Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;
Введение
3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов
13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе
20
Выводы по первой главе
Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
44
Выводы по второй главе
Заключение
54
Список литературы
- низкий уровень показали 11 учеников (45,8%). Учащиеся имеют недостаточные знания о строении органов, о факторах полезных и вредных для здоровья, затрудняются определить понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни». Имеют разрозненные знания о правилах охраны и укрепления здоровья, частично понимают зависимость здоровья от образа жизни человека. Они отказываются объяснять свои решения и ответы.
Выявленные знания второклассников не отражают полноту, осознанность и системность к пониманию здорового образа жизни и причин болезней.
Анализ уровня мотивационно-ценностного компонента валеологической воспитанности показал, следующие результаты: 15 учеников заявили, что следят за здоровьем, 21 ученику нравятся уроки физкультуры. Петя ответил, что не знает, Полина и Владик – иногда. На вопрос «Почему?» эти ученики не смогли ответить.
На вопрос «Что ты будешь делать в свободное время? 7 учеников ответили, что будут смотреть телевизор; 8 учеников - играть в компьютерную игру; играть с котенком; (у Светы появился маленький котенок), не подчеркнули «слушать громкую музыку» и «слушать пение птиц».
На вопрос «Нужно ли человеку двигаться?» все ответили «да», «бывать на свежем воздухе» так же ответили, что да. А вот на вопрос «зачем» ответы учеников были различными: чтобы проветриться, подышать свежим воздухом.
На вопрос «Знаешь ли ты правила гигиены и почему люди соблюдают правила гигиены?», ученики утверждают «они нужны, чтобы не заболеть», «быть чистым и опрятным», «быть красивым». На вопрос «Некоторые ученики любят соблюдать правила гигиены, а некоторые – не любят. А тебе что больше нравится?» Но только 17 учеников выделили, что любят выполнять правила гигиены. Остальные ответили, что не любят: Владик не любит умываться, Маша и Оля чистить зубы. На вопрос «Почему не любят выполнять правила гигиены?» учащиеся отмечают: неинтересно, забываю, большинство учеников ответили «не знаю».
Оценку «абсолютно здоров» дали 7 учеников, «здоровье вполне хорошее» - 5 учеников, «здоровье удовлетворительное» -11 учеников, «не могу похвастаться своим здоровьем» один ученик. Плохое здоровье не выбрал никто.
На вопрос «Если бы у вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать различные спортивные мероприятия и принимать в них участие?» ответ да дали 5 учеников, ответ нет – 11, ответ затрудняюсь ответить – 8 учеников.
На вопрос «Занимаюсь физической культурой и спортом, потому что эти занятия помогают» ответы учеников распределились в убывающем порядке: овладеть спортивными умениями и навыками, улучшить свое физическое развитие; восстановить силы после занятий. Ощутить приятные переживание и возбуждение не было отмечено. Ученики считают необходимым заниматься физической культурой, на вопрос «Почему?» ученики ответили «систематически заниматься не могут из-за отсутствия условий для занятий»; 13 учеников считают необходимым, но мешают другие дела. Ответы «не могу в силу несобранности и лени» и «не вижу необходимости в занятиях физической культурой и спорту» не были выделены. Большая часть учеников (17 человек) не заботятся о здоровье, пока не почувствуют недомогание; 7 учеников утверждают, что заботятся о своем здоровье, стремятся сохранить или улучшить его. 3 человека из 24 учеников делают утреннюю зарядку. 5 человек соблюдают режим дня. На вопрос «почему?» Женя ответил, чтобы успевать, Вова – «мне надо на тренировку, а то я не успею. Все ученики отрицательно относятся в алкоголю и курению, на вопрос «почему» ответили, что это плохо и некрасиво.
Таким образом, исследования по выявлению мотивационно-ценностного компонента валеологической воспитанности, показали расхождение между декларируемой, осознанной и реально действующей ценностью здоровья у второклассников. Анализ вопросов показал, что здоровье как ценность занимает у них важное место в жизни, но ответы на вопрос о физкультуре и зарядке и режиме дня предоставило другую картину.
Здоровье как ценность не является значимым фактором внутренней мотивации у учащихся вторых классов, реальная ценность здоровья у них невысока.
Анализ мотивационно-ценностного компонента валеологической воспитанности у учащихся вторых классов показал, что высокий уровень в классе проявили 2 ученика (8,3%), средний и низкий уровни представлены по 11 ученикам (по 45,8%). Наименьшие показатели представлены высоким уровнем, наибольшие показатели средним и низким уровнями. У второклассников здоровье как ценность не является значимым фактором внутренней мотивации, реальная ценность здоровья у них невысока. Так же были выявлены особенности российской культуры в отношении к своему здоровью, когда забота о своем здоровье начинается как вынужденная реакция на плохое самочувствие, несформированность сознательного, самодетерминирующего поведения по отношению к здоровью как базовой ценности.
Анализ деятельностного компонента валеологической воспитанности показал, следующие результаты в рамках учебного дня мытье рук перед едой выполняют только по напоминанию учителя 19 учеников, по своей инициативе 5 учеников, в основном девочки. После использования туалета, после прогулки; после уроков физкультуры все ученики не моют руки. На уроке физкультуры все ученики активны, но 3 ученика не используют сменную обувь на уроках физкультуры. Познавательная активность на уроках окружающего мира в изучении блока «Человек и природа» наблюдается не у всех.
При игре «Кто больше вспомнит?» 17 учеников показали комплекс гимнастики для глаз, 5 учеников комплекс дыхательной гимнастики, 19 учеников комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук. Комплекс гимнастики на осанку, на внимание и комплекс гимнастики для релаксации (расслабления) ученики не смогли показать.
Таким образом, данные методы позволили выявить уровень валеологической воспитанности в деятельностной сфере по уходу за своим организмом. Изучение деятельностного компонента валеологической воспитанности также выявило ограниченный набор способов, которые школьники сознательно используют в своей жизни для сохранения и укрепления своего здоровья.
Анализ деятельностного компонента валеологической воспитанности у учащихся вторых классов показал, что высокий уровень в классе проявили 3 ученика (12,5%), средний уровень 9 учеников (37,5%), низкий уровень 12 учеников (50%). Наибольшие показатели представлены низким уровнем.
Общие результаты по трем компонентам (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный) представили в виде гистограммы (рис. 1).
Рис. 4. Уровни когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов валеологической воспитанности у учащихся вторых классов (в %)
На гистограмме видно, что низкий уровень валеологической воспитанности преобладает во всех сферах второклассников. Не сформированность внутренней мотивации влечет низкий уровень когнитивной сферы, что отражается на деятельностной сфере.
На рис. 2 изображен общий уровень валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Рис. 2. Уровень валеологической воспитанности учащихся вторых классов (в %)
Для высокого уровня характерны полное и ясное осознание здорового образа жизни как моральной категории с указанием почти всех ее сущностных проявлений; имеется доказательство и оценка на существенной основе; проявляются мотивы самосовершенствования, самореализации, наблюдается готовность на ориентированную деятельность – 2 ученика (8,3%).
Для среднего уровня характерны неполное осознание здорового образа жизни, указываются его отдельные существенные признаки, но сущность качества личности ими не исчерпывается; приводимые доказательства и оценки имеют существенную основу, но неполные, непоследовательные; ценностное отношение выражено, но не ярко и не во всех случаях; участие в деятельности часто происходит под влиянием внешнего воздействия, хотя наблюдается положительная мотивация этой деятельности – 9 учеников (37,5%).
Для низкого уровня характерны элементарные, отрывочные представления о здоровом образе жизни, называются 1-2 признака без обоснований и доказательности; ценностное отношение не проявляется; стремление осмыслению отсутствует; преобладают мотивы формального исполнения; наблюдается пассивно-созерцательное и прагматическое отношение к действительности – 13 учеников (54%).
С помощью анкеты для родителей смогли выявить действия детей, по укреплению своего здоровья, в рамках дома и улицы, вне школы. Родители утверждают, что соблюдение режима дня осуществляется в 3 семьях, время препровождение ребенка на улице отмечено 10 родителями; занятость ребенка в секциях, кружках отмечено 4 родителями, совместную деятельность ребенка с родителями по укреплению здоровья проводят 1 семья, 7 семей выделяют время на выходных.
Родители понимают «здоровый образ жизни», не всегда придерживаются его сами, хотя осознают необходимость развития у детей валеологической воспитанности. По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической воспитанности. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4%. Анализируя степень участия членов семьи в организации двигательной деятельности своего ребенка, следует отметить крайне недостаточную их активность в занятиях различными видами физической культуры. В частности, отмечен крайне низкий показатель (15,3%) родителей с активно-субъектным уровнем и соответственно высокий (79,5%) с пассивно-негативным уровнем. Из числа занимающихся физическими упражнениями большинство опрошенных (49,8%) указали на занятия сезонными видами спорта, 32,7% - подвижными играми, 18,9% - утренней гимнастикой, 15,5% - в физкультурных клубах и спортивных секциях, 13,7% - в домашнем спортивном уголке и др.
Характеризуя активность родителей в проведении профилактических мероприятий, следует заметить, что пассивно-негативный уровень составили 54,2% опрошенных, активно-субъектный - 35,8% соответственно.
Подавляющее число опрошенных родителей (53,4%) систематически используют меры профилактики простудных заболеваний, сезонную витаминизацию пищи (50%), гигиенические процедуры (72%).
Изучение факторов, препятствующих участию родителей в оздоровлении ребенка, позволило определить в качестве ведущего (62%) недостаток времени. 12,06% из числа респондентов указали на недостаток знаний и умений, 15% просто лень, 1,7% не считают это необходимым.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о недостаточном уровне валеологической воспитанности самих родителей и позволяют утверждать, что семья сегодня не является примером для подражания. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного развития валеологической культуры родителей, определяющих условия для ориентации учеников в организации здорового образа жизни.
Анкетирование 10 учителей начальных классов позволило определить уровень компетентности педагогов в вопросе в технологиях развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов, системе мониторинга и применения его в работе с учащимися. В ходе анкетирования выяснилось, что 7 педагогов испытывают затруднения в использовании педагогического мониторинга, ссылаясь на нехватку диагностического инструментария. Все опрошенные педагоги назвали в качестве используемых форм работы с детьми для развития валеологической воспитанности - беседа, наблюдение. Педагоги чаще всего используют в работе с детьми такие методы, как рассматривание репродукций картин, дискуссии. Указанные причины недостаточного внимания к данному вопросу, по мнению педагогов, объективны. Это, прежде всего отсутствие материала, системы работы, которая ориентировала бы педагогов на работу с детьми по проблеме.
Таким образом, исходно – диагностический этап педагогического мониторинга помог проанализировать уровень валеологической воспитанности у учащихся вторых классов, помог «увидеть» сильные и слабые стороны, выявить факторы и условия, которые явились причиной данных результатов:
- знания второклассников не отражают полноту, осознанность и системность к пониманию здорового образа жизни и причин болезней;
- у учащихся вторых классов здоровье как ценность не является значимым фактором внутренней мотивации, реальная ценность здоровья у них невысока;
- особенностью российской
- ограниченный набор способов, которые школьники сознательно используют в своей жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;
- недостаточный уровень
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
Предыдущие этапы педагогического мониторинга
позволили перейти к следующему этапу — содержательно-
Рассмотрим дефиницию понятий «технология». В толковом словаре технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [43, с. 54].
«Педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике»; причем под педагогической системой В.П. Беспалько понимает взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: учащиеся, учителя, цели, содержание, организационные формы [5. С. 13].
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя», - считает В.М. Монахов [38, с. 35].
«Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения», т.е. Г.К. Селевко рассматривает данное понятие в трех аспектах - научном, процессуально-описательном и процессуально-действенном [47, с. 16].
Б.Т. Лихачев дает такой определение «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [34, с. 25].
Наиболее близким является точка зрения Г.Ю. Ксензовой, которая под педагогической технологией понимает такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер [30, с. 16].
Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов