Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат
Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
На данном этапе детям нужно объяснить, что вне речи мы дышим через нос, а во время речи вдох берем через рот.
Мы должны обратить внимание детей на то, что
— нельзя начинать говорить не сделав вдох;
— говорить нужно только на выдохе;
— чтобы во время вдоха не втягивал воздухом нос, а делал вдох через рот;
— чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох - длительным и плавным;
— чтобы при вдохе живот поджимался, а при выдохе опадал;
— чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижны;
— чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе;
— чтобы, сделав вдох, ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания;
— Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
б) Одно из условий правильной, красивой речи - ясность и четкость произнесения. Наиболее распространенный дефект детей с дизартрией - речь сквозь зубы. Для устранения таких недостатков на данном этапе предлагается артикуляционная гимнастика (смотри приложение).
Эта гимнастика хорошо развивает подвижность всех органов артикуляции, а это - залог четкой артикуляции.
в) Основой нашей речи являются гласные звуки.
Как правило, у детей с легкой формой дизартрии произношение гласных звуков не составляет затруднения. Исключение составляют: (йа), (йэ), (йо), (йу), обозначаемые буквами я, е, ё, ю.
Если ребенку трудно произносить их, то на первых порах можно заменить звук (й) звуком (и). Например: яма- иама
ельник- иэльник
ежик - иожик
юбка - иубка.
Сначала отрабатывается каждый гласный звук в отдельности, при этом уточняется его артикуляция. Все упражнения по артикуляции гласных звуков и их автоматизации выносятся также для работы над ними дома. Данные упражнения выполняются перед зеркалом.
После того как отработаны каждый гласный звук в отдельности, логопед переходит к упражнениям на сочетания гласных звуков. (ау-ао-аи-аы, аэо-аэоу и т.д.). В этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент - слитность.
III этап.
Работа над словами.
Работа начинается с артикуляции гласных звуков изолированно в сочетании. После этого можно перейти к работе над словами. Особое внимание при этом нужно уделить вниманию выделять ударный гласный звук. Ударный звук нужно произносить гораздо длительнее и громче других. Работу надо начинать с таких слов, у которых ударный звук стоит вначале слова.
Например: азбука, эхо, орден, улица, иволга, яблоко...
После того как дети научатся четко выделять ударный гласный звук в начале слова, нужно потренироваться в умении правильно произносить его в середине и в конце слова, например:
1) акула, ошибка, улитка, иголка...
2) абажур, океан, инженер, эскимо, ученик...
Можно предложить выписать слова на заданный звук, в слове поставить ударение, ударную гласную обвести цветным карандашом. Произнести слово выделяя ударный звук.
— Также можно провести игру с мячом. Ударный гласный выделяется ударом мяча о пол. После каждого слова делается пауза.
— После однократного проговаривания слов можно перейти к произнесению каждого слова по три раза на одном выдохе слитно Аня, Аня, Аня. Произнести слитно - это значит сказать так, чтобы последний (я) слился с первым (а).
Работа над словами начинается с согласных звуков.
При дизартрии произнесение слов, начинающихся с согласных звуков, нередко вызывает затруднение. Чаще всего вызывают затруднение слова, начинающиеся с (п, б, т, д, к, г), хотя артикуляция их очень проста.
Для этого в начале уточняется артикуляция этих звуков, а затем проговариваются эти звуки изолированно. После проговариваются в сочетании с гласными (па, бо, то, ды, ки, гу), в затем с согласными (пр, бр, тр, др, кс, гз) и лишь после этого отрабатывают в словах по той же схеме, что согласные.
На данном этапе дети придерживаются следующих речевых правил:
— Расходуй воздух в основном на гласные звуки.
— Гласные звуки произноси широко и громко.
— Не нажимай на согласные, произноси их легко, без напряжения.
— В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный; произноси его громче и протяжнее.
Для закрепления всех приобретенных речевых навыков полезны речевые игры (смотри приложение). Проведение таких игр можно начинать с первых занятий.
Счетные упражнения.
Порядковый счет - это тот вид упражнений, который можно вводить с первых занятий. Здесь все внимание уделяется тому, как нужно говорить.
Некоторые варианты счетных упражнений:
— Порядковый счет от 1 до 20, от 20 до 100, от 100 до 1000 и так далее (считать нужно по одному числу на выдохе).
— Произнесение только четных или нечетных чисел.
— Счет двойками, тройками (2 - 22 - 222 - 2222...)
— Составление счетных пирамидок:
3.
33.
333.
3333. Название полученных чисел.
33333.
333333.
— Счет предметов.
При выполнении счетных упражнений следует обращать внимание на то, чтобы ребенок строго соблюдал правила речи. Оживить эту работу можно играми (смотри приложение).
IV этап.
Работа над фразой.
В работе над фразой надо руководствоваться следующими речевыми правилами:
— Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном вдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
— Длинные предложения дели на смысловые отрезки 3-4 слова, между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
— Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
Работа над фразой - это очень важный и большой раздел коррекционной работы.
В отличие от работы над словами, в работе над фразой надо думать над смысловой стороной сказанного.
1. Удобнее всего работу над
фразами начать с самых
— оба слова начинаются с гласного (Уроки окончены);
— первое слово начинается с гласного, а второе - с согласного (Окна вымыты);
— первое слово начинается с согласного, а второе - с гласного (Магазин открыт);
— оба слова начинаются с согласного (Начинаются занятия).
Можно дать следующее домашнее задание:
"По данным образцам составить и записать в тетради свои примеры. Прочитать эти словосочетания слитно (Аисты улетели) перед зеркалом".
2. Предложить работу над фразами целесообразно, используя спряжение предложений. Данному виду работы отводится довольно много внимания.
Например:
Я говорю смело и уверенно.
Ты говоришь смело и уверенно.
Он говорит смело и уверенно.
Она говорит смело и уверенно.
Мы говорим смело и уверенно.
Вы говорите смело и уверенно.
Они говорят смело и уверенно.
Предлагается изменить следующую фразу по данному образцу самостоятельно.
3. После простых предложений, которые произносятся на одном выдохе, без пауз, переходят к развернутым предложениям. Чтобы правильно произнести длинное предложение, надо его разбить на смысловые отрезки, которых может быть 2, 3, 4 и более. После каждого смыслового отрезка нужно делать остановку (паузу) и новый вдох. На первых порах логопед рекомендует детям во время паузы считать про себя до трех. Необходимо убедить ребенка в важности пауз, приводя примеры, когда в зависимости от места паузы меняется смысл всего предложения.
Например:
а) Таня заинтересовала его / игрушками младшего брата. - то получится что Таня заинтересовала "его" (кого-то) игрушками, которые принадлежат ее младшему брату.
б) Таня заинтересовала его игрушками младшего брата. - получится, что Таня заинтересовала его "игрушками" младшего брата и так далее.
Хорошим материалом для работы над фразой с паузами являются пословицы, тем более что они входят в школьную программу. Отрабатывая пословицы отрабатывается яркость, выразительность речи и обогащается речь детей.
Примеры пословиц:
— Без друга /в жизни туго/
— Где нет знаний, /там нет и смелости/
— ошибайся, /да сознавайся/
Логопед может предложить детям на дом: "Выписать пословицы в тетрадь, расставляя паузы и заучить их наизусть."
Работу над фразой с одной паузой нельзя ограничить только пословицами. Нужно тренировать детей в произнесении фраз 2, 3, 4... паузами. Сделать это можно на приведенном в приложении материале.
На этом этапе домашняя речевая работа должна проводиться так: начинать свой день ребенок должен с проведения звуковой зарядки (артикуляционной гимнастики), а затем надо потренироваться в произнесении гласных звуков и в сочетаниях. Обязательно надо включить звуки (я) (е) (ё) (ю). Родители должны принимать в этой работе активное участие.
Закончить утреннюю речевую "разминку" рекомендуется спряжением фраз бодрого, жизнерадостного содержания (самовнушение).
Например:
Я встал в хорошем настроении./
Я буду четко выполнять режим дня./
Я буду смело отвечать на уроках./
Я буду говорить слитно и неторопливо./
У меня все получится./
Такие формулы можно предложить составить самому ребенку или с помощью родителей.
V этап.
Работа над выразительностью речи.
Важным элементом выразительности речи является интонация. Существует три вида интонаций: утвердительная, восклицательная, вопросительная.
Чтобы ребенок умел легко и свободно произносить фразы с разными интонациями, логопед предлагает поупражняться им на большом количестве примеров.
Упражнения:
1. Произнеси одно и то же
предложение с разной
2. Произнеси предложение с
Да здравствует мир во всем мире!
Будь готов! - Всегда готов!
Пусть всегда будет солнце!
Закаляйся, как сталь!
3. Произнеси предложение с
Кем ты хочешь быть?
Какое сегодня число?
Который час?
Как ты проводишь свободное время?
4. Дается несколько предложений для самостоятельной тренировки.
Работа над интонацией всегда идет параллельно с работой над логическим ударением. Логическое ударение падает на то слово в предложении, которое говорящий считает наиболее важным. Очень удобно тренировать детей в выделении логического ударения при спряжении предложений.
Например: Я читаю книгу.
Ты читаешь книгу.
Он читает книгу.
Можно предложить детям придумать короткую фразу из 3-5 слов и произнести ее столько раз, сколь слов в предложении. При этом каждый раз нужно делать логическое ударение на следующем слове.
Например: Андрей помог сестре.
Андрей помог сестре.
Андрей помог сестре.
Если ребенку трудно выделить логическое ударение, логопед может помочь ему, задавая вопросы.
Например: Кто помог сестре? (Андрей помог сестре).
Что сделал Андрей ? (Андрей помог сестре).
Кому помог Андрей? (Андрей помог сестре).
При работе над выразительностью речи логопед постоянно напоминает детям о значении паузы.
Закрепляя правильные речевые навыки на фразовом материале, логопед предлагает различные речевые игры. (смотри приложение).
Лишь после того, когда на логопедических занятиях уже хорошо отработаны фразы, мы переходим к следующему этапу коррекционной работы.
В конце данного этапа можно провести открытое занятие для родителей заикающихся детей в виде викторины.
VI этап.
Кратковременные речевые задания.
Если дети научились совершенно легко и свободно, правильно произносить любые фразы на занятиях, можно попробовать перенести этот навык в повседневную жизнь. Но при этом нужно помнить, что в жизненных ситуациях от ребенка можно требовать только то, что хорошо отработано на занятиях и дома.
Ребенок должен обладать очень большой волей, чтобы противостоять окружающей его действительности. Ведь в жизни его занимают и отвлекают тысячи вещей, на которые он реагирует по-разному. Это будоражит его нервную систему и он не может всегда и везде говорить по-новому. Навык последовательной речи нужно вырабатывать постепенно. Для полной автоматизации правильной речи нужна большая и длительная тренировка. Чтобы облегчить ребенку эту задачу, нужно начинать с очень конкретных и коротких поручений. Это могут быть такие поручения: "Сходи на почту и по всем правилам спроси, есть ли праздничные открытки, потом расскажешь мне, как ты говорил", "Купи в киоске журнал, газету", "Попроси библиотекаря подобрать тебе интересную книгу", "Позвони кому-нибудь по телефону". При последнем задании нужно предложить ребенку, чтобы он, набирая номер телефона, проговаривал его вслух.