Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат

Краткое описание

Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности коррекционной работы по устранению нарушений.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

 

Приложение 5

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИМПРОВИЗИРОВАННЫХ ДИАЛОГОВ.

1. Касса кинотеатра.

2. Библиотека.

3. Встреча с другом после каникул.

4. Беседа о посещении выставки.

5. Врач-больной.

6. Консультации по поводу трудных  школьных заданий.

7. Покупка в магазине сувениров.

8. Покупка в различных отделах  гастронома (бакалея, молочный, кондитерский).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДЛЯ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ.

1. С заболевшим другом.

2. Приглашение на прогулку, в  кино, в театр, покататься на лыжах.

3. Приглашение на торжество по  поводу дня рождения.

4. Что подарить маме, бабушке.

5. Как самому испечь торт, сварить борщ (Расскажи!).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РАССКАЗОВ.

1. Раннее детство (первое воспоминание).

2. Первая учительница.

3. Отдых на море.

4. Хлеб.

5. Наши природные богатства: недра, вода, лес.

6. Птицы средней полосы.

7. Обитатели морей.

8. Зоопарк.

9. Музыкальные инструменты.

10. Времена года.

11. День Победы.

 

Приложение 6

 

Функциональная тренировка речи на I этапе коррекции

 

Выход в город на улицу Советскую.

Цели:

1. Функциональная тренировка речи.

2. Ознакомление подростков с  одной из наиболее известных улиц города.

3. Развитие познавательной активности  подростков, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

Подготовка к выходу в город

1. Беседа о выходе в город  на улицу Советскую

а) сообщение цели выхода в город;

б) выявление знаний подростков о улице Советской;

в) короткое ознакомление с достопримечательностями улицы Советской.

2) Запись вопросов к выходу  в город

Вопросы по пути от логопедического пункта и обратно:

— Как доехать до улицы Советской?

— На каком транспорте?

— Какая улица находится поблизости?

— Как пройти к остановке автобуса?

— Где находится библиотека Ленина?

— Где находится "Детский мир", банк?

— Как с улицы Советской попасть на улицу Ленина?

— Как приобрести билет в автобусе?

— Как добраться до кинотеатра "Дружба", где он находится?

Вопросы у киоска "Информпечать".

— У вас есть газета "Совершенно секретно"?

— Сколько стоит журнал "Сканворд"?

  • У вас есть длинные синие стержни для авторучки?
  • Сколько стоит конверт, открытка, блокнот?

Вопросы в транспорте.

— Скажите, пожалуйста, сколько остановок до ...?

— Какая следующая остановка?

— Сколько стоит один билет?

— Вы сейчас будете выходить?

Вопросы записываются в тетрадь, заучиваются и отрабатываются на логопедических занятиях.

На следующий день пациенты составляют отчет, в который включаются ответы на следующие вопросы:

— Куда ходила ваша логопедическая группа?

— Какие задачи ставились перед выходом в город?

— Как справились с задачами выхода?

— Какие испытывали трудности?

— Как можно оценить речевую работу?

— Что нового узнали из похода в город?

 

Приложение 7

 

Функциональная тренировка речи на II этапе коррекции

Посещение музея. Выставка работ В.М. Васнецова.

Цель: функциональная тренировка.

Задача: закрепление речевых навыков самостоятельной речи; активизация познавательных интересов; обогащение словаря; воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.

Подготовка к выходу в город проводится в форме беседы.

Цель беседы:

— сообщение места и задач функциональной тренировки;

— выявить знания о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова;

— вызвать интерес к деятельности художника.

Вопросы:

Кому знакомо имя В.М. Васнецова?

Чем знаменит этот человек?

Что характерно для творчества В.М.Васнецова?

С какими полотнами знакомы?

Что известно о жизни художника?

Для ознакомления с жизнью и творчеством художника подросткам раздаются тексты с описанием жизни и творчества и комплект открыток с изображением работ. На этом подготовка заканчивается.

По пути следования в музей подростки задают соответствующие вопросы, а в музее предлагается описать одну из картин.

После посещения музея проходит отчетное собрание группы, на котором дается детальный анализ описания картин подростками.

 

Приложение 8

Функциональная тренировка речи на III этапе коррекции

Посещение музея изобразительных искусств.

Цель: функциональная тренировка речи.

Задачи:

— закрепление речевых навыков, полученных на занятии;

— активизирование познавательной деятельности.

На логопедическом занятии, предшествующем выходу, подросткам сообщается о месте проведения функциональной тренировки. перед ними ставится задача - дать описательную характеристику одной из картин по такому плану:

1) Время создания полотна.

2) Что ты знаешь о художниках?

3) Содержание картины.

4) Какие преобладают цвета?

5) Какое настроение вызывает у тебя картина?

6) В каком жанре написана картина ?

 

Приложение 9

ПРАВИЛА РЕЧИ.

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседника. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. держись прямо, уверенно.

Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

Гласные звуки произноси широко и громко.

Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных согласных.

Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузу между предложениями

Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

Говори громко, четко, выразительно.

 

Приложение 10

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

ЗАДУЙ СВЕЧКУ.

Дети держат полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы пламя "свечи" отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на "свечу"

Лопнула шина.

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг -"шину". На выдохе дети произносят медленно звук "ш-ш-ш". Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот.

Воздушный шар.

Выполнение упражнения аналогично упражнению "Лопнула шина", но во время выдоха дети произносят звук "ф-ф-ф".

Жук жужжит.

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят "ж-ж-ж", опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают произвольный вдох.

Гуси.

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно "Г-а-а-а". Принимая исходное положение, производится вдох.

 

Приложение  11

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

1. Дежурная буква.

Ведущий называет какую-нибудь букву. Каждый из участников по очереди должен назвать слово, начинающееся с этой буквы. повторять слова нельзя. Игру можно усложнить, ограничив выбор слов на заданную букву какой-нибудь темой, например: звери, овощи, одежда, мебель и так далее..

2. Закончи слово.

Один из участников игры произносит половину какого-нибудь слова, другой заканчивает это слово и в свою очередь говорит первую половину нового слова.

3. Интересное свойство

Ведущий называет короткое слово. Если изменить в нем первую букву, то получаются новые слова.

Например: дом - том, сом, ком, лом, ром. Для этой игры лучше всего взять следующие слова : бок, рок, кот, пар, кора, роза, пара, балка, кочка.

4. Прибавь букву.

Ведущий называет слово. Нужно поставить спереди одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: Оля-Коля, елка-телка, рот-крот, игры-тигры, раки-драки, мех-смех, бор-сбор, доска-удочка.

Эту игру можно изменить, прибавляя не одну букву, а целый слог: бочка-бабочка, коза-стрекоза, сор-мусор, рожок-пирожок, почка-тапочка, кашка-букашка.

СЧЕТНЫЕ ИГРЫ.

1. Не собьюсь.

Назвать по порядку числа от 1 до 30, пропуская те из них, которые оканчиваются на 3. вместо них надо говорить слово "не собьюсь".

2. Прибавь 3, отними 2!

Предлагается к названому числу в уме прибавлять по 3, а ответ назвать вслух, \затем в уме отнимать от полученного числа 2 , а ответ опять сказать вслух...

 

Приложение 12

Фразы с одной паузой.

1. В городском саду /было тепло  и сухо./

2. У самой дороги /росла стройная  береза./

3. Весенний легкий ветерок /беззвучно  шевелил траву./

4. Строгое выполнение режима  дня /закрепляет волю./

5. Бодрое слово товарища /поддерживает в трудную минуту./

Фразы с двумя паузами.

1. Когда ребята миновали подъем /перед ними открылось широкое  ровное пространство./

2. Домашние задания /надо выполнять  не только правильно, но и аккуратно./

3. Надо применять в жизни /полученные  в школе знания и навыки./

4. Тысячу лет назад /нашу планету  населяли славяне./

Фразы с тремя и более паузами.

1. Богатая звездами /безлунная ночь / накрыла город/ синим бархатом./

2. Большое значение /для выбора  профессии/ имеет изучение биографии / выдающихся людей./

3. С поля очень медленно /поднимается туман/, и матовой пеленой /застилает все,/ доступное для глаза./

4. Сияло солнце, /вздыхала степь,/ блестела трава/ в бриллиантах дождя./

 


Информация о работе Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии