Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Кафедра общей педагогической психологии
студент II курса
психолого-педагогического факультета,
специальность «Психология образования»
Курсовая работа.
Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.
Научный руководитель:
Ассистент кафедры общей
педагогической психологии
Щелина Светлана Олеговна
Арзамас,2014 год.
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы
изучения проблемы межличностных отношений
подростков в психолого-педагогической
литературе....................
Выводы по 1 главе………………………………………………….. Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками……………………………….. 2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………... 2.2. Анализ результатов
экспериментального 2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками……………………………....... Выводы по 2 главе………………………………………………….. Заключение…………………………………………………… Литература…………………………………………………… Приложения…………………………………………………… |
3
7
7
13
21 28
30
30
38
46 57
58 62
67 |
Введение
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Подросток много думает о себе, и возникающее у него чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в принятии его другими, в позитивных оценках, но в подростковом возрасте эта потребность выражена наиболее ярко. В настоящее время растут такие негативные социальные явления, как преступность, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение молодежи.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ребенка в системе сложившихся в классном коллективе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для подросткового возраста. Группа подростков, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений, обладает схожими характеристиками: трудности в общении со сверстниками, неуживчивость, вспыльчивости, грубости, замкнутости, их отличает жадность и зазнайство, навязчивость и неряшливость. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения.
Для подростка наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.
В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Однако в современной практике наблюдается противоречие между необходимостью исследования особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками и недостаточной теоретической изученностью и методической оснащенностью практической деятельности педагога-психолога в названном направлении.
На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.
Объект исследования – дети подросткового возраста.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.
Гипотеза исследования: своевременное изучение особенностей взаимоотношений подростков со сверстниками позволит разработать и предложить комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками.
Задачи исследования:
Методологическими основами исследования послужили положения отечественной психологии о деятельностно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека; об обусловленности личностного развития биологическими и социальными факторами.
Теоретическими основами исследования послужили труды А.А.Бодалева, В.Н.Мясищева, А.В.Петровского по проблеме межличностного взаимодействия, работы А.Д.Глоточкина, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, Д.И.Фельдштейна об особенностях межличностных отношений подростков со сверстниками, работы М.И.Лисиной, А.Р.Маллера, В.С.Мерлина о возможностях психолого-педагогической помощи подросткам в условиях общеобразовательных учреждений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, тест-опросник «Оценка коммуникативных навыков» Е.Н. Рогова, экспресс-методика «Психологический климат в группе» Э.Р. Ахмеджанова;
-методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база:
____________________. В исследовании приняли участие учащиеся седьмого класса в количестве 14 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучены особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками. Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования в развитии межличностных отношений подростков со сверстниками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
Межличностные отношения, так же как и близкое им понятие «взаимоотношения» - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.
Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент [9,с.10].
Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады [10,с.25].
Согласно концепции В.Н.Мясищева, что «отношения индивида к людям, как правило, являются одновременно и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности люди, не могут, так или иначе, относиться друг к другу: взаимоотношения это чувства, направленные на других людей, морально-интимное поле совместной деятельности» [10,с.31].
Взаимоотношения, как эмоциональный феномен проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов контактной группы. Такие переживания можно обнаружить в моторике и вегетативных явлениях с помощью специальных физиологических методов исследования и на основе словесного отчета испытуемых. Беря за основу нашего понимания тот факт, что межличностные отношения – особый вид проявления человеческих чувств направленных на других людей, мы видим необходимость в самостоятельном существовании этой психологической категории в отличие от других внутригрупповых психологических феноменов – поведенческих и когнитивных. И хотя эти феномены реально не могут иметь место без эмоциональной окраски той или иной модальности, сами отношения к другому человеку, эмоциональные переживания личности, отражающие ценность для нее какого-либо индивида, а также малой группы, в которую эта личность входит, как правило, непременно проявляются в общении и совместной деятельности с окружающими людьми. Правда, в отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения «являются», актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире [13,с.24].
В межличностных отношениях можно выделить 2 составные части. Внешняя их часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, внутренняя часть, большая, чем внешняя, остается скрытой. Соотношение двух частей – видимой и глубинной – у конкретного человека зависит от степени его открытости и искренности. В некоторых случаях весь богатый арсенал коммуникативных средств личности, а также внешнего поведения может быть направлен не на реализацию, напротив, на маскировку истинного отношения к другому человеку [33,с.74].
Подчеркивая значение эмоционального начала в человеческих отношениях, нельзя скидывать со счетов рациональный компонент, присутствующий в них, как и в любой человеческой эмоции, и, вероятно, одним из главных оснований, по которому можно классифицировать межличностные отношения, будет степень выраженности в «направленных чувствах» этого рационального компонента: в отношениях деловых, оценочных его доля будет значительнее, чем в собственно личностных по терминологии В.Н. Мясищева – наиболее эмоциональном виде отношений. В реальной жизнедеятельности людей.
Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные параметры. В.Н. Мясищев вычленял эмоциональные личностные отношения (привязанность, неприязнь, враждебность и наряду с этим чувства симпатии, любви, ненависти) и отношения более высокого осознанного уровня – идейные и принципиальные. Было отмечено, что «последние тесно связаны с эмоциональными отношениями, и о необходимости формировать стойкие, соответствующие социальным требованиям отношения, считая, что только в этом случае они будут играть определяющую роль в системе многообразных воздействий при формировании мотивов личности» [10,с.42].
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками