Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
Предполагается использование форм оценки риска, с помощью которых каждый фактор риска определяется по шкале (высокий, средний, низкий), после чего дается интегральная оценка:
Высокий уровень риска предполагает, что если органы опеки и попечительства не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения увечий и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Средний уровень риска предполагает, что если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях необходимо принятие органами опеки и попечительства мер по защите прав ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Это означает, что, несмотря
на присутствие факторов риска, в
семье применяются
Низкий уровень риска предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.
Целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка. Такая непосредственная опасность может включать ситуации в семье, связанные с эскалацией домашнего насилия, или наличие периода обострения у родителя, страдающего серьезным психическим расстройством.
Помимо этого, целью оценки степени безопасности является получение информации, позволяющей спланировать действия, обеспечивающие наименьшее вмешательство в жизнь семьи, которые при этом могли бы успешно защищать ребенка от угрозы причинения ему серьезного вреда. Важным обстоятельством является то, что технология учитывает при обеспечении безопасности ребенка переживания его родителей и возможное влияние принятого решения на целостность семьи.
На основании полученной информации при необходимости должен быть разработан план обеспечения безопасности ребенка, позволяющий нейтрализовать обнаруженные непосредственные угрозы и максимально сохранить возможность для ребенка остаться в семье.
Мероприятия плана безопасности должны предусматривать активное вовлечение в работу по созданию благоприятных условий пребывания ребенка в семье ресурсов сети ее социальных контактов (ответственные родственники, друзья, соседи), государственных учреждений и структур, общественных организаций.
Задача исследования ресурсных возможностей семьи требует от специалистов делегирования части действий другим лицам и организациям при сохранении собственной ответственности за ситуацию. Например, специалист-куратор семьи привлекает к глубинной диагностики семьи семейного психолога. Такой подход реализуется в случае ясного осознания и принятия ценности сохранения кровной семьи для ребенка и необходимости в связи с этим установления доверительных отношений с родителями. Это обеспечивается за счет методической и профессиональной поддержки.
План по обеспечению безопасности должен:
- четко определить угрозы для безопасности ребенка;
- иметь четко поставленные сроки действий;
- быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия);
- быть детализированным;
- содержать указания на лиц, которые привлекаются для обеспечения безопасности ребенка, с указанием их роли, условий вовлечения и степени ответственности;
- предусматривать мониторинг исполнения плана.
3. Признание ребенка нуждающимся в защите государства
Решение о признании ребенка нуждающимся в защите государства принимается исключительно на основании проведенной ранее оценки риска жестокого обращения с ребенком и оценки безопасности ребенка, в процессе проведения которых выявляются как уровень риска, так и причины и факторы, приведшие к возникновению нарушений прав ребенка.
Это позволяет показать родителям, с чем конкретно связано данное вмешательство в жизнь их семьи, определить обязательные направления работы и мониторинга случая, минимизировать влияние личных ценностей и установок специалиста, проводящего проверку информации.
В случае установления по результатам проверки сигнала среднего уровня риска жестокого обращения с ребенком, факта жестокого обращения с ребенком орган опеки и попечительства признает его нуждающимся в защите государства, что влечет за собой обязанность принять необходимые меры по защите его прав.
4. Открытие случая
По каждому ребенку, признанному решением органа опеки и попечительства нуждающимся в защите государства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав.
Органы опеки и попечительства утверждает «План по защите прав ребенка», который:
- подтверждает факт открытия случая и начала деятельности по защите прав и интересов данного ребенка;
- определяет организацию, непосредственно работающую с данным случаем;
- определяет сроки, порядок и ответственных лиц за организацию и проведение мониторинга состояния семьи и ребенка.
Принятие и реализация по каждому случаю Плана по защите прав ребенка обеспечивает возможность организационного и профессионального контроля, создаёт условия для эффективной деятельности по обеспечению прав ребенка.
Организация, определенная для непосредственного ведения случая, назначает из числа своих сотрудников куратора случая.
В функциональные обязанности куратора случая входит: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших основанием для его открытия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, осуществление координации и мониторинга процесса предоставления помощи семье.
5.
Разработка и утверждение
На основе углубленной диагностики семейной ситуации, разрабатывается план реабилитации ребенка. Основной задачей при разработке плана выступает не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем. Применяемый подход не предполагает немедленного реагирования в форме удовлетворения материальных потребностей членов семьи, что способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения
Формирование эффективного плана реабилитационных мероприятий требует последовательного выполнения следующих этапов работы:
6. Мониторинг
По итогам проведенных
реабилитационных мероприятий необходимо
осуществление
Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка.
7. Закрытие случая.
Органы опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации, отсутствии динамики состояния семьи и ребенка. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством — об ограничении или лишении родительских прав.
Необходимым условие эффективной реализации технологий является организация профессионального сопровождения специалистов, анализа трудных случаев, мероприятий по повышению их профессиональной компетентности.
Судить о системе работы по профилактики и оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению в семье, можно на примере материалов об организации работы органов исполнительной власти в Пермском крае, Тюменской и Томской областях по профилактике семейного неблагополучия, реабилитации детей и подростков и оказанию
им помощи в случае жестокого обращения [12].
Рассмотрим систему работы по профилактике семейного неблагополучия, реабилитации детей и подростков и оказанию им помощи в случае жестокого обращения в Тюменской области.
Профилактика и оказание помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, являются приоритетными направлениями, и решаются всеми заинтересованными ведомствами Тюменской области в работе с семьей и детьми.
Организация работы по раннему выявлению признаков жестокого обращения (ранняя диагностика проблем, нарушений в системе детско-родительских отношений) осуществляется через деятельность участковых социальных служб, службы экстренной социальной помощи, в ходе обмена информацией между ведомствами системы профилактики, в период проведения межведомственных рейдовых мероприятий.
На учете в области состоит более 6 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (с учетом усыновленных), из них 88% воспитываются в семьях граждан.
Деятельность органа опеки и попечительства направлена на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику социального сиротства, совершенствование мер социальной поддержки детей данной категории, обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и реализации основного права ребенка жить и воспитываться в семье.
В области выработаны общие подходы к решению проблемы социального сиротства, это, прежде всего формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и его видеоверсии, широкая пропаганда среди общественности -существующих форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, посредством СМИ, а также активное формирование социальных ценностей населения региона в отношении семейного устройства детей данной категории, создание межведомственной системы профилактики социального сиротства и единого реабилитационного пространства.
С 2009 года в регионе реализуется «Комплексная программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Тюменской области на 2009 - 2011 годы». По итогам конкурсного отбора программа вошла в число победителей конкурса программ субъектов РФ и получила финансовую поддержку Фонда в виде гранта на софинансирование программных мероприятий.
В рамках указанной Программы за счет средств Фонда оснащены программно-техническим комплексом общественные приемные учреждений социального обслуживания населения для оперативной видеосвязи, приобретено б микроавтобусов для работы выездных служб экстренной социальной помощи, проведена на базе загородных оздоровительных центров социальная реабилитация семей с детьми-инвалидами, испытывающих трудности в выстраивании детско-родительских отношений и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, семей, имеющих детей-инвалидов, организованы обучающие семинары для специалистов ведомств системы профилактики, изданы методические сборники.
В рамках Комплексной программы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Тюменской области реализуются мероприятия по социальной реабилитации замещающих семей, испытывающих трудности в выстраивании детско-родительских отношений и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, на базе загородных оздоровительных центров и лагерей по программе «В кругу семьи», разработанной Агентством развития семейных форм устройства несовершеннолетних автономного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий «Семья». Прошли социальную реабилитацию более 1,5 тыс. семей и более 300 семей в ежемесячном режиме видеосвязи получили консультации специалистов субъектов системы профилактики по правовым, социально-медицинским, психолого-педагогическим вопросам.
Реализация данных мероприятий в 2009 -2010 годах показала их высокую эффективность и социальную значимость, что позволило продолжить их реализацию при поддержке Фонда в текущем году [14].
Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми