

 

Схема исследования детей  дошкольного возраста 

1. Психологический  анамнез: паспортные данные ребёнка,  данные медицинской диагностики  (слух, зрение, состояние здоровья, результаты  психоневрологического исследования), сведения о раннем развитии ребёнка (пренатальный, натальный и постнатальнй периоды развития), сведения о социальном развитии ребёнка (данные о родителях, материально-бытовых условиях жизни, сведения о воспитании).

2. Собственно  психологическое обследование:

Сюжетно-ролевая игра: интерес к игровой деятельности, использование перцептивно-интеллектуальных действий, вербализация игровых действий, организующая помощь взрослого.

Речевая деятельность: понимание речи, объём пассивного и активного словаря, исследование фонематического слуха и восприятия, связность речи, умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать тексты, умение использовать разнообразные части речи, анализ семантического поля и лексических связей.

Интеллектуальная  деятельность: наглядные формы мышления, словесно-логические операции, способ деятельности, произвольность психических процессов, объём помощи и уровень обучаемости.

Изобразительная деятельность: сформированность изобразительных  навыков, системы сенсорных эталонов, состояние мелкой моторики, анализ эмоциональных переживаний и личностного развития детей.

3. Особенности  личностного, коммуникативного и  эмоционального развития (по результатам  наблюдений): эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональные реакции,  индивидуальные особенности развития темперамента, характерологические черты личности по типу активности и реактивности, особенности поведения в группе, характер межличностных взаимодействий, социальный статус личности.

4. Психологическое  заключение: особенности актуального развития детей в разных видах деятельности, коррекционно-педагогические мероприятия, методические рекомендации специалистам дошкольного образования. 

 

Приложение №2 

Программа диагностики психологического развития  
детей дошкольного возраста

  1. Беседа с ребёнком с целью оценить дифференцированность запаса сведений об окружающем мире и социальной позиции ребёнка.
  2. Исследование понимания инструктивной речи взрослого.
  3. Исследование невербальных психических процессов: свойств внимания (методика Пьерона — Рузера); зрительной памяти (методика Рыбакова); дифференцированности восприятия (лото Когана); наглядных форм мышления (доски Сегена, матрицы Равена).
  4. Исследование вербальных психических процессов: логической (10 слов по А.Р. Лурия) и опосредованной (пиктограмма) памяти; исследование словесно-логических операций: сравнение, обобщение, классификация (4 лишний, последовательность событий, субтест на логическое мышление Векслера).
  5. Оценка эмоционального развития (проективные методики, цветовой тест отношений, эмоциональная цветопись Лутошкина).
  6. Оценка личностного развития (исследование самосознания, самооценки, произвольности, креативности, детской компетентности).
  7. Оценка сформированности учебных навыков (саморегуляция, планирование, навыков продуктивной деятельности).
 

 

Приложение №3

Схема исследования психологической  готовности к школьному  обучению

  1. Исследование восприятия: формы, цвета и величины.
  2. Исследование внимания: устойчивости, переключения и распределения.
  3. Исследование памяти: приёмов запоминания, доминирование типа памяти, произвольности, точности воспроизведения и работоспособности.
  4. Исследование мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
  5. Исследование эмоционального развития: устойчивость, эмоциональное состояние, склонность к неадекватным реакциям, эмоциональная регуляция.
 

 

 

Приложение № 4

Программа диагностики психологической  готовности детей  к школе.

Субтесты Протокол 
тестировая
Уровни Баллы
1. Методика  С. Лиепинь   н с в 1 2    
2. Методика  Д.Е. Рыбакова                
3. Тест  Когана                
4. Исследование  мыслительной деятельности:

а)

б)

в)

г)

д)

  е)

               
5. Тест  «Запрещенные слова»                 
6. Методика  Эббингауза

а)

б)

  в)

               
7. Решение  учебной задачи                
8. Тест  «Палочки-крестики»                
Методика  А.Н.Лутошкина                

 

Сумма баллов

Общий уровень

Вывод 

 

 

Приложение № 5

Психолого-педагогическая карта

1. Интеллектуальная деятельность Уровни  развития
низкий средний высокий
1. Восприятие       
2. Внимание       
3. Память      
4. Схематическое  мышление      
5. Словесно-логическое мышление      
Общий уровень развития 

2.

Речь      
1. Звукопроизношение      
2. Фонематический  слух      
3. Словарь      
4. Лексика      
5. Грамматика      
6. Связная  речь      
Общий уровень развития

3.

Зоны  эмоционального самочувствия Цветосимволы Общий эмоциональный  фон настроения
красный зеленый серый черный корич 
невый
белый
1. Игра              
2. Занятие              
3. Семья              
4. Друзья              
5. Воспитатель              
6. Группа              
7. Школа              

Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС