Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Предметом исследования является проявления особенностей письма. Объектом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушения письма у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….........6 1.1 Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе…………………...6 1.2 Дисграфия: понятие, симптоматика, этиология…………………………...10 1.3 Виды дисграфии……………………………………………………………..14 Выводы к 1 главе………………………………………………………………...21 Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22 2.1 Цель, задачи экспериментального исследования………………………….22 2.2 Описание экспериментальных методик……………………………………23 Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29 Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников………………………………………………………………………30 3.1 Теоретическое обоснование методики……………………………………..30 3.2 Содержание коррекционной работы……………………………………….31 Заключение……………………………………………………………………….43 Список литературы……………………………
Учитель предлагает детям назвать
все слово, определить, в каком слоге указанный
звук;
1) по сюжетной картинке назвать
слова с указанным звуком;
2) выделить из предложения слово,
включающее в себя данный звук, и показать
соответствующую карточку с буквой;
3) дополнить предложение словами,
в которых имеется названный звук
(с опорой на картинки).
Например, учитель называет часть
предложения, а ученики выбирают
картинку на определенный звук
[р] и дополняют предложение соответствующими
словами:
Мама посадила на грядке…(свекла,
лук, морковь). В цирке мы видели…(лев,
тигр, слон). На клумбе расцвели…(маки,
тюльпаны, розы).
Вначале ребенок произносит
недостающее слово, а затем все предложение
полностью.
Игра «Лото».
Детям предлагаются карточки
с картинками на слова, включающие в себя
названный звук и не имеющие его, а также
цветные квадратики с буквами или без
буквы, обозначающей звук. Учитель называет
слова, дети находят на карточке соответствующую
картинку, определяют, есть ли в названии
указанный звук, и закрывают картинку
квадратиком с буквой, если в слове есть
этот звук, и цветным квадратиком, если
в слове нет данного звука.
Второй этап.
Вычленение звука из начала и конца слова.
Вычленение первого ударного
гласного из слова.
Определить первый звук в словах:
ослик, искра, ужин, узел, обувь, удочка,
уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей,
аист, окунь, утро, иней, имя, яблоко.
Выбрать картинки, названия
которых начинаются с ударных гласных
(а, о, у). Предлагаются картинки, на которых
нарисованы: мышка, окно, астра, осы, улица,
аист, улей, утка, азбука, угол.
Подобрать букву к картинке,
соответствующую первому звуку слова.
Предлагаются картинки, названия которых
начинаются с ударного гласного, например:
ослик, утка, астра.
Игра «Цепочка
слов».
Подобрать слова так, чтобы
последний звук сказанного слова стал
первым звуком следующего.
Например: окно - Оля - яблоко…
Назвать слова, начинающиеся
с ударного гласного звука.
Вычленение последнего ударного
гласного из слова.
Определить последний звук
в словах: окно, пила, гора, трава, цветы,
часы, среда, труба, носки.
Отобрать картинки, названия
которых заканчиваются на ударные гласные
(а, о..). Предлагаются картинки, на которых
нарисованы окно, оса и т. д.
Подобрать букву к картинке,
соответствующую последнему звуку слова.
Предлагаются картинки, названия которых
заканчиваются ударными гласными.
Игра « Лото»
Предлагаются карточки с картинками.
Учитель называет слово, ученик закрывает
картинку карточкой с той буквой, которой
слово заканчивается.
Например: картинка с изображением
окна закрывается карточкой с буквой о.
Рассмотреть рисунки. Показать предметы, названия которых оканчиваются ударным гласным звуком.
Вычленение первого согласного
из слова.
Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т. д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
Изменить первый звук слова.
Учитель называет слово, дети определяют
первый звук. Далее им предлагается заменить
первый звук в слове на другой. Например: в слове гость заменить звук [г] звук [к]; в слове карта заменить звук [к] на звук [п].
Отгадать загадку. Назвать
первый звук в отгадке.
Два березовых коня Летом бродит
без дороги
По снегам несут меня, Между
сосен и берез,
Кони эти рыжие, А зимой он спит
в берлоге,
И зовут их…(лыжи). От мороза
прячет нос (медведь).
Лото « Необычные
цветы».
На доску прикрепляется контур
цветка с прорезями для лепестков и лепестки
с изображениями различных предметов.
Из предложенных лепестков дети выбирают
только те предметные изображения, названия
которых начинаются с заданного звука,
и прикрепляют их к контуру цветка.
Игра «Найди картинку».
Детям предлагаются две карточки.
На одной нарисован предмет, другая-пустая.
Они называют предмет, определяют первый
звук в его названии, находят карточку
с соответствующей буквой и кладут ее
между карточками. Затем выбирают среди
других ту картинку, название которой
начинается с этого же звука, и кладут
на пустую карточку.
Определение конечного согласного
в слове.
Определение конечного согласного
проводится сначала на обратных слогах,
например: ум, ам, ах, ух, ус и т.д.
В дальнейшем вычисление конечного
согласного проводится в словах типа:
дом, сам, сом, сук, суп, мох и т.д.
При определении конечного
согласного звука используются те же виды
заданий, что и при определении первого
гласного и согласного звуков.
Определение первого звука
в слове (начало, середина, конец слова).
Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть, например, звук [л]: в первый ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй - в середине, в третий - в конце слова. Предлагаемые картинки: лампа,
полка, лыжи, стол, стул, луковица, пол,
голубь, мыло, лось, лодка, пенал и т.д. (аналогичные
задания и с другими звуками).
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.
Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы и т.д., названия которых начинаются на заданный звук и оканчиваются этим звуком.
Назвать животных, овощи, растения,
цветы и т.д., в названии которых заданный
звук находится в конце или середине слова.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются на заданный звук.
Третий этап.
Определение последовательности звуков
в слове.
Подобрать слова, где заданный
звук был бы на первом, втором, третьем
месте, например: придумать слова, в которых
звук [к] был бы на первом месте (кот, каша,
капуста…), на втором (окно, школа…), на
третьем месте (мак, сук…).
Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например, с тремя звуками (дом,
дым, мак, лак, рак), с четырьмя звуками
(роза, лапа, косы, козы), с пятью звуками
(сахар, банка, кошка, полка) и т. д.
Составить из одного слова несколько
других: ствол (стол, вол); крапива (ива,
парк, пар, рак, икра, арка); картина (тина,
кит, рана, нитки, карта, танк) и т. д.
Игра «Радист».
Учитель дает картинку одному
из учащихся. Первый ученик, не показывая
картинки, должен по звукам продиктовать
название предмета, изображенного на ней.
Второй ученик при этом записывает буквы
и читает получившееся слово.
Учитель дает «радирующему»
сюжетную картинку и задание - передать
определенное количество слов. Другой
ребенок принимает «радиограмму» и зачитывает
ее учителю.
Преобразовать слова:
а) добавляя звук в начале слова.
Учитель задает вопрос: «Какое получится
слово, если к данному слову добавить один
звук (в начале слова)?» Примерные слова:
рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля
- Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг,
игры - тигры, дочки - удочки, еда - беда,
пушка - опушка и т. д.;
б) добавляя звук в конце слова.
Примерные слова: бок - бокс, вол - волк,
пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис
- лист и т.д.;
в) изменяя один звук слова (цепочка
слов): сом - сок- сук - сух - сох - сор - сыр
- сын - сон, коса - роса - роза - Рома - рама
- мама - Маша - Саша - каша и т.д.;
г) переставляя звуки, например:
пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак,
волос - слово и т. д.
Игра «Как называется
цветок?».
Детям предлагается изображение
цветка. На его лепестках нарисованы различные
предметы. Название цветка можно узнать,
если выделить из названий картинок первый
звук. Например, на лепестках нарисованы
предметы: рыба, очки, мыло, астра, шар,
кубик, арбуз (ромашка).
Игра «Расколдуй
слово».
На доске записаны «заколдованные»
слова с измененным порядком букв: хоупл,
смтоы, угьшл, ныбти.
Нужно «расколдовать» слово,
расставив буквы в алфавитном порядке.
Играющий, первый «расколдовавший» данное
ему слово, считается победителем. (Ответы:
лопух, мосты, глушь, бинты.)
Игра «ТРИ
о».
На доске в три столбика записаны
трехсложные слова с пропущенными гласными
ХРШ ТЛКН ГЛСК
ДРГ БЛТ ГЛДН
ПТЛК ПВДК КЛКЛ
МЛК НСРГ КЛБК
МЛДЙ ХЛДН ЛКТК
МЛТК КГТК НГТК
Необходимо вставить пропущенные
гласные, поставить в полученных словах
ударение.
Четвертый этап.
Определение количества звуков в слове.
Разложить предметные картинки под карточками с цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор,
кукла, крыш, волк, мак, сыр, косы, лиса,
т.д.
Добавить картинку.
а) найти картинку, в названии
которой столько же звуков, сколько в названии
предметов, изображенных на карточке.
Предлагаются, например, картинки с изображением
ложки и ложки. Дети подбирают картинку,
в названии которой 5 звуков.
б) найти картинку в названии
которой на один звук больше, чем в названии
предыдущей картинки на карточке. Предварительно
определяется количество звуков в названии
предметов, изображенных на карточке.
Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки карточки с соответствующими цифрами.
Добавить 1, 2, 3 или 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, парк, парад, паруса; ко - кот, козы, кошка, корова и т. д. Назвать количество звуков в полученных словах.
Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.
Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске, например:
КОЗА
Кот оса Зоя Аня
Каша окна зонт аист
Каток ослик забор арбуз
Игра «Кубики».
На гранях кубика различное
число точек. Дети бросают кубик и придумывают
число, состоящее из количества звуков
в соответствии с количеством точек на
грани кубика.
Игра «Разведчики».
Учащиеся - «разведчики». Каждый
из них получает пакет с секретным «донесением»,
в «донесении» буквы, из которых нужно
составить слова из 3, 4, 5, 6 звуков. Учащимся
даются соответствующие картинки.
Игра «Играем в прятки».
Найти трех животных, спрятавшихся
в стихотворных строчках.