Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;
Введение
3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов
13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе
20
Выводы по первой главе
Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
44
Выводы по второй главе
Заключение
54
Список литературы
По мнению А.А.Орлова, педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения [44, с.9].
А.С.Белкин под понятием педагогический мониторинг понимает — процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием образовательного процесса в целях оптимального выбора его целей, задач и средств их решения [4, с.6].
Н.Ю. Ган дает следующее определение педагогического мониторинга — «система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия» [14, с. 7].
Педагогический мониторинг позволяет определить, насколько рационально использованы педагогические средства, в какой мере они соответствовали заданным целям. Длительность слежения позволяет выявить тенденции изменения, установить их зависимость от определенных факторов.
К педагогическому мониторингу предъявляется ряд требований: обеспечивать сбор, обработку и анализ информации, ее сохранение, обеспечивать регулярность отслеживания и оценку [44, с.10].
Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики развития и внесения корректив в последующий процесс. Педагогический прогноз может быть благоприятным, неблагоприятным, сомнительным, но не может быть безнадежным. В центре внимания мониторинга должны быть позитивные тенденции. В мониторинге выделяются три вида прогнозов: ближайший, актуальный, перспективный. Эффективность мониторинга во многом зависит от точности определения критериев и показателей.
Содержание понятия «педагогический мониторинг» постоянно уточняется, дополняется. Мониторинг представляет собой систему критериев и показателей, предусматривает наличие диагностического инструментария, формы сбора и анализа информации, конкретных сроков исполнения. Мониторинг направлен на длительное наблюдение процессов по выбранным критериям и на основе повторных наблюдений сравнивается состояние объектов с базовыми или нормативными показателями. Такая организация исследования позволяет не только иметь оперативную информацию о разных сторонах жизни объекта, но и рассматривать их в динамике, определять тенденции и закономерности развития. Мониторинг рассматривается как важное звено, в рамках которого проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий [57, с. 19].
Другими словами, мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Однако конечные цели не всегда соответствуют запланированным. Важно правильно оценить степень и причины отклонения. На этой основе изменяется отношение к результату, и пересматриваются способы достижения текущих промежуточных и конечных целей.
Педагогический мониторинг имеет структурные компоненты (мотив, цель, планирование, действия педагога, переработку полученной информации, принятие решения, повторную проверку результатов и коррекцию) [32, с.46].
Согласно концепции А.С.Белкина педагогический мониторинг выполняет следующие функции [4, с.4]:
Выделяют следующие виды мониторинга:
по масштабу целей
образования; по этапам обучения; по временной
зависимости; по частоте
процедур; по охвату объекта наблюдения;
по организационным формам; по
формам объект-субъектных отношений; по
используемому инструментарию. А.С. Белкин указывает на несколько видов
образовательного мониторинга: диагностический, воспитательный,
социально-психологический, управленческий [4, с. 12].
Анализ литературы позволил выделить методы педагогического мониторинга. К ним относятся: опросные (беседы, анкетирование, интервью); наблюдение; изучение документов; посещение семьи воспитанника; совещание с педагогами; трехзамерный социометрический срез; анкетирование; изучение развития социальной активности детей; составление характеристики; сочинение; педагогический консилиум; организованный срез.
По мнению Т.А. Стефановской, ведущим методом является наблюдение, сочетающееся с другими методами изучения учащихся в определенной последовательности [49, с. 78].
Технологию применения педагогического мониторинга в учебной деятельности рассматривают ряд исследователей (А.С. Белкин, Г.А. Карпова, Л.А.Орлов, С.Е.Шишова и др.).
Педагогический мониторинг может быть представлен в виде модели, как совокупность этапов, последовательное выполнение которых приводит к осуществлению его на практике. Модель — это «схема, изображения или описание какого-либо явления или процесса...» [57, с.256]. О.П.Кузнецова предлагает следующее определение модели «это конструкция, отражающая существенные черты исследуемого объекта (процесса) воплощает авторское понимание...» [32, с.47].
При организации модели педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании модели необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Владение методом педагогического мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего учителя.
Педагогический мониторинг может применяться практически во всех сферах обучения. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что используя педагогический мониторинг, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах обучения. Это даст подробную и более полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оценивания знаний, умений и навыков учащихся [32, с.47].
Таким образом, в основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Н.Ю. Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг это «система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия» [14, с. 7]. Педагогический мониторинг позволяет определить, насколько рационально использованы педагогические средства, в какой мере они соответствовали заданным целям. Длительность слежения позволяет выявить тенденции изменения, установить их зависимость от определенных факторов.
1.2. Понятие валеологической
воспитанности младших
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования» [22, с. 34].
Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и в школе.
Современная педагогическая наука призывает образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и развитие валеологической воспитанности учащихся, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [32, с.47].
Рассмотрим сущностную характеристику понятия «валеологическая воспитанность детей» в психолого-педагогической литературе.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под воспитан-ностью понимается умение хорошо вести себя [43, с. 17]. Это определение не раскрывает глубокого содержания этого понятия. Обратимся к понятию «воспитанность личности».
По мнению В.В. Воронова воспитанность личности учащихся выражается в наблюдаемых признаках поведения и сознания, таких как умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов [11, с. 78]. Близкой точки зрения придерживается Т.А. Стефановская, которая понимает воспитанность как «сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего. В них отражена связь личности с окружающей действительностью: индивидуального, в котором, проявляется своеобразие данной личности; специфика сознания, чувств, своеобразие ее субъективного жизненного опыта, т.е. интегративная особенность личности» [49, с. 253].
П.И. Пидкасистый воспитанность школьника характеризует как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию ребенка [46, с. 354].
Г.В. Коджаспирова полагает, что «воспитанность проявляется в степени развития личности, заключается в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризуется уровнем оформленности общественно значимых качеств» [26, с. 37].
В.С. Безрукова считает воспитанность качеством личности, отражающим высокую степень усвоения поколений [3, с. 14].
Обратимся к понятию «валеология». Валеология (от лат. vale – быть здоровым, logos - наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования. Идеи валеологии развиваются Г. Л. Апанасенко [1], И. И. Брехманом [6], Э. М. Казиным [24] и др.
Валеология – термин, предложенный И. И. Брехманом в начале 80-х годов 20-го столетия. Он определил валеологию как науку о здоровье (валео - здравствовать) [6, с. 78]. Позднее трактовка этого понятия изменилась. Валеология стала трактоваться как наука о здоровом образе жизни. Часть авторов связывают здоровье со способностью человека приспосабливаться к воздействию окружающей среды (Ю. П. Лисицин, А. В. Сахно). Появление новой науки, занимающейся здоровьем человека, связано с гуманизацией общественного сознания, с признанием самоценности человека, который уже не рассматривается лишь как производительные силы общества. Здоровье стало рассматриваться не только как качество человека, обеспечивающее эффективное участие этого человека в общественной жизни, но и как качество значимое, прежде всего, для него самого. То есть возникновение валеологии связано с выделением в качестве предмета исследования индивидуального здоровья человека.
Наука валеология выявляет способы сохранения и укрепления здоровья, учитывающие не только общие и возрастные, но и индивидуальные особенности организма человека, а также реальные условия его существования. Именно поэтому результаты исследований в области валеологии стали необходимыми каждому человеку и составили основу валеологической воспитанности.
Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И. И. Брехмана, имеет определяющее значение. Этим объясняется выделение в области научного валеологического знания направления, обозначаемого как педагогическая валеология. Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития [6, с. 78].
Н.К. Смирновым, директором Федерального центра валеологии, введено понятие «валеологизация» (1994г.). Под «валеологизацией образовательной среды и учебного процесса», по его мнению, следует понимать «воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении» [48, с. 67]. Данное определение дискуссионно и требует уточнения. Однако ценной является сама идея преобразования педагогической системы в направлении, способствующем сохранению здоровья детей и подразумевающем, прежде всего, смену соответствующих ценностных ориентаций и смысловых установок.
Валеологическая воспитанность возникает в результате целенаправленного процесса развития у школьников здорового образа жизни. Конкретизация содержания цели валеологической воспитанности через задачи, а также определение его предметного содержания и способов организации педагогического процесса в этой сфере, зависят от той системы знаний, которая составляет основу современной валеологии.
Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»; ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений, лежащих в основе здорового образа жизни.
Общей целью валеологического воспитания является формирование индивидуальной валеологической культуры человека. Л.Б. Дыхан и Н. Поведенок понимают под валеологической культурой ребенка совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [20, с. 78].
Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов