Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
Профилактика жестокого обращения в семье с детьми
Направление: педагогика
Профиль: социальная педагогика
Выполнил студент
35 группы
Никитина Яна Сергеевна
Научный руководитель:
Аксютина Зульфия Абдулловна
к.п.н., доцент
Оценка
«___» ______________ 2012 г.
Омск, 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая
профилактика жестокого обращения в семье
.……………………………………………………………...…..
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической
профилактики ..............................
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение
в семье как социально-педагогическая
проблема ...………..…………………………………………………………
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
ВВЕДЕНИЕ
В результате социально-политической
перестройки российского
К числу таких проблем в современном обществе относятся проблемы асоциального детства, которые исследуются специалистами различных областей. В первую очередь это касается феномена внутрисемейного жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения в семье в 1995 году на Четвертом Форуме ООН была провозглашена как «эпидемия» большинства стран мирового сообщества.
По данным мировой статистики, каждое десятое преступление против несовершеннолетних совершается лицами, состоящими в родстве. Однако частота сообщений о них не превышает 1-2%, что объясняется особенностями данного рода преступлений.
Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет подвергаются жестокому обращению со стороны родителей. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. В первом полугодии 2005 года судами за совершение преступлений в отношении 53 детей привлечены к уголовной ответственности 40 родителей и лиц их заменяющих. За 9 месяцев 2005 года лечебно-профилактическими учреждениями выявлено 157 случаев жестокого обращения с детьми. На 1 октября 2005 года на учете состоит 1982 семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Жестокое обращение в семье выступает мощным дестабилизирующим фактором, подрывающим основы функционирования семьи, а значит и нарушает безопасность общества в целом.
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
Методы
работы: Для решения поставленных задач
использовался комплекс теоретических
методов.
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
1.1. История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье
Насилие над детьми существовало во все времена и возникало гораздо
чаще в предыдущих поколениях, нежели сегодня. Однако в прошлом его редко рассматривали как серьезную проблему, так как общественные ценности и законы во многом определяли взгляды на воспитание детей, а установление жесткой дисциплины и применение наказаний считалось вполне приемлемым и даже обязательным.
Говоря об истории развития жестокого обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.
Руководствуясь теми же соображениями
целесообразности, Плутарх относил
к обязанности государства
Много позже известный итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала: «Ребенок представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок». Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.
Что касается Белоруссии и России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Следует отметить, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и, начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки".
Итак, рассмотрев историю развития жестокого обращения с детьми в семье, можно сделать вывод о том, что эта проблема берет свои корни еще с античных времен. Если раньше применение наказаний считалось вполне приемлемым и даже обязательным, то сейчас проблема жестокости и насилия в отношении детей приобрела большую социальную значимость во всем мире, став одной из приоритетных.
1.2. Сущность социально-педагогической профилактики
Для рассмотрения сущности социально-педагогической профилактики, необходимо ознакомится с такими понятиями, как:
- профилактика жестокого обращения в семье;
- социальная профилактика жестокого обращения в семье;
- социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье.
Важно так же ознакомится с основными уровнями профилактической деятельности жестокого обращения с детьми в семье.
Профилактика жестокого
обращения в семье
И. В. Дубровина, доктор психологических наук, рассматривает профилактику жестокого обращения, как «комплекс мер, направленных на формирование у населения положительных установок к психологической помощи» [9, с.10];
В.М. Майтова, заместитель начальника управления социальной защиты населения г. Тюмени департамента социального развития Тюменской области, отмечает: « Профилактика жестокого обращения - это направленная на предупреждение насилия работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества» [9, с.18].
Мы же будем опираться на определение данное Организацией Объединенных Наций (ООН) в Декларации прав ребенка, которое гласит о том, что:
«Профилактика жестокого обращения – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи и ребенка».
Социальная профилактика жестокого обращения как утверждал В.Н. Кудрявцев «деятельность по осуществлению крупных социальных мероприятий в масштабах всей страны, направленных на осуществление главных задач строительства нового общества» [9, с.44].
Психологи и социальные педагоги придерживаются определения данное Н.П. Клочковой и Е.А Толмачевой, которые отмечают, что:
«Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [1, с. 10].
Говоря о социально-
«Социально - педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т. п.)» [2, с. 6].
Ознакомившись с базовыми
понятиями социально-
Уровни социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения жестокого обращения в семье не является главной или профессиональной.
2. Специальный уровень
(социально-педагогическая
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
Уровни профилактической деятельности:
1. Решение социально-
2. Меры по педагогической
ориентации инфраструктуры
3. Индивидуальная воспитательно-
Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми