Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;

Содержание

Введение

3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов

13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе


20

Выводы по первой главе

Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов


27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов

33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов



44

Выводы по второй главе

Заключение

54
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

04.06.2013 ВКР Холманских.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться  в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательном -  как описание (алгоритм)  процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [47, с. 17].

При разработке проекта педагогической технологии по развитию валеологической воспитанности второклассников использовали следующие классификационные параметры (Г. К.Селевко):

По уровню применения: частнопредметная.

 По философской основе: гуманистическая.

По ведущему фактору психического развития: комплексная.

По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.

По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребёнку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая [47, с. 24].

 

 




 


 

 






 

 

 

 

 

 

 

 




 

 


 

 

Рис. 3. Проект технологии развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.

 

Целевой блок является важным исходным компонентом педагогического процесса, так как он определяет личность второклассника, обладающего системой знаний, потребностей, мотивов к ведению здорового

образа жизни, а также содержание воспитания у учащихся ответственного и осознанного отношения к своему здоровью.

Содержательный блок технологии представлен программой модульного курса «Будь здоров», цель которого заключается в формировании системы знаний о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения, формировании потребности, мотивации и стремления к ведению здорового образа жизни, а также черт характера, поведенческих умений и навыков, соответствующих признакам здоровьесберегающего поведения.

Целью курса является развитие валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

Основными задачами курса являются:

1.  Формирование у учащихся  системы знаний о факторах  полезных и вредных для здоровья, а также знаний о здоровье  и здоровом образе жизни;   о человеке, его жизнедеятельности и    особенностях строения его организма,

2. Развитие мотивации и потребности в здоровом образе жизни, охране своего здоровья и здоровья окружающих.

3. Воспитание ответственного и  осознанного отношения к своему здоровью.

4. Формирование у учащихся умений, навыков определения уровня своего  здоровья и способов его поддержания с помощью физической   культуры, приёмов саморегуляции (приёмы аутотренинга, дыхательной   гимнастики, самомассажа и т.д.)

На основе анализа литературы и практической деятельности был разработан проект технологии развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

При разработке содержания программы курса применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть. Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях.

1  модуль «Познай самого себя»

Цель модуля: Актуализировать знания учащихся об организме, его строении и функциональном предназначении каждого органа и части тела человеческого организма, и на этой основе учить оценивать состояние своего здоровья.

2  модуль «Здоровье и окружающая среда»

Цель модуля: Сформировать понятие о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

3  модуль «Питание и здоровье».

Цель модуля: Сформировать понятие о культуре здорового питания, о полезных продуктах и роли питательных веществ и витаминов для здоровья человека.

4 модуль «Здоровье и движение»

Цель модуля: Сформировать понятие о роли движения как способе сохранения и укрепления здоровья, а также потребности к спортивным занятиям.

5  модуль «Природа нашего края и здоровье»

Цель модуля: Сформировать понятие о влиянии природы на здоровье человека.

6 модуль «Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)»

Цель модуля: Формировать у детей способность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.

7 модуль «Культура потребления медицинских услуг»

Цель модуля: Формировать у ребенка культуру потребления медицинских услуг.

8 модуль «Здоровый образ  жизни и культура человека»

Цель модуля: Формировать активное отношение второклассника к здоровью через устремлённость к здоровому образу жизни.

Содержание курса конструировалось с учетом общедидактических и специфических принципов естественнонаучного образования:

•    принцип взаимосвязи познания, переживания и действия',

•    принцип междисциплинарности;

•    принцип интеграции;

•    принцип активного обучения.

При этом активно использовался опыт других ученых исследователей и учителей-практиков, работающих над задачей гигиенического просвещения и воспитания детей (Г.К. Зайцев, С.А. Насонкина, В.А. Игнатова, Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина и др.). Перспективное планирование курса «Будь здоров» по развитию валеологической воспитанности у второклассников представлено в приложении 5.

Организационный блок определяет последовательность этапов по формированию потребностей, мотивации и стремления к ведению здорового образа жизни. Процесс развития валеологической воспитанности второклассников включает три этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

Подготовительный этап направлен на формирование полноты, системности, осознанности и обобщенности знаний второклассников о здоровье и здоровом образе жизни.

Основной этап  обеспечивает формирование активного отношения к своему здоровью через устремленность к здоровому образу жизни, учебно-познавательные и социально-значимые мотивы соблюдения здорового образа жизни.

Заключительный этап направлен на осознание и обогащение знаний детей о здоровом образе жизни, активного отношения к своему здоровью через устремленность к здоровому образу жизни.

Развитие валеологической воспитанности учащихся вторых классов осуществляется в разных формах работы: уроки (с игровой мотивацией, традиционных, интегрированных), экскурсиях и досугах. В разнообразных формах работы с детьми организуется игровая деятельность, художественно-продуктивная, которая проводится как фронтально (со всей группой), так с подгруппой учащихся и индивидуально.

- традиционные: занимательная и дидактическая беседа; рассказ; беседа-диалог; чтение и обсуждение детских книг по теме занятия; инсценирование ситуаций; просмотр диафильмов, мультфильмов; викторины; познавательные игры-занятия в форме путешествий; занятия-загадки об удивительных тайнах и чудесах человеческого организма; скрытые и целевые наблюдения воспитателя за детьми и детей друг за другом; психологические тренинги; ролевые и сюжетно-ролевые игры; комплекс физических и оздоровительных упражнений; игры на свежем воздухе; практические действия детей с цветными таблицами, плоскостными и объемными моделями отдельных внешних и внутренних органов человека; частичная работа с анатомическим атласом; оформление в классе уголка ЗОЖ; выпуск стенгазет о ЗОЖ; деловые и дидактические игры; классные часы; игры по станциям; занятия-практикумы; опыты и исследования; решение ситуативных задач; минутки рефлексии; выполнение творческих проектов; коррекционно-развивающие игровые занятия; интегрированные занятия; оздоровительные минутки. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе», «Подари улыбку близкому», «Добро побеждает зло»).

- нетрадиционные формы занятий: брейн-ринг, суд, соревнование, аукцион и т. д. Так, можно практиковать проведение судебного процесса над «вредными привычками», «табаком», «сигаретой», «алкоголем». Школьники судят «Хулиганство», «Лицемерие», «Зло», «Бранные слова» и т. д. Также могут использоваться элементы психогимнастики, театрализации с элементами импровизации.

В процессе развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов используются разнообразные методы и приемы с учетом возрастных особенностей. К ним относятся: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные и эвристические методы. Так же используются различные приёмы обучения: рассказ («Как ухаживать за руками и ногами?»), беседы («Как сохранить зрение?».), дидактические игры («Наши органы чувств. Для чего они нужны?»), метод умственного поиска («Обоняние и запах. Что умеет наш нос?»)., проблемные ситуации («Клещи! Будь осторожен!»), практикум («Белоснежная улыбка»).

В процессе развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Таким образом, нами был разработан проект педагогической технологии по развитию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов. Результатом внедрения данного проекта технологии будет повышение уровня валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

 

Выводы по второй главе

Экспериментальная работа по исследованию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов позволила сделать следующие выводы:

1) На основе анализа психолого-педагогической  литературы была разработана модель педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов. Для выявления сформированности валеологической воспитанности  у ребёнка мы взяли за основу три его компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Структурирование критериев и показателей позволил перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно – диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.

2) Анализ валеологической воспитанности  у учащихся вторых классов  показал, что высокий уровень в классе проявили 8,3% учеников, средний уровень показали 37,5% учеников, низкий уровень представлен наибольшими показателями – 54,2%. Родители знают понятие «здоровый образ жизни», не всегда придерживаются его сами, хотя осознают необходимость формирования у детей валеологической воспитанности. По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической воспитанности. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4%.

Содержательно-технологический этап был направлен на создание  проекта педагогической технологии по развитию валеологической воспитанности учащихся вторых классов. При разработке содержания технологии применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть. Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях: 1  модуль «Познай самого себя», 2  модуль «Здоровье и окружающая среда», 3  модуль «Питание и здоровье», 4 модуль «Здоровье и движение», 5  модуль «Природа нашего края и здоровье», 6 модуль «Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)», 7 модуль «Культура потребления медицинских услуг», 8 модуль «Здоровый образ жизни и культура человека».

 

 

Заключение

 

В соответствии с новым ФГОС начального общего образования, ценностных ориентиров начального образования: формирование нетерпимости и умения школьников противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей, проблема развития валеологической воспитанности младших школьников приобретает особую актуальность. Противоречие между необходимостью развития у учащихся вторых классов валеологической воспитанности, с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания ее в массовой общеобразовательной школе - с другой, делает выбранную нами проблему актуальной и своевременной.

Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов