Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Проблема становления лексико-
у детей в
трудах отечественных учённых………………………
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………...
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР
(этиология, классификация)…………
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….……………………
2.1 Методика обследования
лексико-грамматического строя
у детей с ОНР…………………………………………………
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение……………………………………………………
Литература……
Введение
Актуальность темы.
Нарушение речи у детей
Существуют нарушения,
охватывающие как фонетико-
Дети с общим
недоразвитием речи, являются основным
контингентом логопедических
Нарушения лексико-
Речевое развитие
рассматривается в психологии
и педагогике как общая основа
обучения и воспитания. Одной
из главных задач развития
речи является формирование её
лексико-грамматического строя
Таким образом,
нарушение лексико-
Цель: Теория изучение особенностей
нарушения лексико-грамматическ
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать
причины нарушения лексико-
Изучить психолого-
Сравнить развития
лексико-грамматического строя
Рассмотреть работу
по устранению нарушения
1. Проблема
становления лексико-
1.1 Становление
лексико-грамматической
Под лексико-грамматической
стороной речи понимают
Слова – основная
лексическая единица,
Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь активный и пассивный.
Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь
ребенка входит
Пассивный словарь
– это слова, которые
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.
К 2-му году жизни
словарь ребенка содержит
Грамматическая структура
предложения усваивается
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.
На данном этапе
формируется глагольное
К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
При нормальном
речевом развитии дети к 5 годам
овладевают всеми типами склоне
После 5 лет дети
выделяют части предметов,
Таким образом,
к концу дошкольного периода,
к моменту поступления школу,
дети имеют довольно
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи (ОНР), было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.Н. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.) в 50–60-е гг. 20в.
Под ОНР у детей
с нормальным слухом и
Под уровнем недоразвития речи Р.Е. Левина, выделяла «отсутствие общеупотребительной речи», которое характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения (алалия, слухонемота).
Общее недоразвитие
речи – различные сложные
Общее недоразвитие
речи в чистом виде
Неполноценная речевая
деятельность накладывает
Характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Одним из ведущих
признаков является более
Неполноценная речевая деятельность накладывает от печаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Особенности мышления дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В связи с общей
соматической ослабленностью
Этиология общего недоразвития речи.
Причины общего недоразвития речи могут быть различны, и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлении:
Слабость акустико-
Органическое поражение или недоразвитие отделов центральной нервной системы.
Физическая ослабленность
ребенка, частыми
Общее недоразвитие
речи может быть вызвано и
социальными причинами (
Классификация детей с ОНР.
По степени тяжести
проявления дефекта условно
I уровень речевого развития характеризуется ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.
Дифференцированное
обозначение предметов и