Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
2.2 Изучение передового опыта.
2.2.1.Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова)
Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагоги-ческой поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественны-ми и зарубежными педагогами.
К таким
методикам мы можем отнести так
Для примера рассмотрим методику для изучения степени развития ос-новных компонентов педагогического взаимодействия, подготовленную про-фессором Л. В. Байбородовой)
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:
взаимопознание,
взаимопонимание,
Типы взаимодействия при этом следующие: сотрудничество, диалог, согла-шение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.
Целью методики является
Ход проведения
Учащимся предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогласие – знаком «-» (прил. 1, прил. 2).
1. Педагог
умеет предсказать результаты моей
работы.
2. Мне
трудно ладить с педагогом.
3. Педагог-
справедливый человек.
4. Педагог
умело помогает мне
5. Педагогу
явно не хватает чуткости.
6. Мнение
педагога для меня является важным.
7. Педагог
тщательно планирует
8. Я вполне
доволен педагогом.
9. Педагог
недостаточно требователен ко
мне.
10. Педагог всегда
может дать разумный ответ.
11. Я полностью
доверяю педагогу.
12. Оценка педагога
очень важна для меня.
13. Педагог в
основном работает по шаблону.
14. Работать
с педагогом – одно удовольствие.
15. Педагог уделяет
мне мало внимания.
16. Педагог не
учитывает моих индивидуальных способностей.
17. Педагог плохо
чувствует мое настроение.
18. Педагог всегда
выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности средств и методов, которые
применяет педагог
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом. –
21. Педагог постоянно
указывает мне на мои ошибки.
22. Педагог хорошо
знает мои слабые и сильные
стороны.
23. Я хотел(а)
бы стать похожим на педагога.
24. У нас с педагогом сложились
деловые отношения
Обработка результатов
В
предложенном тексте
Подсчитывается среднее
На основе методик педагогического взаимодействия разрабатываются прог-раммы педагогической диагностики, позволяющие определить уровень воспи-тания и образования в конкретном учебном заведении. Одной из таких прог-рамм является «Программа педагогической диагностики эффективности воспи-тательного процесса», предлагаемая Канищевой И.В., заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода.
2.2.2. Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса (И.В. Канищева, МОУ СОШ № 42 г. Белгорода)
Одним
из условий повышения
Цели программы:
Задачи программы:
Критерии и показатели определения результативности процесса воспитания приведены в Приложении 4 и представлены в виде таблицы, состоящей из двух колонок. В первой колонке описаны критерии процесса воспитания, во второй –показатели результативности процесса воспитания.
Для
изучения эффективности
Этапы изучения воспитанности школьников и развития классных коллективов
1 этап. Осмысление педагогическим коллективом целей и задач воспитания через систему научно-методических семинаров-практикумов, на которых учителя знакомятся с сущностью и методикой диагностики воспитанности школьников и уровня развития первичных (классных) коллективов.
Изучение личности школьника
Подход к изучению и анализу воспитанности школьников, планируемый для осуществления педагогическим коллективом школы, является комплексно-возрастным. Он предполагает вычленение основного комплекса социально зна-чимых свойств и качеств личности ученика, учет возрастных возможностей. Это необходимо с целью анализа сильных и слабых сторон личности ученика и побуждения его к самоанализу и самовоспитанию.
Признаки разных уровней воспитанности качеств являются “ключом” для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности.
Очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность: отрица-тельный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педа-гогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция не развиты. (Саморегуляция – тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений).
Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побужде-ниями; саморегуляция и самоорганизация осуществляются по ситуации.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.
Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, появлением активной позиции.
Изучение уровня развития коллектива учащихся
«Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллекти-вом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы.»
В процессе формирования коллектива диффузная группа учащихся прохо-дит ряд этапов, приобретая на каждом из них особые качества.
Первичный коллектив, по утверждению Л.М. Фридмана, может развивать-ся в двух направлениях: в положительном – общественно ценном и отрицатель-ном – антиобщественном. Первичный коллектив в положительном направлении проходит через следующие этапы:
1. Диффузная группа. Межличностные отношения в ней не зависят от со-держания совместной деятельности, целей, а в ряде случаев и сама она отсут-ствует.
2. Группа – ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредо-ваны содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффузной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности.
3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой определяются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.
Коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие – менее. Уровень сформированности коллектива оценивается на основе теоретической концепции А.В. Петровского, согласно которой хороший кол-лектив отличается от плохого следующими характеристиками.
Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных отноше-ний и уровня развития группы. Показателем сплоченности считается ценност-но-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значи-мых для всей группы объектов.
Коллективистское самоопределение. Оно проявляется в том, что член кол-лектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации группо-вому давлению. При этом индивид с коллективистским самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.
Эмоциональная идентификация. Отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная тепло-та. Высший уровень ее проявления – действенная эмоциональная идентифика-ция.
Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональ-ная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания од-ного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, на-правленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние и т.д.).
Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании