Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
Школьная реальность такова, что ребенок оценивается не целиком, как самоценная и равноправная личность, а с точки зрения негласных школьных правил. Таких как:
-
отношение к ребенку в
-
педагоги не знают, не принимают
детскую и молодежную
-
нередко отношение к учащемуся
определяется социальным
-
встречаются факты
Очень часто ученик ощущает в школе унижение и собственное бессилие. Дети начинают жаловаться на головную боль, у них нарушается концентрация внимания, падает работоспособность, появляется агрессивное поведение. В обычной школе – это дети «группы риска», с нарушением учебной деятельности, с психосоматическими отклонениями, с осложненными коммуникативными качествами. Такие дети становятся в школе лишними, от них стремятся избавится, и не без оснований – в обычных школах, как правило, нет специальных условий и программ для работы с «трудными», интеграции их в школьный социум. Социальная неспешность, нереализованность (семейная, школьная) заставляет этих детей использовать улицу и уличную компанию как единственный канал социализирующего влияния, где они могут проявлять собственную активность.
Социальному педагогу обязательно надо знать причины школьной дезадаптации. Основными причинами школьной дезадаптации являются:
-
несоответствие школьного
-
несоответствие темпа учебной
работы возможностям детей «
- характер учебных нагрузок;
-
конфликтные отношения в школе
и семье в результате
Для предотвращения школьной дезадаптации социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. К ним относятся неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, что бы разобраться в их отношении с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный
педагог становится организатором
внеучебного времени школьника,
объединяясь в своей
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Таким
образом, социальный педагог в школе
изучает как интересы отдельных
детей, так и отношения в целом
в семьях с различным укладом.
Изучая семью, он помогает в кризисных
ситуациях, в оздоровлении среды, в
улучшении психологической
2.2 Организационно-функциональное сопровождение реализации теоретической модели в системе деятельности образовательного учреждения
С профилактической точки зрения школа охватывает несколько разновидностей этапов онтогенеза личности школьника, его родительской семьи и класса как социальной группы, а следовательно, и возрастных кризисов развития.
Первичная профилактика.
В течение 5-6 класса (в 10-12 лет) должны быть решены следующие задачи развития: психофизическая адаптация к многопредметному обучению; развитие учебной деятельности как самостоятельной; развитие внеучебной деятельности. Дифференциация класса на малые группы (по интересам, по полу); развитие групповых процессов (адаптация в группе, групповые решения и цели, сплочение, ролевое поведение, лидерство и конкуренция). Закрепление основных стереотипов мужского и женского полоролевого поведения, позитивных Я-образов и самооценки.
Первичная
профилактика в данном возрасте осуществляется
в рамках развития культуры класса
(и школы) и формирования нормативных
просоциальных групповых
Задача
этого направления –
Основными технологиями первичной профилактики являются следующие.
Технологии знакомства, группового и ролевого структурирования обеспечивают принятие ребенка группой, способствуют самопринятию, познанию себя и группы, создают возможности для поиска и нахождения в групповом взаимодействии социально приемлемых ролей. Наиболее приемлемы способы знакомств в группе с называнием своих имен и имен одноклассников. Например с применением психологического тренинга «Снежный ком». (Приложение Б ).
Процесс группового объединения и сплочения начинается с первого знакомства и обеспечивается эмоциональным настроем.
Технология индивидуальных и групповых поручений и их обмена. Ключевым моментом является обмен поручениями, когда ребенок или группа могут попробовать себя в другой деятельности.
Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел способствует сотрудничеству, заботе о группе и коллективе класса, школы, задает общий культурный рост и социально ценную направленность деятельности детей и подростков, обеспечивает усложнение деятельности детей в соответствии с возрастными задачами их развития, создает условия для принятия ребенка группой, вхождения в нее и для самореализации в ней.
Технология групповой персонификации пространства (психологической идентификации ученика с классом и школой) предполагает наличие территории как основы групповой идентичности; ее обустройство, эстетическое оформление и заботу о сохранности, сплачивает и снижает агрессивное поведение в группе.
Технология анализа педагогом (или другим взрослым) коллективного творческого дела и его анализа классом. Технология состоит в том, что любое дело и значимое для класса событие анализируется детьми под руководством педагога. В результате данной технологии у детей формируются умения подводит итоги, оценивать результат деятельности, доброжелательно относиться друг к другу, взаимно психологически поддерживать и защищать новичков и «слабых», анализировать, ответственно относиться к порученному делу, партнером и результатам своей и групповой деятельности.
Развитие групповых процессов на уровне школы. К социально-педагогическим технологиям относятся организации групповых процессов на уровне школы относятся следующие. Создание общественной организации. Развитие системы самоуправления. Общешкольные коллективные творческие дела.
Кроме указанных в качестве технологий, ускоряющих развитие класса как социальной групп, применяются методы активного социально-психологического обучения, имеющие цель ускорить приобретение жизненного опыта, более успешной адаптации в разных жизненных ситуациях, самореализации и социализации личности.
Так
же первична профилактика включает и
работу с родителями. Цель данной работы
заключается в том, что бы предотвратить
нарушения в процессе семейного
воспитания. Одним из основных методов
работы является психологическое
Вторичная профилактика осуществляется в отношении типичных аномально протекающих кризисов развития детей.
Психофизические и медико-психологические кризисы. Кризис проявляется в утомляемости и невнимательности ребенка.
Психолого-педагогические кризисы. Кризис неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение в виде поэтапно развивающейся педагогической запущенности и прекращением учебной деятельности.
Социально-
Работа
с детьми на данном этапе предполагает
выявление детей и семей «
Работа
с родителями предполагает консультирование
родителей в отношении
Таким
образом, реализуя данную теоретическую
модель в системе деятельности образовательного
учреждения можно скорректировать
деятельность педагогов и социального
педагога в школе и способствовать
предотвращению девиантного поведения
детей начиная с среднего звена
школы (5 класс). А так же данная модель
может способствовать успешной социализации
детей, которые уже имеют отклонения
в поведении и находятся в
«группе риска».
2.3 Практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию процессов девиантного поведения подростков в системе соблюдения социальных норм
Мы рассмотрели социально-педагогические условия сужения границ девиации подростков в условиях образовательного учреждения. И в качестве практических рекомендаций мы подобрали методические материалы по диагностике и коррекции девиантного поведения у детей.
Нами был подобран психокоррекционный комплекс, направленный на работу с семьей (Приложение В). Этот комплекс направлен на все составляющие психологических факторов риска: нормализацию психологического климата в семье, особенностей супружеского взаимодействия и супружеской коммуникации, реконструирование родительских позиций, расширение осознания родителями мотивов семейного воспитания, гармонизацию межличностных отношений в семье.
Психологическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков у родителей, формирование новых форм взаимодействия с детьми.
Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов.
Нами были подобраны различные анкеты.
1. Анкета для специалистов, работающих с детьми, имеющими девиантное поведение (Приложение Г).
Вниманию специалистов предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее даны варианты ответов. Необходимо выбрать те из них, которые в наибольшей степени отражают мнение, и обвести соответствующую им цифру или вписать свой вариант ответа в свободную строчку. В других вопросах предлагается оценить каждый ответ по шестибалльной системе.