Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи работы:
1. изучить научно-теоретические положения, представленные в лингвистических и онтолингвистических исследованиях по данной теме;
2. опираясь на данные современной логопедической науки, представить теоретическое обоснование проблемы формирования словообразовательных навыков при дизартрии у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
1.УЧЕНИЕ О СЛОВООБРАЗОВАНИИ В ЛИНГВИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ……….. …5-8
2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ ХОДЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ…………………………………………………9-16
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ: ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ………17-22
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ……...23-24
3. ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…..25-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32-33
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….34-36
Второй подход – нейрофонетический. Нейрофонетическое изучение предполагает фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. То есть акцент делается не на клинику, а на патогенетический анализ выявления нейрофонетических синдромов дизартрий.
Анализ литературных данных показал, что существуют различные определения дизартрий.
Так в учебном пособии по логопедии под редакцией Л.С. Волковой и В.И.Селиверстова дизартрия определяется как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков).
К. Беккер, М. Совак дают определение дизартрия как нарушения координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При этом нарушена способность членения речи и артикуляции в целом.
Первое из этих определений базируется на внешних проявлениях патологии, второе же более указывает на наличие дизартрии как симптома поражения центральной и периферической нервной системы.
Существуют и другие многочисленные определения дизартрии. Например, в современной литературе выделено следующее определение дизартрии.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В этом определении раскрывается прежде всего симптоматика этого нарушения и его механизм. [7 с.32]
С точки зрения этиологии дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е.Н. Винарская), более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.
Можно выделить некоторые конкретные причины, приводящие к поражению мозга и возникновению дизартрии в пренатальном (основном), натальном и постнатальном периодах.
1) В пренатальный период, то есть дородовой наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); у матери сердечно-сосудистая и почечная недостаточность; психические и физические травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности.
2) В натальный период могут
возникнуть следующие
3) В постнатальный период в качестве причин могут рассматриваться перенесенные самим ребенком заболевания (менингит, менинго-энцефалит и другие); черепно-мозговые травмы.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Классификация в отечественной невропатологии и логопедии создана с учетом механизма нарушения, по локализации поражения. В зависимости от локализации очага поражения, при поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей выделяют периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич (О.В.Правдина). В соответствии с этим подходом выделены следующие формы дизартрии: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая дизартрии.
1. Псевдобульбарная дизартрия. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда, наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибрант – (р) заменяются на щелевые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологии.
2. Бульбарная дизартрия. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибрант /р/ заменяются соответствующими щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, резко утомляет больного. Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте.
3. Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная). Расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряженным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот. Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает свои расстройства артикуляции.
4. Мозжечковая дизартрия. Характер поражения мозга. Встречается при поражении мозжечка и его связей с другими структурами мозга. Клинические симптомы. Речь замедлена по темпу, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударения, с затуханием голоса к концу фразы, то есть скандированная речь. Вследствие гипотонии движения артикуляционных органов воспроизводятся и удерживаются с трудом. В результате этого в фонетическом отношении нарушены звуки, которые требуют достаточно четких, дифференцированных движений и достаточной силы мышечных сокращений: сложные переднеязычные звуки, аффрикаты, смычные звуки. Развивается симптом открытой гнусавости. Просодические нарушения более выражены.
5. Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п- м, б - п, п - ф, п - т и др. ). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок - дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.
6. Кинетическая премоторная корковая дизартрия. Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц - с, т, те). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.
Таким образом, основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.
2. Особенности формирования словообразования при дизартрии
Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович и др.), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с дизартрией, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами. В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфем на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т.е. включения) словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова.
Р.Е. Левиной выдвинуты положения, о том, что детям старшего дошкольного возраста с дизартрией словообразовательные операции доступны, но имеют ряд особенностей. Указанная возрастная группа представляет особый интерес, поскольку такие умения и навыки детей являются показательными в плане их готовности к школьному обучению. Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой словообразовательная деятельность детей с дизартрией имеет следующие особенности: дети испытывают трудности на этапе первичной словообразовательной операции - при вычленении и опознании словообразовательных морфем из состава слова преимущественно ориентируются на корневое значение. Причиной данного факта является несформированность ряда предпосылочных операций. Так, к условиям когнитивного (познавательного) характера относится неготовность детей с дизартрией к усвоению плана выражения и плана содержания (в терминологии С.Н. Цейтлин) [28, с.34] словообразовательных единиц, что обусловлено снижением речевой мотивации, сужением зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, нарушением операций спецификаций ситуации (т.е. анализа ситуации и выделения в ней значимых для наименования компонентов). Определенное негативное воздействие оказывает и несформированность речемыслительного уровня в механизме антиципации, что приводит к некой фрагментарности восприятия предметных реалий и, безусловно, мешает ребенку «присваивать» конкретные значения аффиксам. Вторая группа условий - вербального характера - связана с недостаточностью базового словаря производных единиц, нарушением операций фонологического распознавания звуковых комплексов слов.
Л.В. Лопатина указывает, что в процессе образования новых слов дети с дизартрией могут не принимать словообразовательную задачу, что выражается в разных проявлениях: от полного отказа выполнять задание до неадекватных замен возможного производного слова на готовую лексему [13].
Достаточно часто, отмечает Е.Ф. Соботович, производную форму слов дети со стертой дизартрией заменяют на развернутое ситуативное высказывание условий когнитивного (познавательного) и вербального характера (словесного) [20, с. 16].
3. Задачи, направления и содержание логопедической работы по развитию словообразовательных навыков у дошкольников с дизартрией
Логопедическая работа включает формирование у детей навыков словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Она осуществляется последовательно-параллельно в три этапа:
I этап — закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
II этап — работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
III этап — уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.
Содержание I этапа логопедической работы:
1. Существительные: образование уменьшительно-ласкательных
существительных с суффиксами К, ИК, ИЧК,
ЧИК.
2. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом ИН.
3. Глаголы: дифференциация совершенного и несовершенного вида; дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Содержание II этапа логопедической работы:
1. Существительные: образование уменьшительно - ласкательных существительных с суффиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШЕК, ЫШК;
- образование существительных с суффиксами
НИЦ (сахарница), ИНА
(виноградина).
2. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом И без чередования (коровий, лисий)
- образование относительных прилагательных с суффиксами ЯНН, АНН, ЕНН, Н
- образование качественных прилагательных с суффиксом О, ВАТ.
3. Глаголы: образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА.
- образование глаголов пространственного значения с приставкой ПРИ.
Содержание III этапа логопедической работы:
1. Существительные: образование названий профессий женского рода
2. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом И с чередованием (волчий, собачий, медвежий).
- образование относительных прилагательных с суффиксами Н, ЯНН, ЕНН, АН, АТ.
- образование уменьшительно-ласкательных
прилагательных с
суффиксом ЕНЬК.
- образование прилагательных с суффиксами ЮЩ, ЧИВ, ЛИЗ.
3. Глаголы: образование глаголов пространственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО.
Информация о работе Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией