Педагогическое взаимодействие в воспи-тании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Вложенные файлы: 1 файл

НИНА Курсовой по педагогике ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Изучение передового опыта.

2.2.1.Методика для изучения степени развития основных компонентов  педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова)

Методики педагогического  взаимодействия, близкие к сущности педагоги-ческой поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественны-ми и зарубежными педагогами.

   К таким  методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И.Зверева), методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.Л.Андреев), методика для изучения степени развития основных компонентов  педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова), анкета выпускника «Мое мнение о школе» (О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко), методика «Пословицы» (С.М.Петрова), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щуркова), опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский) и многие другие (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

           Для примера рассмотрим  методику для изучения степени развития ос-новных компонентов педагогического взаимодействия, подготовленную про-фессором  Л. В. Байбородовой)

Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:

 взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение,  взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие: сотрудничество, диалог,  согла-шение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.

        Целью методики является определение  представления ученика о его  взаи-модействии с педагогом,  выявление существующих проблем  в межличностном взаимодействии педагога с детьми .

Ход проведения

        Учащимся предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогласие – знаком «-» (прил. 1, прил. 2).

1.   Педагог  умеет предсказать результаты моей работы.                                     +

2.   Мне  трудно ладить с педагогом.                                                                        –

3.   Педагог-  справедливый человек.                                                                       +

4.   Педагог  умело помогает мне преодолевать  трудности.                                  +

5.   Педагогу  явно не хватает чуткости.                                                                  –

6.   Мнение  педагога для меня является важным.                                                  +

7.   Педагог  тщательно планирует воспитательную  работу с нами.                     +

8.   Я вполне  доволен педагогом.                                                                             +

9.   Педагог  недостаточно требователен ко  мне.                                                     –

10. Педагог всегда  может дать разумный ответ.                                                     +

11. Я полностью  доверяю педагогу.                                                                         +

12. Оценка педагога  очень важна для меня.                                                            +

13. Педагог в  основном работает по шаблону.                                                        –

14. Работать  с педагогом – одно удовольствие.                                                     +

15. Педагог уделяет  мне мало внимания.                                                                 –

16. Педагог не  учитывает моих индивидуальных способностей.                          –

17. Педагог плохо  чувствует мое настроение.                                                         –

18. Педагог всегда  выслушивает мое мнение.                                                         +

19. У меня нет сомнений в правильности средств и методов, которые     

      применяет педагог                                                                                                +

20. Я не стану  делиться своими мыслями с  педагогом.                                          –

21. Педагог постоянно  указывает мне на мои ошибки.                                          –

22. Педагог хорошо  знает мои слабые и сильные  стороны.                                   +

23. Я хотел(а)  бы стать похожим на педагога.                                                         +

24. У нас с педагогом сложились деловые отношения                                           +

 

Обработка результатов

     В  предложенном тексте представлены  знаки для идеального состояния  взаи-модействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждо-му компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22; эмоциональный – 2, 5, 8, 11, 14-17, 20; поведенческо-волевой – 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 24.

      Подсчитывается среднее арифметическое  по каждому компоненту: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относя-щихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению «1», тем выше уровень развития компонента. Пред-ложенный опрос сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

       На  основе методик педагогического взаимодействия разрабатываются прог-раммы педагогической диагностики, позволяющие определить уровень воспи-тания и образования в конкретном учебном заведении. Одной из таких прог-рамм является «Программа педагогической диагностики эффективности воспи-тательного процесса», предлагаемая Канищевой И.В., заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода.

2.2.2. Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса (И.В. Канищева, МОУ СОШ № 42 г. Белгорода)

      Одним  из условий повышения эффективности  процесса воспитания являет-ся изучение и оценка его результативности, управление развитием школьника. Представленная программа педагогической диагностики является основой мо-ниторинговых исследований эффективности воспитательного процесса образо-вательного учреждения.

Цели программы:

  • изучение способности образовательного учреждения содействовать развитию личности ребенка;
  • определение степени эффективности воспитательного процесса.

Задачи программы:

  • выявить уровень воспитанности выпускников школы;
  • выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
  • получить информацию о результативности работы классных руководителей;
  • определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

     Критерии и показатели определения результативности процесса воспитания приведены в Приложении 4 и представлены в виде таблицы, состоящей из двух колонок. В первой колонке описаны критерии процесса воспитания, во второй –показатели результативности процесса воспитания.

      Для  изучения эффективности воспитательного  процесса используются спе-циальные методики. Перечень методик приведен в Приложении 5 и представля-ет собой таблицу, состоящую из двух колонок. В первой отражены аспекты изу-чения, а во второй – применяемые методы и методики.

Этапы изучения воспитанности школьников и развития классных коллективов

   1 этап. Осмысление педагогическим коллективом целей и задач воспитания через систему научно-методических семинаров-практикумов, на которых учителя знакомятся с сущностью и методикой диагностики воспитанности школьников и уровня развития первичных (классных) коллективов.

  1. этап. Целенаправленное наблюдение, изучение и анализ предварительных характеристик воспитанности школьников и результатов развития первичных коллективов классными руководителями.
  2. этап. Привлечение к анализу воспитанности и уровня развития классного коллектива самих учеников, актива класса, родителей, педагогов.

Изучение личности школьника

     Подход к изучению и анализу воспитанности школьников, планируемый для осуществления педагогическим коллективом школы, является комплексно-возрастным. Он предполагает вычленение основного комплекса социально зна-чимых свойств и качеств личности ученика, учет возрастных возможностей. Это необходимо с целью анализа сильных и слабых сторон личности ученика и побуждения его к самоанализу и самовоспитанию.

      Признаки разных уровней воспитанности качеств являются “ключом” для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности.

Очень низкий уровень  характеризует нравственную невоспитанность: отрица-тельный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педа-гогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция не развиты. (Саморегуляция – тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений).

      Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побужде-ниями; саморегуляция и самоорганизация осуществляются по ситуации.

      Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.

      Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, появлением активной позиции.

 

Изучение уровня развития коллектива учащихся

      «Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллекти-вом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы.»

        В процессе формирования коллектива диффузная группа учащихся прохо-дит ряд этапов, приобретая на каждом из них особые качества.

        Первичный коллектив, по утверждению Л.М. Фридмана, может развивать-ся в двух направлениях: в положительном – общественно ценном и отрицатель-ном – антиобщественном. Первичный коллектив в положительном направлении проходит через следующие этапы:

        1. Диффузная группа. Межличностные отношения в ней не зависят от со-держания совместной деятельности, целей, а в ряде случаев и сама она отсут-ствует.

       2. Группа – ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредо-ваны содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффузной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности.

       3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой определяются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.

    Коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие – менее. Уровень сформированности коллектива оценивается на основе теоретической концепции А.В. Петровского, согласно которой хороший кол-лектив отличается от плохого следующими характеристиками.

     Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных отноше-ний и уровня развития группы. Показателем сплоченности считается ценност-но-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значи-мых для всей группы объектов.

    Коллективистское самоопределение. Оно проявляется в том, что член кол-лектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации группо-вому давлению. При этом индивид с коллективистским самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.

     Эмоциональная идентификация. Отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная тепло-та. Высший уровень ее проявления – действенная эмоциональная идентифика-ция.

      Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональ-ная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания од-ного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, на-правленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние и т.д.).

Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании