Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:04, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования − выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи исследования: • Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования. • Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников. • Проанализировать успеваемость учащихся. • Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках. • Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 1.1 Сущность самостоятельной работы в психолого-педагогическом аспекте 1.2 Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 1.3 Анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с позиции возможностей организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста Глава 2 Разработка педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 2.1 Разработка и обоснование педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста Заключение Список использованных источников
Педагогические условия в организации
самостоятельной работы детей младшего
школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы
организации самостоятельной работы детей
младшего школьного возраста
Сущность самостоятельной работы
в психолого-педагогическом аспекте
1.2 Особенности организации
самостоятельной работы детей младшего
школьного возраста
1.3 Анализ федеральных государственных
образовательных стандартов начального
общего образования с позиции возможностей
организации самостоятельной работы детей
младшего школьного возраста
Глава 2 Разработка педагогических
условий организации самостоятельной
работы детей младшего школьного возраста
2.1 Разработка и обоснование
педагогических условий организации самостоятельной
работы детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические рекомендации
учителю начальных классов по организации
самостоятельной работы детей младшего
школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
ВЕДЕНИЕ
Организация самостоятельной
работы, руководство ею — это ответственная
и сложная работа каждого учителя. Воспитание
активности и самостоятельности необходимо
рассматривать как составную часть воспитания
учащихся. Эта задача выступает перед
каждым учителем в числе задач первостепенной
важности.
Одно из ведущих направлений
работы современной школы - гуманизация
образования. Она призвана активизировать
процесс становления самостоятельной
личности, создавая условия для ее самовыражения,
подготовки учащихся к жизни. Это предполагает
формирование у школьника позиции субъекта
деятельности, способного самостоятельно
намечать цели, выбирать пути, способы
и средства их реализации, организовывать,
регулировать и контролировать их выполнение.
Решение этой проблемы необходимо начинать
уже в начальной школе, поскольку именно
там формируются у ребенка основы учебной
деятельности, мотивы учения, потребность
и способность к саморазвитию.
Проблема исследования состоит
в решении задач по определению дидактических
условий и методики рациональной организации
самостоятельной работы младших школьников.
Анализ научных источников
и практической работы школ свидетельствует
не только об активизации внимания к проблеме
формирования самостоятельности младших
школьников в учебной деятельности, но
и позволяет сделать вывод о недостаточной
изученности стимулирующих данную деятельность
факторов. Проблема подготовки учителя
начальных классов к стимулированию самостоятельной
деятельности учащихся остается одной
из сложных и малоразработанных в современной
педагогике.
Объект исследования - процесс
обучения младших школьников.
Предмет исследования – развитие
навыков самостоятельной работы младшего
школьника на уроках технологии.
Цель исследования − выявить
педагогические пути и условия формирования
самостоятельности в деятельности младших
школьников.
Задачи исследования:
Изучить методологическую,
педагогическую, психологическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
Уточнить сущность и структуру
процесса стимулирования самостоятельной
познавательной деятельности младших
школьников.
Проанализировать успеваемость
учащихся.
Определить возможности организации
самостоятельных работ учащихся на уроках.
Разработать рекомендации для
педагогов и родителей по стимулированию
самостоятельности детей младшего школьного
возраста.
В работе использованы следующие
методы исследования:
- теоретические: анализ научной
литературы по проблеме, изучение имеющегося
педагогического опыта;
- экспериментальные: педагогический
эксперимент.
Структура работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сущность самостоятельной
работы в психолого-педагогическом аспекте
Любая наука ставит своей задачей
не только описать и объяснить тот или
ной круг явлений или предметов, но и в
интересах человека управлять этими явлениями
и предметами, и, если нужно, преобразовывать
их. Управлять и тем более преобразовывать
явления можно только тогда, когда они
достаточно описаны и объяснены. В науке
функции управления и преобразования
выполняют предписания, к которым относятся
принципы и правила преобразования явлений.
Таким образом, познавая предмет или явление,
мы, прежде всего, должны ознакомиться
с ним, рассмотреть его в целом. Выявить
функциональную взаимосвязь его частей,
а уже затем описать. Описав предмет или
явление, мы должны объяснить их (функциональную
взаимосвязь их частей и структуры в целом),
сформулировать закон их существования,
а затем предписать, как управлять ими,
как с помощью определенных операция преобразовать
эти предметы и явления.
Самостоятельная работа – это
не форма организации учебных занятий
и не метод обучения. Её правомерно рассматривать
скорее как средство вовлечения учащихся
в самостоятельную познавательную деятельность,
средство ее логической и психологической
организации. [19]
Основополагающим требованием
общества к современной школе является
формирование личности, которая умела
бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи,
критически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, свои убеждения, систематически
и непрерывно пополнять и обновлять свои
знания путем самообразования, совершенствовать
умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области
подчеркивалось, что учащимся важно дать
метод, путеводную нить для организации
приобретения знаний, а это значит – вооружить
их умениями и навыками научной организации
умственного труда, то есть умениями ставать
цель, выбирать средства ее достижения,
планировать работу во времени. Для формирования
целостной и гармоничной личности необходимо
систематическое включение ее в самостоятельную
деятельность, которая в процессе особого
вида учебных заданий – самостоятельных
работ – приобретает характер проблемно-поисковой
деятельности.
Существует множество различных
направлений в исследовании природы активности
и самостоятельности учащихся в обучении.
Первое направление берет начало еще в
древности. Его представителями можно
считать еще древнегреческих ученых (Аристосен,
Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко
и всесторонне обосновали значимость
добровольного, активного и самостоятельного
овладения ребенком знаниями. В своих
суждениях они исходили из того, что развитие
мышления человека может успешно протекать
только в процессе самостоятельной деятельности,
а совершенствование личности и развитие
ее способности - путем самопознания (Сократ).
Такая деятельность доставляет ребенку
радость и удовлетворение и тем самым
устраняет пассивность с его стороны в
приобретении новых знаний. Свое дальнейшее
развитие они получают в высказываниях
Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса
Мора, которые в эпоху мрачного средневековья
в разгар процветания в практике работы
школы схоластики, догматизма и зубрежки
требуют обучать ребенка самостоятельности,
воспитывать в нем вдумчивого, критически
мыслящего человека. Те же мысли развиваются
на страницах педагогических трудов Я.А.
Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинского и другие.
В педагогической работе ученые
теоретики в единстве с философами, психологами,
социологами и физиологами исследуют
и теоретически обосновывают этот аспект
проблемы в свете основных качеств личности
представителя современной эпохи – инициативности,
самостоятельности, творческой активности
– как главных показателей всестороннего
развития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельной
работы в теоретическом плане, выделяется
три направления деятельности, по которым
может развиваться самостоятельность
учения – познавательная, практическая
и организационно-техническая. Б.П. Есипов
в 60-е годы обосновал роль, место, задачи
самостоятельной работы в учебном процессе.
При формировании знаний и умений учащихся
стереотипный, в основном вербальный способ
обучения, становится малоэффективным.
Роль самостоятельной работы школьников
возрастает так же в связи с изменением
цели обучения, его направленностью на
формирование навыков, творческой деятельности,
а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое
начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием
его является разработка организационно-практических
вопросов вовлечения школьников в самостоятельную
деятельность. При этом предметом теоретического
обоснования основных положений проблемы
выступает здесь преподавание, деятельность
учителя без достаточно глубокого исследования
и анализа природы деятельности самого
ученика. В рамках дидактического направления
анализируются области применения самостоятельных
работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется
методика их использования в различных
звеньях учебного процесса. Становится
и в значительной степени решается в методическом
аспекте проблема соотношения педагогического
руководства и самостоятельности школьника
в учебном познании. Практика обучения
во многом обогатилась так же содержательными
материалами для организации самостоятельной
работы школьников на уроке и дома.
Третье направление характеризуется
тем, что самостоятельная деятельность
избирается в качестве предмета исследования.
Это направление берет свое начало в основном
в трудах К.Д. Ушинского. Исследования,
которые развивались в русле психолого-педагогического
направления, были направлены на выявление
сущности самостоятельной деятельности
как дидактической категории, ее элементов
– предмета и цели деятельности. Однако
при всех имеющихся достижениях в исследовании
этого направления самостоятельной деятельности
школьника ее процесс и структура еще
не достаточно полно раскрыта.
Однако, существуют некоторые
структурные принципы анализа значения,
места и функции самостоятельной деятельности.
Имеются два варианта, близких по сути,
но имеющих собственно наполнение и специфику:
они и определяют (при условии их единения)
сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
содержательный компонент:
знания, выраженные в понятиях, образах,
восприятиях и представлениях;
оперативный компонент: разнообразные
действия, оперирование умениями, приемами,
как во внешнем, так и во внутреннем плане;
результативный компонент:
новые знания, способы, социальный опыт,
идеи, способности, качества.
Вторая группа:
содержательный компонент:
выделение познавательной задачи, цели
учебной деятельности;
процессуальный компонент:
подбор, определение, применение адекватных
способов действий, ведущих к достижению
результатов;
мотивационный компонент: потребность
в новых знаниях, выполняющих функции
словообразования и осознания деятельности.
Собственно процесс самостоятельной
деятельности представляется в виде триады:
мотив – план (действие) – результат[24].
В младших классах школы самостоятельной
работой считается такое выполнение задания,
в процессе которого учащиеся ясно представляют
цель работы и порядок ее выполнения и
выполняют без непосредственной помощи
учителя некоторую часть задания или всю
работу. Признаком самостоятельности
в работе является также умение ученика
изложить результаты своей работы путем
участия в общей беседе (устно) или письменно
оформить их (ответы на вопросы, план статьи
или другая посильная работа). Основное
содержание самостоятельной работы состоит
в активизации мышления учащихся. Навыки
самостоятельного учебного труда, связанного
с чтением книги, вырабатываются в результате
системы целенаправленных упражнений
и постепенно усложняющихся заданий. Виды
заданий должны быть освоены заранее в
подобных работах с учителем. Затем ту
или иную часть издания выполняют учащиеся
одни, и, наконец, они получают возможность
выполнять все задание самостоятельно.
На всех ступенях обучения младших школьников
самостоятельной работе необходимо руководство
ею со стороны учителя. Он определяет виды
заданий для самостоятельной работы и
место ее на уроке, разъясняет цель и порядок
ее выполнения, следит за работой учащихся,
помогая в случае надобности отдельным
учащимся. Контроль выполнения работы
проходит также под руководством учителя,
который привлекает внимание всех учащихся
к обсуждению ее результатов.
Значение самостоятельной работы
в учебном процессе трудно переоценить.
Самостоятельная работа содействует формированию
самостоятельности как качества личности,
способствует реализации принципа индивидуального
подхода, позволяет дифференцировать
учебные задания и тем самым содействовать
достижению действительно сознательного
и прочного овладения знаниями.
Можно сказать, что только в
ходе самостоятельной работы учащиеся
развивают те познавательные способности,
приобретают и совершенствуют те умения
и навыки, без которых невозможно овладение
знаниями как в школе, так и в жизни.
Как показали исследования,
самостоятельная работа учащихся имеет
определенную структуру. Она включает
два этапа: I - подготовительный, ориентировочный,
II – исполнительный (подготовительный)
этап знакомства с заданием, ориентировки
в нем состоит в том, что ученик, выслушав
задание, рассматривает предмет или чертеж,
читает или перечитывает условие задачи,
содержание текста и т.д. В ходе этой ориентировки
ученик осуществляет анализ задания и
связанный с ним синтез, т.е. осмысливает
его, выделяя, что дано в задании, что нужно
узнать или сделать, какие потребуются
для этого знания и действия, составляет
план выполнения задания (исполнительный)
этап заключается в том, что ученик, поняв
задание и составив план действий, выполняет
и проверяет его.