Профилактика жестокого обращения в семье с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 132.43 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев, социально-педагогическую профилактику, мы обратились к основным понятиям, содержанию и сущности социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

 

1.3. Виды профилактики

 

Рассматривая тему профилактики жестокого обращения, необходимо обратить внимание на основные виды и стадии социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Традиционно выделяют три вида социально-педагогической профилактики:

- Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов; работа с популяцией условно здоровых людей, система действий, направленных на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения.

Первичная профилактика заключается  в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие  стороны, то есть на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям группы риска, профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних.

Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной  профилактики в школах и других детских  учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения.

- Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, которые подверглись жестокому обращению в семье; направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий.

Вторичная профилактика заключается  в оказании медико-психолого-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.

Большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед

Участие работников местных  органов власти просто необходимо в  тех случаях, когда из-за жестокого  обращения, пренебрежения нуждами  ребенка его безнадзорность приобретает  хронический характер, а состояние  физического и психического здоровья внушает серьезные опасения.

Пошатнувшийся, а то и  разрушенный статус подростка в  учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии.

Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.

- Третичная профилактика — комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного случая жестокого обращения с ребенком в семье. В настоящее время наиболее слабо развитый вид профилактической деятельности [3, с. 75].

Всемирная организация здравоохранения выделяет пять стадий социально-педагогической профилактики:

1) ранняя профилактика первой степени (социальная помощь) к лицам из групп риска.

2) ранняя профилактика второй степени (социальная помощь и корректирующее воздействие).

3) непосредственная профилактика  при систематическом повторении случаев жестокого обращения в семье.

4) предупреждение случаев жестокого обращения на начальной стадии, меры, предотвращающие дальнейшие повторение случаев жестокого обращения в семье.

5) процессуальные меры профилактики по фактам жестокого обращения в семье [3, с. 78].

Рассмотрев тему, мы обратились к основным видам и стадиям социально-педагогической профилактики.

Вывод по первой главе

В современных условиях происходящих кардинальных перемен в общественно-политическом, социально-экономическом устройстве возникла потребность в качественном подходе к пониманию социальной роли жестокого обращения в семье.

Модель социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье должна учитывать: социально-психологические характеристики самого ребенка (возрастные, половые, социально-психологические факторы, «стаж» жизни в дезадаптивной семье.

В модели социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье по месту жительства в единстве и взаимосвязи представлены модули: теоретико-методологический, функционально-целевой, содержательно-проблемный, организационно-практический, экспертно-критериальный приоритетные направления профилактической деятельности как открытой социально-педагогической системы.

Одним из важных направлений  профилактической деятельности является своевременная помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с детьми индивидуально и в группах.

Сложившаяся ситуация требует  от государства принятия срочных  мер по профилактике жестокого обращения в семье, повышению роли учреждений, занятых воспитательной работой с детьми, поиску новых наиболее эффективных форм их адаптации в современном обществе.

Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения рассматривается как целенаправленный процесс восстановления у ребенка семейных, межличностных и социальных связей на основе включения его в систему отношений культурно-досугового, воспитательно-образовательного характера, формирования у него положительного социального опыта.

Модель социально-педагогической профилактики включает в себя взаимосвязь модулей: теоретико-методологического, функционально-целевого, содержательно-проблемного, организационно-практического; этапов ее реализации (аналитико-диагностического, социально-реабилитационного, результативно-оценочного).

Работа по профилактике жестокого обращения должна носить целенаправленный, комплексный, непрерывный характер, с привлечением возможностей различных социальных служб, общественных объединений, внешкольных организаций, правоохранительных органов.

Установление фактов насилия  и определение их причин – лишь первый шаг, направленный на их преодоление. Очень важен комплексный подход к изучению явления, системный анализ особенностей детского развития в ситуации усложнения отношений с родителями, педагогами иными лицами, ориентация на диагностику, а также оказание разносторонней квалифицированной помощи всем участникам данного процесса. В целом результатом систематической профилактической работы является формирование безопасной среды, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода.

ГЛАВА 2. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ.

 

Рассматривая жестокое обращение  в семье как социально-педагогическую проблему, необходимо рассмотреть систему защиты прав и интересов детей в РФ, а также провести анализ документов важных для правовой защиты от насилия детей в семье.

Организация Объединенных Наций  во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Требуя принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые  о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Таким образом, важные положения для правовой защиты от насилия в семье закреплены в следующих документах:

Конвенция о правах ребенка

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989. [Информационно-правовая система Гарант http://www.garant.ru]

Извлечения  из Конвенции о правах ребенка:

Часть I. Общие положения.

Статья 3:

1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными  учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 6:

1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7:

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 9:

1. Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 18:

1. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной забот.

Статья 19:

1. Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20:

1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении,  имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Статья 26:

1. Государства - участники  признают за каждым ребенком  право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27:

1. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 32:

1. Государства - участники  признают право ребенка на  защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая  может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию

Статья 34:

2. Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 36:

1. Государства - участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37:

Государства - участники  обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Семейный кодекс Российской Федерации

 [Информационно-правовая система Гарант http://www.garant.ru]

Принят Государственной думой 8 декабря 1995.,подписан Президентом Р.Ф 29 декабря 1995., вступил в силу 1 марта 1996.

Извлечения  из Семейного кодекса Российской Федерации:

Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми