Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа
Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Таблица 11
Динамика уровня воспитанности нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
Уровни | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Высокий | 7% | 83% |
Средний | 80% | 27% |
Низкий | 13% | - |
Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность созданных педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В ней заложены возможности широкого использования её в воспитательно-образовательных целях: физическом, нравственном, эстетическом развитии детей, формировании умственных способностей.
В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность и самостоятельность.
Положительное значение для усвоения и формирования нравственно-волевых качеств имеют игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение качеств, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.
Подводя итог исследовательской работе, можно заключить, что эффективными педагогическими условиями воспитания нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх являются:
1. доступное освоению дошкольниками содержание подвижных игр;
2. поэтапная система проведения подвижных игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3. обеспечение постепенного нарастания активной позиции ребенка как субъекта игровой деятельности.
Таким образом, цель курсовой работы реализована, гипотеза доказана.
1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1984.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М., 1980.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1988.
5. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1986.
6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника - М., 1985.
7. История дошкольной педагогики /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1984.
8. Козлова С.. Нравственное воспитание у детей в современном мире //Дошкольное воспитание № 9, 2001. – с.18
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.
10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.
11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании – М.: Просвещение, 1967.
12. Мир детства /Под ред. А.Г.Хрипковой, А.В.Запорожца - М. 1980.
13. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
14. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1984.
15. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.
16. Островская Л. Руководить нравственным воспитанием дошкольника. //Дошкольное воспитание - № 4, 1988. – с.48
17. Психолого–педагогический словарь. /Сост. В.А.Мижериков. – Р-н-Д: издательство «Феникс» 1998.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1983.
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М, 1974.
20. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1989.
21. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 1999.
22. Юдашина Н. Душевная жизнь ребенка: свобода и наказание //Домашнее воспитание № 4, 2002. – с.66
Приложение
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Не попадись на удочку
Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.
Самый ловкий - это ты!
Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим.
Горелки
Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.
Воробьи-попрыгунчики
На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты.
По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.
Берегись, Буратино!
У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями.
Колобок
Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.
Охотники
Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны .сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
Невод
Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.
Рыбачок и рыбки
На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».
На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.
Совушка
Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.
2
Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей