Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

осознание себя как личности.

 Все дети, живущие в учреждениях  интернатного типа, вынуждены адаптироваться  к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

   В детских домах и школах-интернатах  нередки онанизм, гомосексуализм  и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин - деформированная компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

  Отсутствие условий для внутреннего  сосредоточения стандартизирует  определенный социальный тип  личности.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по

отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма,

  отчуждения не только к  известным взрослым и детям, но  и к людям вообще.

       1.2.5.   Проблемы нравственного развития личности воспитанников

Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.

Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений обще- интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.

     1.2.6.   Проблемы социализации детей-сирот

К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и трудности социализации детей-сирот.

Под  трудностью социализации  специалисты понимают комплекс  затруднений

ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

  Таким образом, результаты психологического  обследования свидетельствуют о  значительных проблемах развития  личности большинства воспитанников  детских домов во всех возрастных  группах. Наибольшие трудности и  отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Особенности  организации   воспитательной   работы   с   детьми

                    подросткового возраста   в   условиях учреждения интернатного

                    типа

    1. Содержание деятельности учреждений интернатного типа    для   детей-сирот  на современном этапе

 На   современном   этапе   развития   общества   содержание   деятельности учреждений    для    детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   является актуальной социально-педагогической проблемой.

        По   мнению   М.А.Галагузовой,   Л.Я.Олиференко    и   др.,    деятельность, направленная  на социальную защиту, социализацию  ребёнка и способствующая решению  индивидуальных проблем  конкретного  ребёнка,  является социально-педагогической    деятельностью.   Педагогический   компонент   в    социально-педагогической  деятельности детских  домов  «играет  доминирующую  роль  и включает: личностно ориентированный подход,  охватывающий  всю духовную сферу   ребенка,   его  проблемы  на   протяжении   различных  этапов   и   форм социализации,  поведение,  помощь  в кризисных ситуациях и их преодолений». Потребность   и   необходимость   социально-педагогической   деятельности   в детских  домах  постоянна  в  силу  наличия у воспитанников широкого спектра социальных,  медицинских , психологических,  педагогических  проблем  и, как правило,    приобретенного    негативного    социального    опыта.     Социально-педагогическая       деятельность       характеризуется       особым       значением диагностической   работы,   комплексным   подходом   к   проблемам     ребенка, оказанием ему педагогической поддержки,  сотрудничеством между ребенком и взрослым,  взаимодействием  с социальным окружением. При разработке новых организационных форм,  содержания  социально-педагогической   деятельности учитывался  начавшийся  процесс  формирования новых социальных установок, смены представлений о социальной политике в целом.

        Цель  социально-педагогической  деятельности детского дома –  социальная

защита    воспитанников,   оказание    помощи   и   поддержки   в   процессе    их социализации.

        В качестве  субъектов этой деятельности  выступает коллектив воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник,                                                                                                    инструктор по труду и физической культурой, администрация детского дома. Ребёнок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом  деятельности.

Объектом воздействием на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребёнка в совместную жизнь в обществе.

       Основными задачами  социально-педагогической деятельности  учреждений для детей-сирот является: обеспечение социальной защиты  и охраны здоровья детей-сирот; оказания им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных  жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создания благоприятных условий проживания и развития детей.

        Исходя из  цели и задач социально-педагогической  деятельности учреждений для  детей-сирот детей, оставшихся без  попечения родителей, основываясь  на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, в ходе экспериментальной работы определены и проверены следующие  направления деятельности: социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.

       Социальное направление проистекает из социального статуса ребёнка.  Эта работа начинается с первых часов помещения ребёнка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования педагог-воспитатель,  социальный педагог определяет социальный статус ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребёнок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребёнка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребёнка.  Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик,  выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения – открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

        Следующим  важным аспектом работы в этом  направлении является социально-правовая  защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав  и интересов воспитанников; отслеживание  поступлений денежных средств (пенсия, алименты и др.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков. Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как   подготовка   воспитанников   к   семейной   жизни,   их   профессиональное самоопределение       (выполнение       любого       вида       деятельности          по  самообслуживанию;  мотивация трудовой деятельности;  беседы  о профессиях, формах получения профессионального образования к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т.д.).

        Педагогическое направление деятельности учреждений интернатного типа включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать  свое  отношение   к   учебе   и   умение  преодолевать  трудности

самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.

        Учебный процесс  наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы  школ и интернатов едины в  своих подходах, ориентирах в  вопросах воспитания   личности    (единые   требования  к   культуре   взаимоотношений,

отношений   между   детьми   и   взрослыми,    между  сверстниками,      уровень

требований   к   ребенку   и   подростку,   преемственность   между   учебным   и

воспитательным процессами). Единство педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т.д.), совместно разрабатывают индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.

Информация о работе Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного