Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с ФФН-ДОРАБОТКА.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

3.1. Организация и содержание  коррекционно-логопедической работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и других, была использована программа коррекционного обучения детей с ФФНР   в    старшей группе детского сада  (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 2008).

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у учащихся фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты, но вместе с тем известно, что несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произношении звуков.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Из данной схемы (см. Приложение 2) видно, что основным содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие, является компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. На логопедических занятиях в процессе работы с дошкольниками следует использовать различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе в зависимости от того, какую цель преследует конкретное занятие. Кроме того, на занятиях необходимо уделять много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов нужно проводить работу над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом.

Цель работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на дошкольников старшей группы, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, используемые на логопедических занятиях. Основной задачей коррекционного обучения является восполнение пробелов в звукопроизношении и формирование представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

 В течение  года  дети  с  ФФНР  старшей  группы  осваивают  2  программы:

общеобразовательную   и   коррекционную.   Важно   при    этом    правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации  обучения  и воспитания детей.

  Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.

Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).

  • Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю.
  • Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда  -  ежедневно  (в  течение всех периодов обучения).

Работа воспитателя по  заданию  логопеда  -  ежедневно  (в  течение  всех периодов обучения).

 На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:

1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и  автоматизацией  навыков правильного произношения  имеющихся в речи детей звуков :  [а],  [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных  согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п],  [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |,  |_д` |,  [г],[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию  на  слух  сохранных  звуков  и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

2. постановкой  отсутствующих  у  ребенка  звуков  (при  возможности   - одновременная  постановка   нескольких   звуков,   относящихся   к   разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

3. выработкой подвижности органов  артикуляционного  аппарата,  используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

4. различением звуков на слух;

5. дифференциацией поставленных  или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы];  согласные звуки:  [п],  [п'],  [т],  [к],  [к'],  [т'],  [j],  [л'].  Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и  переход  от более легких к более сложным по артикуляции звукам;

  2. одновременно проводится  работа по формированию   фонематического  восприятия.

Дети утрированно произносят названные  выше  звуки,  угадывают  их  по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух  и  определяют  в  ряду  других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4  гласных  звуков.  Отработка четкой артикуляции  простых  согласных  звуков  сочетается  с  формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми  звуками  среди  других  слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная  позиция звука).  Ведется  работа  по  запоминанию  слоговых  рядов  и  по  выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать  количество  слогов.

После сформированного умения выделять в слогах  гласные  и  согласные  звуки можно  переходить  к  анализу  и  синтезу  обратных  слогов.   Дети   учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

Второй  период  обучения  (вторая  половина  ноября  -  первая   половина февраля).

  • Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.
  • Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков  и  их автоматизация.

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

1. на дифференциации на слух  и  в  произношении  звуков  по  твердости  - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются  и  дифференцируются следующие  звуки: [л']-[ы],  [с],  [с]-[с'],  [з]-[з'],  [с]-|з|,  [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

3.   на   синтаксической   работе   по   составлению   предложений,    их распространению;

4. на развитии связной монологической  речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

5. на закреплении навыков звукового  анализа  и  синтеза:  определении  позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении  ударногогласного  в положении после согласного; анализе прямых и открытых  слогов, их преобразовании;

6. на  усвоении  терминов  и  понятий  слог,  слово,  предложение,  звук,

согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.  

Третий период обучения (февраль- май).

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с  детьми, у которых есть  трудности  в  дифференциации  звуков,  усвоении  анализа  и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

  • Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю.
  • Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.

Главное в этом периоде:

1. закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;

2. изучить и дифференцировать  следующие звуки: [л], [р],  [л]-[л'],  |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];

3. закрепить    лексико-грамматические    конструкции,     конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Дети к концу третьего периода:

1. на базе полностью сформированного  произношения и фонематического слуха самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум),  слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол,  стул).  В  качестве  зрительной опоры используются схемы, где длинной полоской обозначено слово,  короткой  -  слоги,  гласные  звуки выделяются красными кружочками, согласные - синими;

2. свободно пользуются лексико-грамматическими  конструкциями - простыми и сложными  предложениями.

Дети,  заканчивая  обучение  по  коррекционной  программе  группы   ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу,  полностью  готовы  к  обучению грамоте.

Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР  занимается по рекомендациям логопеда совершенствованием артикуляционной, тонкой  и  общей моторики;  закреплением   произношения   поставленных   логопедом   звуков;

  • обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в  соответствии с лексическими темами программы; закреплением  употребления формирующихся грамматических  категорий;  формированием   связной   речи;  
  • закреплением формирующихся  навыков  звукослогового   анализа   и   синтеза;   развитием фонематического  восприятия;  развитием   внимания,   памяти,   логического мышления.

Используя этот вариант последовательности изучаемых тем, следует подчеркнуть, что их порядок и количество часов, отводимых на ту или иную тему, определяется уровнем сформированности звуковой стороны речи (т.е количеством нарушенных звуков и уровнем сформированности фонематических процессов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Методы и приемы развития  фонематических процессов

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М., Просвещение, 1978.
  • Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичёва Т.Б.,Чиркина Г.В. – М.,1993
  • Перспективное планирование работы логопедической работы в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост. Н.В.Нищева.
  • Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.

А также используются труды Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой Т.А., Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и многих других авторов.

Виды работ по определению и закреплению неречевых функций

Логопедическая работа по узнаванию и различению неречевых звуков предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “Что делает Петрушка?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д.). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

 

Определение неречевых звуков.

1. Логопед расставляет на столе  несколько предметов (или озвученных  игрушек). Манипулируя с ними (стучит  карандашом о стакан, гремит коробкой  с кнопками, погремушкой), он предлагает  детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.

3. Логопед показывает несколько  колокольчиков с различным звучанием. Вместе с ребятами называем  колокольчики соответственно их звучанию. Колокольчик-“папа”, “мама”, “дочь”, “сын”. Затем прикрывает колокольчики ширмой и просит отгадать: “Кто к вам пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков). “Кто за кем пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков).

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Развитие слухопроизносительной дифференциации фонем необходимо начинать с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произнесения звуков. Развитие кинестетических ощущений нужно начинать с уточнения артикуляции звуков. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции затруднено, дети не сразу могут определить положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Вследствие этого развитие речевых кинестезий осуществляется первоначально с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата проводится артикуляционная гимнастика, чтобы сделать его в достаточно степени управляемым, дети должны научиться оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начале на каждом занятии отрабатывается артикуляция гласных звуков, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. ([п],[т],[к],[ф],[м],[н] и др.). Затем проводится постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых звуков. Параллельно проводится работу по развитию фонематического слуха по следующему плану:

Информация о работе Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи