Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:02, отчет по практике
Краткое описание
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда. Подготовка к проведению группового занятия Проведение группового занятия Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
После усвоения артикуляции
второго из пары взаимозаменяющихся в
речи звуков дифференциации.
III раздел работы – формирование
звукового анализа и синтеза
состоит в следующем:
1. Формирование понятий
и овладение терминами, их обозначающими:
слово, предложение, слог, звук, согласный
и гласный, глухой и звонкий, твёрдый
и мягкий звуки.
2. Формирование представления
о линейной последовательности
звуков в слове и о количестве
звуков в слове.
3. На основании уточнённых
произносительных навыков артикуляции
гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается
наиболее лёгкая форма анализа
– выделение первого гласного
звука из начала слова.
4. Формирование умения
делить слова на слоги. Используя
зрительную опору – схему, где
длинной чертой обозначается
слово, короткой – слог; формирование
умения делать слоговой анализ
слова.
5. Анализ и синтез обратного
слога типа [ап].
6. Уточнение артикуляции
согласных звуков. Выделение последнего
согласного в слове типа суп.
7. Выделение начальных
согласных в словах типа сок.
8. Выделение ударных гласных
из положения после согласных
в словах типа сом.
9. Анализ и синтез прямого
слога типа [са].
10. Полный звукослоговой анализ
и синтез односложных слов из 3 звуков
типа сом и двухсложных типа зубы с опорой
на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
11. Полный звукослоговой анализ
и синтез слов со стечениями согласных
в составе односложных слов типа стол,
стул, двухсложных с закрытым слогом типа
кошка, трёхсложных типа панама, произношение
которых не расходится с написанием.
12. Преобразование слов путём
замены отдельных звуков: сок – сук.
13. Знакомство с буквами, объединение
букв в слоги и слова.
14. Полный слого-звукобуквенный
анализ слов.
Педагогический процесс, реализуемый
в группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием, содержит два вида преемственной
взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя:
преемственность в развитии речи (исправление
дефектов произношения, устранение лексико-грамматических
пробелов, обучение грамоте) и в развитии
внеречевых психических процессов.
Игра-занятие
для детей старшего дошкольного возраста,
посещающих логопедическую группу
2. Учить определять гласный
звук в начале и середине слова.
3. Закреплять умение определять
эмоциональные состояния человека и передавать
их в мимике, речи и движениях.
4. Развивать зрительное, слуховое
восприятие.
5. Развивать межполушарное
взаимодействие.
6. Воспитывать умение взаимодействовать
друг с другом.
Оборудование: схемы маски настроения, красные ленты,
коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз,
жеребенок, кукла мальчик Эдик, медведь.
Предметные картинки в конвертах и аналогичные
картинки, спрятанные под лист цветной
бумаги, нарезанной тонкими полосками
(по количеству детей); символы гласных
звуков, картинки с изображением эмоционального
состояния; “звуковые дорожки” — индивидуальные
карточки с изображением чередующихся
символов гласных звуков; письмо; предметные
картинки по количеству детей лоб, нос,
дом, дым, кит, сок, бак, сыр.
Логопед: Дети, давайте повяжем
красные ленты, посмотрим друг на друга
и удивимся.
Мы умеем удивляться! Дети удивленно
поднимают брови.
Наверное, нас ждет что-то интересное.
Давайте покажем, как мы этому рады. Дети
улыбаются.
К сожалению, наше хорошее настроение
омрачает тоскливая и пасмурная погода.
Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.
Дети нахмуривают брови. А теперь
повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Сообщение темы
Логопед: Ребята, сегодня мы
отправимся в Страну гласных звуков. Мы
подготовились к путешествию и повязали
друг другу красные ленты. А почему мы
выбрали именно красный цвет?
Дети: Потому что мы отправимся
в Страну гласных звуков, а гласные звуки
обозначаем красным цветом.
Логопед: Все готовы? Итак, мы
отправляемся в путь!
Соотнесение гласных
звуков с конкретным образом
Появляется коляска, а в ней
кукла.
Логопед: Дети, посмотрите, здесь
плачет чья-то куколка. Давайте вспомним,
какую песенку ей нужно спеть, чтобы она
перестала плакать, какой гласный звук
нам поможет?
Дети: Гласный звук [а]. Логопед
предлагает успокоить куклу нескольким
детям, пропев звук [а].
Логопед: Ребята, в коляске девочка
Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет
она потому, что у неё болят зубки. Какой
звук она произнесет, держась за щечку?
Деи: Звук [о].
Логопед: Обнимем свои щечки
теплыми ручками, споем своим зубкам песенку
[о], чтобы наши зубки никогда не болели.
Дети: Тянут ниточку [оооооо].
Логопед: Ну, вот и у Оли зубки
перестали болеть, они даже улыбаться
начала.
Посмотрите, к нам подъезжает
паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.
Дети: [у]
Логопед: Давайте погудим громко,
а потом тихо.
А вот кто приехал к нам на паровозе
- жеребенок Искорка. Давайте вспомним,
как Искорка зовет маму-лошадь.
Дети: [иии]. Логопед вызывает
ребенка, который двигает жеребенка, а
остальные дети длительно тянут ниточку
[ииии].
Логопед: Еще на паровозе к нам
приехал мальчик, а зовут его Эдик он, и
поможет Искорке найти его маму. Давайте
произнесем имя мальчика и послушаем,
какой первый звук в его имени. (Дети произносят
имя мальчика и выделяют первый звук в
его имени.)
Логопед: Конечно, это еще один
гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ],
поставим точки [э][э][э]. Эдик с Искоркой
отправились разыскивать маму-лошадь,
а мы с вами продолжаем наше путешествие
в Стране гласных звуков. И вот нам на пути
встретился медведь.
Медведь у пчел отведал мёд.
Мишка жалобно ревет
Ы-ы-ы –
Покусали меня пчелы!
Логопед: Какой звук нужен медведю,
чтобы реветь?
Дети: Гласный звук [ы].
Логопед: Давайте покажем, как
медведь ходит по тропинке и ревет. Дети
изображают медведя.
Логопед: Вспомните, какие гласные
звуки мы с вами сейчас произносили.
Дети: Гласные звуки [а], [о], [и],
[у], [э], [ы].
Логопед: Как называются эти
звуки?
Дети: Гласные.
Логопед: Почему они гласные?
Дети: Их можно петь, во рту нет
преграды.
Формирование направленного
длительного выдоха
Логопед: Сейчас мы отправимся
на волшебную поляну. Посмотрите, здесь
“заколдованы” какие-то картинки. Давайте
попробуем их “расколдовать”.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Дети садятся в круг. Перед ними
лежат картинки, спрятанные под лист цветной
бумаги, нарезанной тонкими полосками,
приклеенные на конверты с картинками-отгадками.
Логопед: Дети, поднесите спрятанную
картинку к своим губам. Положите язык
на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы
картинка открылась. Даю вам подсказку:
название каждой картинки начинается
с гласного звука (следить, чтобы дети
не надували щеки). Затем логопед предлагает
детям проверить себя, посмотрев отгадку
в конверте.
Соотнесение гласных звуков
со зрительным символом. Закрепление умения
придумать слово на заданный звук
Логопед: Молодцы, ребята! Все
картинки узнали. А теперь выберите символ
звука, с которого начинается ваше слово.
Дети выбирают символ звука, подходящего
к слову из конверта.
Логопед: Давайте подумаем, какие
картинки можно было бы добавить к вашим
символам. Дети подбирают слова, начинающиеся
с такого же звука, как символ в руке.
Наши символы обозначают какие
звуки?
Дети: Гласные.
Логопед: Перед вами на столах
символы всех гласных звуков. Я читаю стихотворение,
а вы подбираете нужный символ, и произносите
его.
Логопед: Чтобы выполнить следующее
задание, нам надо как следует подготовиться.
Давайте сделаем гимнастику для головы.
Сначала натянем “умную шапку”.
(Указательными и большими пальцами оттягиваем
мочки ушей вниз или имитируем завязывание
узелка под подбородком.)
Теперь позеваем. (Открывает
широко рот и нажимает указательными пальцами
на середину щек.)
Покажем “умную сову”. (Правую
руку кладет на левое плечо и слегка надавливает,
медленно поворачивает голову влево назад,
затем вправо назад, меняет руку и повторяет
движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит
На всех глядит.
Дети вместе с логопедом выполняют
каждое упражнение 3-4 раза.
Закрепление произношения гласных
звуков
Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
– Какой гласный звук в слове
бык? (Логопед выставляет картинку быка).
Дети: [ы]
Логопед ставит символ звука
[ы], затем заменяет его на символ звука
[а]. – Во что превратился бык?
Аналогично проводится “превращение”
следующих слов:
Кот —> кит, дым —> дом, эхо
ухо.
Развитие мелкой моторики
Логопед: Наши приключения еще
не закончились. Посмотрите, наши Звуковики
ждут от нас помощи. Они несут нам письмо,
но им нужно пройти по заколдованной тропинке.
Давайте им поможем.
На столах перед детьми звуковые
дорожки.
Будем подниматься снизу вверх
указательным и средним пальцами, проговаривая
каждый звук. Один ребенок произносит
звуки, остальные дети двигают пальчиками
и следят за говорящим. Сначала снизу вверх,
а затем сверху вниз.
Логопед: Ну вот мы свами и получили
письмо от Звуковиков. И вот что они нам
пишут логопед достает письмо и картинки
из конверта:
Игра “Новоселы” В нашей Стране гласных звуков построили
дом для лесных жителей. Давайте посмотрим
для кого (картинки): рысь, волк, лис. Посчитаем
сколько этажей в доме. Нужно каждого жителя
заселить в свою квартиру, на свой этаж.
Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками
на этажах.
Логопед: Молодцы, ребята, спасибо,
что помогли заселить зверей в их квартиры,
а то они так и жили бы на улице. Их мочил
бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли.
Теперь вы понимаете, как важны гласные
звуки?
Развитие произвольного внимания
и пространственной ориентировки
Логопед: А теперь, ребята, посмотрите,
у нас в стране гласных звуков повсюду
расставлены картинки. Я предлагаю вам
их собрать. Но собирать мы их будем не
просто, а каждый со своим символом – гласным
звуком. У вас на столах лежат эти символы
звуков. Возьмите себе один из них, и отправляйтесь
на поиски слова со своим звуком.
Молодцы. Все отыскали свои картинки.
(Во время поисков звучит сказочная, волшебная
музыка)
Итог занятия
Логопед: Звуковик нас так же
хвалит за помощь, и в подарок дарит нам
азбуку, чтобы мы изучали буквы. А мы с
вами буквы знаем: дети по беззвучной артикуляции
логопеда отгадывают гласный звук и находят
соответствующую букву.
Вот наше путешествие и закончилось.
В стране, каких звуков мы путешествовали?
Анализ логопедического занятия
Логопед: Гальцова С.А.
МДОУ д/с № 83
Этап работы: заключительный
Форма занятия: фронтальное
Тема: «В стране веселых гласных
звуков»
Возраст детей: 6-7 лет
Анализирующий:
Цель посещения: наблюдение
и анализ проведения логопедом фронтального
занятия.
Проведено наблюдение и подробный
анализ фронтального занятия логопеда.
При организации фронтального
логопедического занятия по коррекции
произношения у дошкольников использовался
комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая
организация занятий более целесообразна
для активизации речи, развития познавательных
процессов и соответствует детским психофизическим
данным, так как в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Для достижения поставленных
целей использовались разнообразные методические
приёмы, которые носят развивающий характер.
В системе занятий реализовался
принцип специального образования – принцип
коррекционной направленности при соблюдении
триединой задачи, а именно: коррекционное
воспитание, коррекционное развитие, коррекционное
обучение. Коррекционное развитие проводится
по основным направлениям:
- развитие слухового внимания;
- развитие сенсорных и
моторных функций;
- формирование кинестетической
основы артикуляторных движений;
- развитие мимической
мускулатуры;
- развитие интеллектуальных
функций (мышления, памяти, воображения,
восприятия, внимания, ориентировки в
пространстве и во времени);
- развитие эмоционально-волевой
сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной
и незакомплексованной личности
(дружбы, любви, уважения и самоуважения,
критичности и самокритичности,
оценки и самооценки и др.).
Помимо задач, направленных
на развитие речи, в занятиях предусматривались
задания на развитие функции языкового
анализа и синтеза, т.е. осуществлялась
подготовка к обучению грамоте. Всё это,
благодаря специфике детского организма,
легче усваивается в рамках игры.
По мере того как развёртываются
действия по сюжету, дети, играя, постигают
понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»,
«буква».
Структура фронтальных занятий
по автоматизации произношения и дифференциации
звуков включает обязательные элементы:
· оргмомент;
· сообщение темы занятия;
· характеристика звука по артикуляционным
и акустическим признакам;
· произношение изучаемых звуков
в слогах и слоговых сочетаниях;