Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка

Краткое описание

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]

Вложенные файлы: 5 файлов

Пособие Н.С.12.04.10.doc

— 1.52 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ.doc

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Учебно-методические комплексы для ИИиПО.doc

— 959.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Теория обучения.Пед.технол..doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Башкирский государственный  педагогический университет

им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

                                                      

                                                        Кафедра педагогики

 

 

«Согласовано»

 

 Председатель УМК   

Лисейчикова Л.З.

 

 

                                                                                                  

                                                                

                «Утверждаю»

               Начальник учебно-методического   управления Калимуллина Г.И. 

    

 

 

               Зам.зав.кафедрой,      профессор                Сытина Н.С.


 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.Ф.02 Педагогика (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)

 

 

                                                                 для специальностей:

050402 -  Юриспруденция  с  дополнительной специальностью  иностранный язык

050402 – Юриспруденция  с углубленным изучением истории  и культуры ислама     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

 

 

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования  № 704 от «31» января 2005 г.

Направление (специальность) 050402 Юриспруденция с дополнительной специальностью

Индекс

Наименование  дисциплины и основные дидактические  единицы

Всего часов

ОПД.Ф.02

Теория  обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Педагогические  технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

 

 

.1. Цель, задачи дисциплины

Курс предусматривает  овладение теоретическими основами системного, деятельностного подходов к процессу обучения:

    • выработку профессионально-педагогических умений и навыков по прогнозированию и конструированию учебного процесса на основе современных дидактических концепций;
    • овладение системой форм и методов реализации целостного процесса обучения;
    • формирование потребностей в самообразовании.

Дисциплина ориентирует  на учебно-воспитательную, организационно-управленческую, научно-методическую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению вышеперечисленных задач профессиональной деятельности.

 

2. Требования  к уровню освоения содержания  дисциплины «Теория обучения  и педагогические технологии»

 Студент, изучивший  дисциплину, должен  знать:

- сущность процесса  обучения, его основные характеристики;

- структуру содержания  образования, методы, формы и средства 

 обучения;

-  закономерности  и принципы обучения.

 Студент, изучивший  дисциплину, должен  уметь:

  - проводить анализ  урока;

  - осуществлять целеполагание;

  - осуществлять выбор  методов обучения.

  Студент, изучивший  дисциплину, должен владеть:

  - системой форм  и методов реализации целостного  процесса обучения;

  - способами постановки  целей;

  - наиболее общими  способами реализации принципов  обучения на уроке.

3. Объем дисциплины  и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

ОДО

ОЗО

Всего часов

Семестр

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

68

5

   

Аудиторные занятия

34

     

Лекции

14

     

Практические занятия (семинары)

12

     

Лабораторные работы

8

     

Самостоятельная работа

34

     

КСР

-

     

Курсовые работы / рефераты

-

     

Вид итогового контроля

 

Зач./экз.

   

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ  ЗАНЯТИЙ

 

Раздел дисциплины

Аудиторная нагрузка

СРС

Лекц

Сем.

Лаб.

раб.

1.

Процесс обучения и его  место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука о процессе обучения.

2

2

-

4

2.

Методологические и  теоретические основы процесса обучения.

2

-

2

4

3.

Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения.

2

2

-

4

4.

Цель как системообразующий  компонент  процесса обучения.

2

-

2

4

5.

Содержание образования: его сущность и перспективы развития.

2

2

-

4

6.

Методы, приемы и средства обучения

2

2

2

2

7.

Организационные формы и формы организации обучения

2

2

2

2

8.

Сущность педагогического  взаимодействия. Управление процессом  обучения. Психолого-педагогические концепции  обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом

 

2

-

6

9.

Методы, формы контроля и оценки знаний.

-

-

-

4

 

ИТОГО

14

12

8

34


 

 

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ  РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

  Тема I. Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука о процессе обучения

 Обучение в целостном  педагогическом процессе и его характерные свойства (двусторонность, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Процесс обучения как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Понятие о дидактике. Развитие и становление дидактики как науки. Предмет дидактики. Основные категории дидактики: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, усвоение, учебный материал, самообразование.  Цели и задачи дидактики как науки.

 

 

Тема II. Методологические и теоретические основы процесса обучения

Понятие о методологии. Методология дидактики: определение, задачи, функции. Строение, уровни методологического  знания и их характеристика.

Гносеология как наука, обеспечивающая философский уровень  методологии дидактики. Обучение как  специфическая форма познания. Отличительные особенности процесса познания и процесса обучения.

Системный подход и кибернетика  как методологическая основа процесса обучения на общенаучном уровне. Характеристика системного подхода. Признаки системы: целостность, целесообразность, иерархичность, интегративность, управляемость и др. Методика системного анализа. Системный анализ процесса обучения. Кибернетика как наука об управлении. Понятие об управлении. Основные требования к управлению с позиций общей теории управления.

Психологические основы процесса обучения на конкретно-научном  уровне методологии дидактики: личностно  ориентированный и деятельностный подходы.

Методика и методы дидактических исследований, обеспечивающих технологический уровень процесса обучения.

 

Тема III. Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения

Понятие о сущности. Сущность и явление: их взаимосвязь. Сущность и закономерность. Сущность процесса обучения.  Проявление сущности в логике процесса обучения. Логика процесса обучения на микро- и макроуровнях. Сущностные стороны процесса обучения: социальный характер обучения, двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, развивающий и воспитывающий характер обучения, активность учащихся в процессе обучения, мотивационная основа обучения и др.

Модель процесса обучения, и ее структура. Характеристика каждого  компонента модели. Условия эффективности и управляемости процесса обучения. Проблема целостности образовательного процесса.

Выявление связей и отношений  между элементами системы процесса обучения. Внутренние и внешние связи  и отношения. Понятие о законах, закономерностях, принципах и движущих силах процесса обучения. Выявление и характеристика закономерностей, принципов, их взаимосвязь. Пути их реализации. Движущие силы процесса обучения.

 

Тема IV. Цель как системообразующий компонент процесса обучения

Понятие о цели. Виды целей. Цель как системообразующий компонент процесса обучения. Понятие о таксономии. Таксономия целей. Категории учебных целей по Блуму. Целеполагание. Способы постановки целей. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения.

.

 

Тема V. Содержание образования: его сущность и перспективы развития

Понятие о содержании образования. Сущность содержания и  его исторический характер. Теории формирования: содержания образования: формальная и материальная. Требование к современному содержанию образования.

Содержание образования  как фундамент базовой культуры личности.  Функции и принципы отбора содержания образования.

Закономерности и принципы построения содержания   образования.

Виды содержания образования. Содержание и структура базового образования. Содержание профильного образования. Базисный учебный план и его структура.

Государственный образовательный  стандарт и учебные программы. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Способы построения учебных программ. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

Перспективы развития содержания образования.

 

Тема VI.  Методы, приемы и средства обучения

Понятие о методах  и приемах обучения. Их взаимосвязь. Историко-генетический анализ становления и развития методов обучения. Метод обучения как категория дидактики. Структура метода обучения. Характеристика методов обучения. Связь методов обучения с целями и логикой учебного процесса.

Анализ дидактических классификаций методов обучения с позиций системного подхода. Современные теории классификаций методов обучения.

Гносеологический и  деятельностный подход в классификации  методов обучения. Характеристика выделенных классификаций. Условия оптимального выбора методов обучения.

Современные модели организации  обучения.

Классификация научных средств  обучения.

 

 

Тема VII. Организационные формы и формы организации обучения

Понятие об организационных  формах обучения и формах организации  обучения, их взаимосвязь. Место организационных форм обучения в целостном процессе обучения. Характеристика основных организационных форм обучения. Их виды и условия выбора.

Формы организации обучения, их сочетание и оптимальное использование  в организационных формах обучения.

Урок как основная организационная форма обучения. Типы и структура уроков. Дидактические  требования к современному уроку.

УМК по ОСПП (юриспруденция-2012).doc

— 586.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Педагогика как наука