Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
«Согласовано»
Председатель УМК Лисейчикова Л.З.
|
«Утверждаю»
Начальник учебно-
Зам.зав.кафедрой, профессор Сытина Н.С. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.02 Педагогика (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)
050402 - Юриспруденция
с дополнительной
050402 – Юриспруденция
с углубленным изучением
Уфа 2012
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 704 от «31» января 2005 г.
Направление (специальность) 050402 Юриспруденция с дополнительной специальностью
Индекс |
Наименование дисциплины и основные дидактические единицы |
Всего часов |
ОПД.Ф.02 |
Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. |
.1. Цель, задачи дисциплины
Курс предусматривает овладение теоретическими основами системного, деятельностного подходов к процессу обучения:
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, организационно-управленческую, научно-методическую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению вышеперечисленных задач профессиональной деятельности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Теория обучения и педагогические технологии»
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- сущность процесса обучения, его основные характеристики;
- структуру содержания образования, методы, формы и средства
обучения;
- закономерности и принципы обучения.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
- проводить анализ урока;
- осуществлять целеполагание;
- осуществлять выбор методов обучения.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:
- системой форм
и методов реализации
- способами постановки целей;
- наиболее общими
способами реализации
Вид учебной работы |
ОДО |
ОЗО | ||
Всего часов |
Семестр |
Всего часов |
Семестр | |
Общая трудоемкость |
68 |
5 |
||
Аудиторные занятия |
34 |
|||
Лекции |
14 |
|||
Практические занятия (семинары) |
12 |
|||
Лабораторные работы |
8 |
|||
Самостоятельная работа |
34 |
|||
КСР |
- |
|||
Курсовые работы / рефераты |
- |
|||
Вид итогового контроля |
Зач./экз. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ |
Раздел дисциплины |
Аудиторная нагрузка |
СРС | ||
Лекц |
Сем. |
Лаб. раб. | |||
1. |
Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука о процессе обучения. |
2 |
2 |
- |
4 |
2. |
Методологические и теоретические основы процесса обучения. |
2 |
- |
2 |
4 |
3. |
Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения. |
2 |
2 |
- |
4 |
4. |
Цель как системообразующий компонент процесса обучения. |
2 |
- |
2 |
4 |
5. |
Содержание образования: его сущность и перспективы развития. |
2 |
2 |
- |
4 |
6. |
Методы, приемы и средства обучения |
2 |
2 |
2 |
2 |
7. |
Организационные формы и формы организации обучения |
2 |
2 |
2 |
2 |
8. |
Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом |
2 |
- |
6 | |
9. |
Методы, формы контроля и оценки знаний. |
- |
- |
- |
4 |
ИТОГО |
14 |
12 |
8 |
34 |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема I. Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука о процессе обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе и его характерные свойства (двусторонность, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Процесс обучения как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Понятие о дидактике. Развитие и становление дидактики как науки. Предмет дидактики. Основные категории дидактики: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, усвоение, учебный материал, самообразование. Цели и задачи дидактики как науки.
Тема II. Методологические и теоретические основы процесса обучения
Понятие о методологии. Методология дидактики: определение, задачи, функции. Строение, уровни методологического знания и их характеристика.
Гносеология как наука, обеспечивающая философский уровень методологии дидактики. Обучение как специфическая форма познания. Отличительные особенности процесса познания и процесса обучения.
Системный подход и кибернетика как методологическая основа процесса обучения на общенаучном уровне. Характеристика системного подхода. Признаки системы: целостность, целесообразность, иерархичность, интегративность, управляемость и др. Методика системного анализа. Системный анализ процесса обучения. Кибернетика как наука об управлении. Понятие об управлении. Основные требования к управлению с позиций общей теории управления.
Психологические основы
процесса обучения на конкретно-научном
уровне методологии дидактики: личностно
ориентированный и
Методика и методы
дидактических исследований, обеспечивающих
технологический уровень
Тема III. Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
Понятие о сущности. Сущность и явление: их взаимосвязь. Сущность и закономерность. Сущность процесса обучения. Проявление сущности в логике процесса обучения. Логика процесса обучения на микро- и макроуровнях. Сущностные стороны процесса обучения: социальный характер обучения, двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, развивающий и воспитывающий характер обучения, активность учащихся в процессе обучения, мотивационная основа обучения и др.
Модель процесса обучения, и ее структура. Характеристика каждого компонента модели. Условия эффективности и управляемости процесса обучения. Проблема целостности образовательного процесса.
Выявление связей и отношений между элементами системы процесса обучения. Внутренние и внешние связи и отношения. Понятие о законах, закономерностях, принципах и движущих силах процесса обучения. Выявление и характеристика закономерностей, принципов, их взаимосвязь. Пути их реализации. Движущие силы процесса обучения.
Тема IV. Цель как системообразующий компонент процесса обучения
Понятие о цели. Виды целей. Цель как системообразующий компонент процесса обучения. Понятие о таксономии. Таксономия целей. Категории учебных целей по Блуму. Целеполагание. Способы постановки целей. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения.
.
Тема V. Содержание образования: его сущность и перспективы развития
Понятие о содержании образования. Сущность содержания и его исторический характер. Теории формирования: содержания образования: формальная и материальная. Требование к современному содержанию образования.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Функции и принципы отбора содержания образования.
Закономерности и принципы построения содержания образования.
Виды содержания образования. Содержание и структура базового образования. Содержание профильного образования. Базисный учебный план и его структура.
Государственный образовательный стандарт и учебные программы. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Способы построения учебных программ. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Перспективы развития содержания образования.
Тема VI. Методы, приемы и средства обучения
Понятие о методах и приемах обучения. Их взаимосвязь. Историко-генетический анализ становления и развития методов обучения. Метод обучения как категория дидактики. Структура метода обучения. Характеристика методов обучения. Связь методов обучения с целями и логикой учебного процесса.
Анализ дидактических классификаций методов обучения с позиций системного подхода. Современные теории классификаций методов обучения.
Гносеологический и деятельностный подход в классификации методов обучения. Характеристика выделенных классификаций. Условия оптимального выбора методов обучения.
Современные модели организации обучения.
Классификация научных средств обучения.
Тема VII. Организационные формы и формы организации обучения
Понятие об организационных формах обучения и формах организации обучения, их взаимосвязь. Место организационных форм обучения в целостном процессе обучения. Характеристика основных организационных форм обучения. Их виды и условия выбора.
Формы организации обучения,
их сочетание и оптимальное
Урок как основная
организационная форма