Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель исследования: является выявление особенностей сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности сенсорного развития детей раннего возраста
3. Раскрыть роль игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………..6
Психолого-педагогическая проблема сенсорного развития у детей раннего возраста ………………………………………………………………..6
Анализ дидактических систем сенсорного развития у детей раннего возраста………………………………………………………………………….15
Выводы к первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………...23
2.1 Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста…………..23
2.2 Роль игр в сенсорном развитии детей раннего возраста…………………29
Выводы ко второй главе………………………………………………………35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ
И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ „КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (Г. ЯЛТА)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа студентки 2 курса,
Специальность „Дошкольное
образование”
Ибраимовой Сафинары
Рустемовны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель
Кадырова Л. И.
Ялта – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………..6
Выводы к первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………...23
2.1 Особенности сенсорного
2.2 Роль игр в сенсорном развитии
детей раннего возраста…………………
Выводы ко второй главе………………………………………………………35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе важное место занимает задача формирования у подрастающего поколения способности к активной мыслительной деятельности. Учитывая это, в государственных документах, Законе Украины «О дошкольном образовании», Базова програма розвитку дитини дошкільного віку "Я у Світі" отмечены важность разработки образовательных технологий, направленных на развитие у ребенка наиболее продуктивных видов и форм мышления. Основой функцией умственного воспитания детей является формирование познавательной деятельности, при которой малыш учится овладевать окружающий мир.
Результатом умственного воспитания является умственное развитие детей. Основной особенностью умственного развития ребенка раннего возраста является доминирование образных форм познания: восприятие, образного мышления, воображения. Посредством восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Следовательно, основным источником знаний человека об окружающем мире и самом себе есть ощущение. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, предоставляя человеку возможность ориентироваться в них, узнавать их. Ощущение осуществляют связь человека с окружающим миром, являются основным источником познания и основным условием психического развития. Л. Выготский отметил, что для полноценного умственного развития ребенка необходимо развивать ее ощущения, которые лежат в основе развития мышления. В связи с этим основой умственного воспитания дошкольников и одним из его важнейших задач является сенсорное воспитание и сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка является необходимым для овладения любой практической деятельностью, из него вырастает логическое познание. Именно поэтому, проблема осуществления сенсорного развития, определяемая Л. Венгером. как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлений, является весьма актуальной.
Преддошкольного возраст, по данным психолого-педагогической науки, является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получение полных и верных представлений малышей об окружающей действительности, следовательно, важной задачей этого периода является осуществление сенсорного развития детей, который выступает основой умственного развития.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декорли, М. Монтессори, И. Пестолоцци, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (А. Запорожец, Н. Сакулина, В. Мухина, Е. Тихеева, А. Усова и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Опирается на теорию восприятия, разработанную Б. Ананьевым, Л. Венгером, Л. Выготским, А. Леонтьевым, С. Рубинштейном и др. Современные исследования посвящены таким аспектам данной проблемы, как диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста (Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Холмовська и проч.) Определение особенностей системы умственного воспитания вообще и сенсорного частности (А. Дьяченко, М. Поддъяков, О. Проскура и проч.) методика формирования познавательных способностей дошкольников (З. Богуславская, А. Проскура, К. Щербакова и др.) изучение воспитательных и развивающих возможностей разных видов детской деятельности (Л. Артемова, Т. Лаврентьева, А. Логвиненко и др.) составили теоретическую основу курсовой работы.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Цель исследования: является выявление особенностей сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить
особенности сенсорного
3. Раскрыть
роль игры в сенсорном
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников (41 источников) и приложений.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая
проблема сенсорного развития
детей раннего возраста у
В педагогическом словаре С. Гончаренко дал определения сенсорное развитие – составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий; происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов [25, с. 118].
В педагогической энциклопедии сенсорное развитие, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В психолого-педагогической литературе многие авторы определяют сенсорное развитие – система педагогических воздействий, направленных них на формирование способов чувственного познания, совершенствования чувств и восприятий [32].
Так же В. Мухина отметила, что «сенсорика» (лат. sensorium – орган чувств, от sensus – чувства) – это совокупность элементов чувственного познания: ощущений, восприятий, представлений [24, с. 199].
А. Кузминский и В. Омеляненко говорили, что развитие – специфический процесс изменений, результатом которого есть возникновение качественного нового, последовательный процесс схождения от низшего к высшему, от простого к сложному, накопление количественных изменений переход их в качественные [19, с. 25].
С. Козлова дала определение что «сенсорное развитие – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия» [16].
Сенсорное развитие необходимо человеку для овладения любой практической деятельностью. Он не теряет значение с поступлением ребенка в школу и играет важную роль в жизни взрослого человека, происходит на основе функционирования системы анализаторов, обеспечивающий связь с миром, способствует жизненной активности человека. На основе сенсорного развития основывается логическое мышление, которое ускоряет накопление новых знаний и опыта на основе чувств [15, с. 87].
Чем шире сенсорное развитие ребенка, тем больше фактов и явлений попадает в сферу его восприятия. Если у ребенка должным развитые мыслительные механизмы, то она проявляет завидную способность искать, находить, фиксировать, анализировать, интерпретировать большое количество информации о мире и себе. Формирования, направления и корректирование этих умений очерчивает проблематику сенсорного воспитания [20, с. 106].
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. sensus – чувства) человек узнает о свойствах, качествах окружающего его мира. Недаром известные во всем мире системы воспитания детей О. Декроли, М. Монтессори, Е. Тихеевой, Ф. Фребеля построены на основе развития сенсорных эталонов, на связи сенсорного и лингвистического воспитания. Исследования Н. Аксариной, Л. Венгера Н. Сакулиной, Н. Щелованова, и его учеников внесли существенный вклад в сенсорное развитие детей. Большое значение в этих исследованиях придается такому развитию именно в раннем возрасте: к концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов. В исследованиях Л. Венгера есть свидетельства того, что дети двух-трех лет способны различать основные геометрические фигуры и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки [8, с. 54].
М. Монтессори видела в сенсорном развитии незаурядные возможности, что к подготовке ребенка к полноценной жизни в природной и социальной средах. Формирование полноценной личности, на ее взгляд, невозможно без должного развития органов чувств, поскольку чувственное восприятие является основой умственного и нравственного бытия. Это означает, что развитие органов чувств является предпосылкой интеллекта и воспитанности личности. Поэтому система сенсорного развития должна быть направлена на формирование сенсорной культуры – культуры восприятия внешнего мира. Ребенок, овладел сенсорной культурой, не только обращать внимание, выделяет качества предметов и явлений окружающего мира, но и самостоятельно приобретать знания, открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее для нее, чем готовы сообщение взрослых [1, с. 68].
В учебных пособиях по дошкольной педагогике речь идет о развитии сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного развития в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [32, с. 203].
По словам М. Монтессори было отмечено, что в процессе сенсорного развития важно организовать, педагогическую «подготовленную среду», которое является предпосылкой реализации ребенком возможностей собственного развития через самостоятельную деятельность. Одним из главных факторов этой среды является дидактический материал. Автором было разработан дидактический материал ориентирован, на развитие отдельных сфер ощущений, умение слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес и т.д. Он сосредоточивает детское внимание на определенной изолированной свойства предмета (объеме – цилиндры, кубы и призмы; длине – поделены на дециметры палки; цветах – кусочки шелка; шумах – цилиндрические коробочки с различным содержимым и т.д.). Этот материал не только развивает органы чувств ребенка, но и побуждает к умственным действиям, учит различать, упорядочивать впечатление, обеспечивает ребенку возможность повторить посильные для ее возраста упражнения. Такие упражнения с дидактическим материалом способствуют самовоспитанию, поскольку предусматривают контроль возможных ошибок. Упражняясь, ребенок быстро начинает замечать свои ошибки, а пытаясь их исправить, достигает правильного решения поставленной задачи, учится дальше избегать неправильных решений и действий. Во время такой работы ребенок воспитывает в себе четкость, аккуратность и целеустремленность[35, с. 38].
Ф. Фребель разработал дидактический материал для развития сенсорики и познание окружающего мира – так названные «дары». Благодаря «дарам» дети получают элементарные представления о разнообразных геометрических тел, необходимые для строительных игр, и про форму, величину, пространственные отношения, числа. Методика Ф. Фребеля была очень распространенна в детских садах. [4, с. 99].
Т. Пониманская отметила, что ощущения являются основным источником знаний человека о внешнем мире и собственном теле. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек лишённый постоянного источника информации впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом [32, с. 158].
Информация о работе Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста