Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.
Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51
осознание себя как личности.
Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
В детских домах и школах-
Отсутствие условий для
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.
Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по
отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма,
отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников
Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.
Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений обще- интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот
К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и трудности социализации детей-сирот.
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений
ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.
Таким образом, результаты психологического
обследования свидетельствуют
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в
условиях учреждения
типа
На современном этапе
развития общества содержание
деятельности учреждений
для детей, оставшихся
без попечения родителей,
является актуальной социально-
По мнению
М.А.Галагузовой, Л.Я.Олиференко
и др., деятельность, направленная
на социальную защиту, социализацию
ребёнка и способствующая
Цель социально-педагогической деятельности детского дома – социальная
защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.
В качестве
субъектов этой деятельности
выступает коллектив
Объектом воздействием на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребёнка в совместную жизнь в обществе.
Основными задачами
социально-педагогической
Исходя из
цели и задач социально-
Социальное направление проистекает из социального статуса ребёнка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребёнка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования педагог-воспитатель, социальный педагог определяет социальный статус ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребёнок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребёнка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребёнка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения – открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.
Следующим
важным аспектом работы в этом
направлении является
Педагогическое направление деятельности учреждений интернатного типа включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности
самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.
Учебный процесс
наиболее успешен в тех
отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень
требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и
воспитательным процессами). Единство педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т.д.), совместно разрабатывают индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.