Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:13, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция Украины в мировое сообщество и развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве» [14; 8]. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом».
Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть устными или письменными.
Задание 5.
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача |
уменьшаемое, вычитаемое |
2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник |
квадрат, треугольник |
3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра |
ширина, длина |
4. Вес, время, грамм, минута, тонна |
грамм, тонна |
5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма |
делимое, делитель; множитель, делитель |
6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день |
ночь, день |
7. Пеликан, пингвин, животное, волк, |
пеликан, пингвин |
8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание |
сложение, вычитание |
9. Вода, река, рыба, водоем, озеро |
река, озеро |
10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет |
солнце, луна |
11. Гора, земля, равнина, участок, география |
гора, равнина |
12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр |
термометр, барометр |
1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз |
ухо, глаз |
14. Точка, кавычки, предложение, слово, язык |
точка, кавычки |
15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла |
сказка, новелла |
16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель |
Африка, Антарктида |
17. Растение, рис, хлеб, просо, поле |
рис, просо |
18. Песня, птица, клест, клетка, иволга |
клест, иволга |
19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые |
песок, глина |
20. Север, горизонт, восток, география, Индия |
север, восток |
Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников могут быть в любой форме.
Задание 6.
Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае – СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия – ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР – находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
В следующих заданиях найди нары понятий, которые находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
1. Образование льда, север, мороз, погода, снег |
мороз – образование льда |
2. Осень, холод, дерево, листопад, время года |
осень – листопад |
3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда |
весна – таяние льда |
4. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце |
кипение воды – образование пара |
5. Радость, игра, плач, таблетка, боль |
боль – таблетка: боль – плач |
6. Радость, подарок, кукла, игра, дети |
подарок – радость |
7. Вода, юг, море, волны, ветер |
ветер – волны |
8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом |
опасность – страх |
9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа |
дождь – лужа |
10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор |
горе – слезы |
Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.
Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих событий.
1.НАВОДНЕНИЕ |
(разлив реки, таяние снега) |
2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ) |
(падение) |
3. ГОЛОЛЕД |
(мороз после дождя) |
4.ДВОЙКА |
(невыученный урок) |
5. ЗАГАР |
(солнце) |
6. НАГРАДА |
(ударный труд) |
7. ДОЖДЬ |
(туча) |
8. ДЫМ |
(пожар, костер) |
9.ОЧКИ |
(ослабление зрения) |
10. СИНЯК |
(Удар) |
А теперь найдите СЛЕДСТВИЕ.
1. БОЛЕЗНЬ |
(лечение) |
2. УКОЛ |
(боль) |
3. ПРАЗДНИК |
(радость) |
4. АВАРИЯ |
(травма, смерть) |
5. ОСКОРБЛЕНИЕ |
(обида, ссора) |
6. УРАГАН |
(разрушения) |
7. МОЛНИЯ |
(гром) |
8. ВОСХОД СОЛНЦА |
(рассвет) |
9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК |
(замечание учителя) |
10. РАБОТА |
(усталость) |
Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное, чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.
Задание 7.
Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК – СРЕДА. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно одно за другим).
Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
1.ЯНВАРЬ |
(февраль) |
2. ПОДРОСТОК |
(юноша) |
3.ПЕРВЫЙ |
(второй) |
4. ЗИМА |
(весна) |
5. ДЕНЬ |
(вечер) |
6.ЧЕРДАК |
(крыша) |
7.ЗАВТРАК |
(обед) |
8. ШЕСТИКЛАССНИК |
(семиклассник) |
9. НАЧАЛО |
(середина) |
10.1998 |
(1999) |
Понятия могут быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои ответы рядом или отвечать устно.
Задание 8.
Познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего и называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).
Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.
В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.
1. ЧЕРТЕЖ |
(масштаб) |
2. ОЗЕРО |
(глубина, рыба) |
3. ПЧЕЛА |
(мед, укус, полет) |
4. НЕБО |
(луна, голубизна) |
5. ЧИСЛО |
(цифра, математика) |
6. ЗАДАЧА |
(решение, математика) |
7. ПРЯМОУГОЛЬНИК |
(длина, ширина, площадь) |
8. ДВИЖЕНИЕ |
(скорость, езда, автомобиль) |
9. УМНОЖЕНИЕ |
(множитель, произведение) |
10. ДЕЛЕНИЕ |
(остаток, делимое, делитель) |
11. РАССТОЯНИЕ |
(измерение, длина) |
12. СКАЗКА |
(герой, рассказчик) |
13. ЗИМА |
(мороз, снег, каток) |
14. ЛЕТО |
(каникулы, жара, купание) |
15. ШКОЛА |
(урок, учитель, ученик, класс) |
16. ПОЭТ |
(стихи, книга) |
17. УЧЕНИК |
(ранец, тетрадь, школа) |
18. КАРТИНА |
(художник, краски) |
19. БИБЛИОТЕКА |
(читатель, каталог) |
20. СТОЛ |
(скатерть, настольная лампа, обед) |
Кроме ответов, приведенных в скобках, существует много других правильных ответов.)
Выводы
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.
Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд современные методики.
В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список использованных источников
Пер. з англ. В. Красноголова – Все для вчителя – с 15–16.
Ванбреннер С., – Навчання обдарованих дітей у звичайному класі. Гильбух Ю.З. – Розумово обдаравана дитина. – Киев 1993. 87 с.
Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
Иващенко Н. – Три точки на листе бумаги. Управление школой №38, октябрь 1999 год – 3 с.
Леви К. – Нестадартна дитина. – Киев 1991, с. 102.
Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984, с. 17–29.
Лейтес Н.С. – Умственные способности и возраст. – М., 1972, с. 47–56.
Ліщук В. – Щоб не спали здібності дитини. – Держава і Освіта, 1999,
№3, с. 14.
Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.
10. Мельхорн П. – Гениями не рождаются. – Киев, Вища школа, 1985, с. 10–15.
11. Митин А. Управленческие
взаимоотношения с
13. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 1996, с. 2–30.
14. Рагозіна В., – Не бійтеся досконалості…, Шлях освіти №4, 1999 – с. 66–69.
15. Тесленко В., Алфімов В., – Розвиток одарованості школярів. – Шлях освіти. / 1999, с. 30–31.
16. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New
York: Greativi Synergetic Associates. – 1979. p. 77.
17. Т. Хромова – Одаренные дети. – Воспитание школьника. – 1997,
№4, с. 6–9.
18. Т. Хромова, В. Юркевич – Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте. / Психологопедагогическая мастерская. – 19 – 69 с.
19. Пшенічка П. – Розвиток творчих здібностей учнів. Шлях освіти. / 1999–25–27 с.
20. Чудковский В., Юркевич В. – Одаренность: дар или испытание. – М, 1990, с. 13–22.
21. Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.