Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Кольцова М.М., Знаменская А.Н. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. – М., 1965.
  3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

 

 

Занятие 7.

Тема: диагностика предметной деятельности

 

План

    1. Предпосылки развития предметной деятельности в младенчестве.
    2. Развитие предметной деятельности в раннем детстве.
    3. Методики диагностики предметной деятельности.

 

Вопросы по теме

        1. Раскройте предпосылки развития предметной деятельности в младенчестве.
        2. Назовите этапы формирования предметной деятельности.
        3. Опишите особенности развития ручных, соотносящих и орудийных действий.
        4. Опишите особенности развития восприятия и внимания в раннем детстве.
        5. Опишите методики диагностики предметной деятельности (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспекты по работе Д.Б. Эльконина (7).
  2. Составить таблицу «Освоение предметных действий в раннем детстве».
  3. Подготовить презентацию методик диагностики предметной деятельности.
  4. Проанализировать протокол наблюдения (6, с. 20 – 22).
  5. Подобрать дидактические игры, таблицы, схемы, картинки, игрушки для развития соотносящих действий, восприятия у детей 1 – 3 лет.
  6. Используя подобранный материал, составить возможные индивидуальные планы работы для детей с несформированными соотносящими действиями.
  7. Подготовить рекомендации по развитию предметной деятельности ребенка в семье.
  8. Подготовить материал для консультации родителей по темам: «Как играть с дидактическими игрушками», «Как руководить вниманием детей в раннем детстве».
  9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития предметных действий детей.

 

Основная литература

  1. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. – М., 1996.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  3. Печора К.Л., Панюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  5. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.
  6. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 18 – 22.
  7. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр. психол. труды. – М., 1989. – С. 130 – 141.

 

Дополнительная литература

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1972.
  3. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  4. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  8. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. – М., 1955.

 

 

Занятие 8.

Тема: диагностика трудовой деятельности

 

План

  1. Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве.
  2. Направления в развитии трудовой деятельности дошкольника.
  3. Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков.
  4. Развитие видов и форм трудовой деятельности.
  5. Особенности взаимоотношений детей в совместной деятельности.
  6. Методики диагностики трудовой деятельности: материал, ход исследования, анализ данных.

 

Вопросы по теме

  1. Назовите основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.
  2. Охарактеризуйте условия и этапы формирования трудовых умений и навыков.
  3. Раскройте особенности становления структуры волевого акта и развития волевых качеств личности дошкольника.
  4. Охарактеризуйте развитие высших чувств в дошкольном возрасте.
  5. Рассмотрите особенности взаимоотношений детей в совместной деятельности.
  6. Раскройте влияние трудовой деятельности на психическое развитие дошкольника.
  7. Опишите методики диагностики трудовой деятельности (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

        1. Подготовить конспекты по источникам 4, 6, 11.
        2. Составить таблицу «Освоение детьми 3 – 7 лет разных видов труда».
        3. Подготовить презентацию методик диагностики трудовой деятельности.
        4. Проанализировать протокол наблюдения (10, с. 26 – 28; 30 – 31).
        5. Подобрать картинки, схемы для формирования следующих трудовых навыков: мытье стульчиков, поливка цветов, стирка кукольной одежды, сервировка стола и др.
        6. Составить возможный перспективный план развития трудовой деятельности дошкольников в группе детского сада.
        7. Подготовить рекомендации для родителей по руководству трудом ребенка в семье.
        8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Трудимся вместе с ребенком», «Научите малыша трудиться», «Как воспитывать трудолюбие», «Что умеет делать ваш ребенок», используя составленную таблицу.
        9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития трудовой деятельности ребенка.

 

Основная литература

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
  2. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.
  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  4. Куликова Т. Учите детей трудиться // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7. – С. 101 – 106.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
  6. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно ориентированное общение // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 98 – 101.
  7. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1987.
  8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  9. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.
  10. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 23 – 32.
  11. Шатова А. Вне творческого труда нет созидания // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 95 – 98.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  3. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  5. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 158 – 189.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.

 

 

Занятие 9.

Тема: диагностика игровой деятельности

 

План

  1. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве.
  2. Структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
  3. Взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре.
  4. Особенности дидактической, подвижной, строительно-конструктивной игры, игры-драматизации.
  5. Методики диагностики игровой деятельности.

 

Вопросы по теме

  1. Опишите особенности игры в раннем детстве. Раскройте предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.
  2. Раскройте структуру сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
  3. Каковы особенности взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре? Каковы причины конфликта в играх и пути их разрешения?
  4. Раскройте значение игры для психического развития ребенка.
  5. Опишите методики диагностики игровой деятельности (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспект работы А.Н. Леонтьева (5) .
  2. Составить таблицу «Развитие игровой деятельности ребенка от 1 года до 7 лет».
  3. Изучить уровень развития игры у детей разных возрастных групп (см. составленную таблицу), проанализировать возможные недостатки в овладении игровой деятельностью: технические, мотивационно-целевые, контрольно-оценочные и их причины. Разработать планы по формированию соответствующих структурных компонентов игровой деятельности.
  4. Составить возможный перспективный план развития игровой деятельности дошкольников в группе детского сада.
  5. Подготовить презентацию методик диагностики игровой деятельности.
  6. Проанализировать протокол наблюдения (14, с. 33 – 44).
  7. Подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в семье.
  8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Как научить ребенка играть», «Какие игрушки нужны малышу», «Как и во что играть с ребенком», «Детская игра – это серьезно».
  9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития игровой деятельности ребенка.

 

Основная литература

    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
    2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
    3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
    4. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – 2-е изд., перераб. – М., 1980.
    5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 303 – 323.
    6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
    7. Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – 2-е изд. – Екатеринбург, 1999.
    8. Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
    9. Михайленко М.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.
    10. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.
    11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
    12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). – М., 1983.
    13. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1991.
    14. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 33 – 44.
    15. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. – М., 1984.
    16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  3. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  5. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.П. Усовой. – М., 1966.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  7. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1976.

 

 

Занятие 10.

Тема: диагностика изобразительной деятельности

Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников