Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Мой 0Word.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

В связи с  тем, что эффективность процесса учебы зависит от частоты и  оперативности, с которой учитель  контролирует ход и уровень усвоения учениками учебного материала, следует  значительное внимание уделять усовершенствованию форм и методов контроля. Ведь без хорошо настроенной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности учебы.

Список  использованной литературы

 

  1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учебное пособие. — М.; Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2004. — 431 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 427 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. — М.: Знание, 1980. — 376 с.
  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  5. Байбара Т.М. Методика навчання природознавства в початкових класах: Навчальний посібник. — К: Веселка, 1998 — 334 с.
  6. Байбара Т.М. Природознавство в курсі «Я і Україна» // Навчання і виховання учнів 3 класу: Методичний посібник для вчителів / Упор. О.Я. Савченко. — К.: Початкова школа, 2004. — С. 300-318.
  7. Балашова С., Безпалько Л. Формування дослідницьких здібностей у процесі контролю знань та умінь молодших школярів // Початкова школа. — 2004. — № 5. — С. 25-27.
  8. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 112 с.
  9. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. — М.: Просвещение, 1988. — 123 с.
  10. Бібік Н.М., Байбара Т.М. Я і Україна: Підручник для 3 класу. — К.: Форум, 2005. — 176 с.
  11. Біда О.А. Природознавство і сільськогосподарська праця: Методика викладання. — К., Ірпінь: ВІФ „Перун”, 2000. — 400 с.
  12. Болотина Л.Р. Педагогика: Учеб. пособие для студентов / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Л.Г. Семушин и др.; Под ред. Л.Р. Болотиной и др. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
  13. Бондар В.І. Дидактика. — К.: Либідь, 2005. — 264 с.
  14. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе. — 1988. — № 4. — С. 14-17.
  15. Васьківська С.В Навчати вчитися, або як допомагати молодшому школяреві у навчанні // Початкова школа. — 1994. — № 6 — С. 10-12.
  16. Вашуленко О. Організація поточного повторення // Початкова школа. — 2004. — № 6. — С. 24-27.
  17. Век Х. Оценки и отметки. Пер с. англ. — М.: Просвещение, 1984.
  18. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  19. Волкова Н.П. Педагогіка. — К.: Академія, 2001. — 576 с.
  20. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. — 1999. — № 7. — С. 9-11.
  21. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  22. Гадецький М.В., Хлєбнікова Т.М. Організація навчального процесу в сучасній школі. — Харків: Ранок, 2003. — 136 с.
  23. Дидактика современной школы. Пособие для учителей / Б.С. Кобзарь, Г.Ф. Кумарина и др.; Под ред. В.А. Онищука. — К: Радянська школа, 1987. — 351 с.
  24. Жаркова І.І. Тематичний контроль навчальних досягнень учнів 3-4 класів із курсу «Я і Україна. Я і природа» // Початкова школа. — 2006. — № 5. — С. 25-27.
  25. Жаркова І.І., Мечник Л.А. Уроки з курсу «Я і Україна. Природознавство». 3 клас. — К.: Грамота, 2006. — 200 с.
  26. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — 111 с.
  27. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  28. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). — М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  29. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся // Организация контроля знаний учащихся в обучении математики / Сост. Борчугова З.Г., Батий Ю.Ю. — М.: Просвещение, 1980.
  30. Качество знаний учащихся и пути совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. — М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  31. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. — М.: Академия, 2004. — 496 с.
  32. Контроль и оценивание знаний: мини-журнал / учредит «Педагогическая академия».- Х.: «Основа», 2006. –  № 1.
  33. Контроль та оцінювання навчальних досягнень учнів початкової школи. Методичні рекомендації / Авт. колектив: Бібік Н.М., Савченко О.Я., Байбара Т.М., Вашуленко М.С. та ін. — К.: Початкова школа, 2003. — 128 с.
  34. Корсак К. Про якість інструментарію оцінювання // Директор школи. — 2001. — № 5.
  35. Кравченко В. Тестові завдання для учнів 3 класу // Початкова школа. — 2008. — № 4. —С. 20-21.
  36. Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів з окремих предметів у системі початкової загальної освіти // Початкова школа. — № 10. — 2008. — С. 25-64.
  37. Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы // Початкова освіта. —2008. — № 37-38. – жовтень -.  –с.6-13.
  38. Липкина А.И., Рыбак Л.Я. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978. — 141 с.
  39. Лозовая В.И., Троцко Г.В. Теоретические основы воспитания и обучения: учебное пособие. — Харьков: «ОВС», 2002. — 400 с.
  40. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  41. Мартиненко В.С. Діагностичні методики вивчення навчально-пізнавальної діяльності учнів початкової школи // Початкова школа. — 2008. — № 4. — С. 52-55.
  42. Мартиненко В.С. Діагностичні методики вивчення навчально-пізнавальної діяльності учнів третього класу // Початкова школа. — 2008. — № 5. — С. 45-48.
  43. Мартиненко В.С. Зміст, форми і методи педагогічної діагностики вчителя початкових класів // Початкова школа. — 2008. — № 3. — С. 50-53.
  44. Мартиненко В.С. Підготовка вчителя початкових класів до діагностичної діяльності: реалії та перспективи // Початкова школа. — 2008. — № 7. — С. 27-30.
  45. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. — 1999. — № 4. — С. 14-15.
  46. Мечник Л.А.,Жаркова І.І. Контрольні роботи: Я і Україна.«Природознавство». «Громадянська освіта». 3клас. — Тернопіль: Підручники і посібники, 2008. - 35 с.
  47. Микитась В. Давньоруські студенти і професори. — К.: Абрис, 1994. — 288 с.
  48. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. — М: Педагогическое общество России, 2002. — 360 с.
  49. Об’єкти, функції і види контролю і оцінювання навчальних досягнень учнів початкових класів // Початкова школа. — 2008. — № 10. — С. 21-25.
  50. Педагогіка / В.М. Галузняк, М.І. Сметанський, В.І. Шахов. — Вінниця: Віноблдрукарня, 2001. — 200 с.
  51. Педагогика: учебн. пособие / В.А. Сластенин и [др]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: издат. центр «Академия», 2002. – 576с.
  52. Петровский Е.И. Проверка и оценка знаний учащихся. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 110 с.
  53. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  54. Попуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. — 1999. — № 7.
  55. Програми для середньої загальноосвітньої школи. 1-4 класи. — К.: Початкова школа, 2006. — С. 246-276.
  56. Про затвердження критеріїв оцінювання навчальних досягнень учнів початкової школи // Початкова школа. — 2008. — № 10. — С. 20-21.
  57. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи. Підручник для студентів педагогічних факультетів. — К.: Ґенеза, 1990. — 368 с.
  58. Солдатов Г. Оценки и отметки // Начальная школа. — 1998. — № 2. — С. 16-18.
  59. Сухомлинський В.О. Сто порад учителеві // Вибрані твори: В 5 т. — К.: Радянська школа, 1976. — Т. 2.— С. 419-654.
  60. Сухорський С.Д. Система обліку успішності в школі. — К.: Радянська школа, 1968. — 159 с.
  61. Фіцула М.М. Педагогіка. — К.: Академвидав, 2000. — 560 с.
  62. Фридман Л.М., Волков И.Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985.
  63. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  64. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. — М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  65. Яковенко Л. Система вправ з природознавства для узагальнення навчального матеріалу // Початкова школа. — 2009. — № 4. — С. 30-35.
  66. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Задание для опроса учеников 3 класса в начале учебного года

Вариант 1

1. Соедини стрелками.

Живая природа 

 

солнце

 

 Неживая  природа 

грунт

человек

береза

волк

воздух


 

2. Составь цепь  питания между гусеницей, синицей  и яблоней.

3. Впиши в  таблицу названия растений.

Деревья

Кусты

Травянистые растения

     

 

4. Вставь пропущенные  слова.

С приходом осени  в природе становится ______________, потому что Солнце стоит ____________ и греет ________________. День становится _____________. Небо часто покрыто _______________________________. Падает _____________.

Ранней осени  на деревьях и кустах листьев _________________. Когда становится холоднее, начинается ________________________. Зеленеют осенью только ____________________________________. Травы буреют и ___________________.

Готовятся до зимы животные. Прячутся в щели, под кору деревьев _________________. Залегают  в спячку _____________________. Улетают в теплые края ______________________________________. Изменяют летний мех на зимнее _____________________________________________________________

 

Вариант 2

 

1. Составь цепь  питания между дятлом, сосной  и жуком-короедом.

2. Впиши в  таблицу названия животных.

 

Насекомые

Птицы

Звери

     

 

3. Вставь пропущенные  слова.

Зимой __________________, чем осенью. Солнце стоит ________ и  греет .

Деревья и кусты  стоят __________________________. Под снегом с  зелеными листками зимуют _________________________________________________.

В берлогах зимуют ________________. В зимней спячке находятся _______________________________________________________. В поисках еды блуждают _____________________________________________________. Питаются заготовленными запасами ___________________________. Ближе к жилью людей прилетают ____________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

Первый тип. Тесты множественного выбора :

Тема. Горные породы. Полезные ископаемые.

1. Большинство  горных пород есть:

а) твердыми; б) жидкими; в) газообразными.

2. Горные породы - это:

а) тела живой  природы; б) тела неживой природы;

в) вещи, изготовленные  человеком.

3. Полезные ископаемые разделяются на:

а) горючие и  жидкие; б) нерудные и рудные;

в) горючие, рудные и нерудные.

4. Место, где  залегает много полезных ископаемых, называется:

а) торфяником; б) месторождением; в) пластами.

5. Полезные ископаемые, из которых выплавляют металлы, называются:

а) горючими; б) рудными; в) нерудными.

6. Кухонная соль, глина, песок, мел, гипс, сера, графит, гранит, мрамор - это:

а) нерудные полезные ископаемые; б) рудные полезные ископаемые;

в) горючие полезные ископаемые.

7. Полезные ископаемые, которые используют без переработки, называются:

а) рудными; б) горючими; в) нерудными.

8. Горные породы  состоят из:

а) камней; б) минералов; в) кристалликов.

9. К горючим  полезным ископаемым принадлежат:

а) мел; б) торф; в) железная руда.

10. Гранит - это горная порода, которая находится в, :

а) жидком состоянии; б) твердом состоянии; в) газообразном состоянии.

11. Полезные  ископаемые - это:

а) тела, из которых  состоит поверхность Земли; б) горные породы, какие люди добывают в природе  и используют для своих потребностей;

в) естественные тела, которые находятся на поверхности  Земли или в ее глубинах.

Первый тип. Альтернативные тесты:

Тема. Окружающая среда животных. Приспособление животных к разным условиям существования. Охрана животных.

Обозначьте  в кружочках красным цветом то, что пагубно влияет на животных, а зеленым - то, которое есть для них полезным.

Вырубывание лесов .

Создание Красной книги Украины.

Бережливое отношение к животным.

Загрязнение водоемов.

Осушение болот.

Подкормка животных.

Создание заповедников.

Чрезмерная охота.

Запрет охоты на редких животных.

Применение ядохимикатов.

Охрана редких и исчезающих животных.


 

Тема.  Разнообразие живых организмов. Значение растений в природе и жизни людей. Виды растений.  
1. Соедините стрелками, которые изготовляют из растений.

 

Сосна

 

Масло

     

Картошка

 

Ткань

     

Лен

 

Бумага

     

Подсолнух

 

Мука 

     

Пшеница

 

Крахмал


 

2. На рисунке  изображено 10 растений. Запишите в  кружочках номера, которые отвечают  названиям этих растений.

1. Мак. 6. Суница.  
2. Дуб. 7. Пшеница.  
3. Одуванчик. 8. Кукуруза.  
4. Горох. 9. Лук.  
5. Помидор. 10. Виноград.


 

Тема. Органы пищеварения. Уход за зубами. Гигиена питания.  
Впишите в кружочки цифры, которые помечают органы пищеварения человека в той последовательности, как ими проходит еда.

1) желудок; 2) пищевод; 3) ротовая полость;

4) прямая кишка; 5) тонкая кишка; 6) толстая кишка.

Второй тип. Тесты на припоминание и дополнение :

Тема. Строение растений. Растения - живые организмы.

1. Используя  слова для справок, дополните  предложение.

В листках на свете из _____________ и ___________________ образуется ______________ и ______________, а в воздух выделяется ________________.

Во время  дыхания растения вбирают __________________________, а выделяют - _______________.

Слова для справок: вода, углекислый газ, кислород, сахар, крахмал.

2. Вставьте в  предложение пропущенные слова.

С помощью корня  растение _______________________ в почве и  всасывает из него _________________________________________. По стеблю к листкам двигается __________________.  В листках из ________________ и ___________________ образуются ________________ и ________________, а в воздух выделяется __________________.

Тема.  Размножение  животных в природе.

Заполните пропуски в схемах развития животных.

Яйцо ® личинка ® _________________ ® муха.

Яйцо ® ____________________ ® конек зелен.

Икра ® мальки ® ___________________________.

Икра ® _______________________ ® лягушка озерная.

Тема. Органы кровообращения. Укрепление сердца.

1. Дополните  предложение.

Кровь приносит ко всем органам тела ___________ и ________________, а забирает ______________ и ____________. Кровь  двигается по ____________, благодаря работе ___________. Когда сердце сокращается, оно __________ кровь.

Тема. Нервная система. Укрепление нервной системы.

Дополните предложение.

Нервная система  человека состоит из ___________. Головной мозг находится в _______. Спинной мозг содержится в _________. От головного и  спинного мозга отходят __________. Они  имеют вид _________.

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Контрольная работа с раздела "Неживая природа"

 

Вариант 1

Вариант 2

1. Вода в газообразном  состоянии - это:

а) лед; б) роса;

в) водяной пар.

2. Чернозем - это  почва, которая содержит много, :

а) глины; б) перегною;

в) песку.

3. Гранит - это горная порода, которая находится в, :

а) жидком состоянии;

б) твердом состоянии;

в) газообразном состоянии.

4. Подчеркни  названия горючих

 полезных  ископаемых.

Торф, глина, железная руда, каменный уголь, мел, природный  газ, кухонная соль, нефть.

1. Горные породы состоят из:

а) камней; б) минералов;

в) кристалликов.

2. Темной расцветки  почвы предоставляет:

а) перегной; б) глина;

в) корни растений.

3. Нефть - это  горная порода, которая находится  в :

а) жидком состоянии;

б) твердом состоянии;

в) газообразном состоянии.

4. Подчеркни  названия рудных

 полезных  ископаемых.

Нефть, железная руда, песок, медная руда, мрамор, кухонная соль, алюминиевая руда, гранит.

5. Вставь в  предложение пропущенное слово

Чем высшее Солнце на небосклоне, тем тень от гномона ______________, чем низшее Солнце, тем тень от гномона _______________.

На протяжении дня длина тени от гномона наименьшая _______________, потому что в это время  Солнце находится ____________________ на небосклоне.

6.Допиши предложения 

В состав воздуха  входят такие газообразные вещества: ......................

Воздух загрязняют: .............................

Вода в природе  бывает в таких состояниях: ............................................

Вода в газообразном состоянии это: ................................................

 

7. Объясни, чем живая природа отличается от неживой.

Поясни, почему без Солнца не было бы жизни на Земле.

Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"