Развитие графо-моторных навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.

Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.

Цель – разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков

у дошкольников.

§ 1. Развитие движений руки в онтогенезе…………………..……....………… 5

§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью……………. 7

§ 3. Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников…... 10


ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.

§ 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений

рук у детей старшей группы……………………………………………… 17

§ 2. Разработка и апробация программы для эффективного развития

графо-моторных навыков у детей старшей группы. Анализ результатов

работы............................................................................................................ 23


Заключение………………………………………………………………………. 31

Список литературы……………………………………………………………… 34

Приложения……………………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие графо-моторных.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

    О том, что движения пальцев тесно  связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.

      Позже ученые (нейробиологи, психологи), исследующие  деятельность головного мозга у детей и психическое развитие ребёнка, обнаружили очень интересную закономерность: чем лучше у ребёнка развиты тонкие  движения руки, тем лучше развита его речь.

    Письмо представляет собой сложный по психологической природе и психофизиологической структуре процесс, предполагающий выполнение ритмичных тонко координированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков письма (двигательных, графических, орфографических). Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

    Мы  достаточно широко изучили проблему развития графо-моторных навыков  у  дошкольников, рассмотрели онтогенез  движений руки, связь движений руки с устной и письменной речью,  рассмотрели пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников.

    Анализ  исследований по данной проблеме показал, что теоретические основы освещены недостаточно широко и подробно и  практическая сторона  вопроса требует  дальнейшей разработки. Недостаточная практическая разработанность проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников».

      Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МДОУ № 34 «Речецветик» станицы Ленинградской в 2008-2009 учебном году с детьми старшей возрастной группы.

      На  первом этапе опытно-педагогической работы был установлен исходный уровень развития мелкой моторики и координации движений  рук у детей старшей возрастной группы. С этой целью были специально подобраны диагностические задания, предложенные А.Л. Венгером, Н.И. Гуткиной (тесты «Домики», «Дорожки», «Рисование простых узоров»). Диагностические задания проводились с детьми фронтально и индивидуально.

      При выполнении упражнений велось наблюдение за положением пальцев рук детей (щепотью), силой нажима, ориентировкой на листе бумаги. В ходе диагностики выявили, что тонкие движения пальцев рук, двигательные, графические навыки развиты недостаточно. Подробный качественный анализ результатов диагностики дал возможность спланировать работу на год, увидеть перспективы развития детей  группы и выйти на положительный результат в конце года. Анализ результатов диагностики показал, что у 100 % детей исследуемой группы обнаружена недостаточная сформированность мелкой моторики кистей и пальцев рук, координация движений рук. Данные обследования указывали на необходимость включения в систему обучения и воспитания детей мероприятий по развитию графических навыков и мелкой моторики.

      Развитие  графо-моторных навыков осуществляли в ходе следующих мероприятий:

  1. Специальные  занятия по развитию мелкой моторики и графических навыков.
  2. Развитие ручного праксиса и графо-моторных навыков в игровой деятельности.

      Выполнение  пальчиками различных упражнений, пальчиковая  гимнастика, графические упражнения способствовали развитию мелкой моторики рук, что оказывало благоприятное влияние на развитие  детей и подготовило руку детей к письму. Кисти рук детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

      Кроме того, нами проведена консультативная  работа с родителями, предложены рекомендации по организации работы по формированию сложнокоординированных движений руки.

      В ходе работы мы решили поставленные цели и задачи. В приложении представлен  практический материал, который может быть использован педагогами ДОУ, учителями начальных классов для развития графо-моторных навыков у дошкольников и младших школьников.

 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 1991.
  2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. - М., 1995.
  3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 1999.
  4. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием// Дошкольное воспитание, 1987, № 8. С. 49—53.
  5. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР //Дефектология – 1983, №1, с.56.
  6. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед, 2005, №3. 
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: 1997.
  8. Голубикина Т. С. Чему научит клеточка. - М., 2004.
  9. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. — Мозырь, 2005.  
  10. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология – 1999, №4 – с.50-54.
  11. Заманская И.И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению //Дефектология. - №1, 1997, с.75-80.
  12. Иванова Т. Л. Готовимся к письму. - М., 1994.
  13. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5—7 лет. - М., 2003.
  14. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5—7 лет. - М., 2001.
  15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. –М.: 1973.
  16. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. –М.: 1979.
  17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб, 1998.
  18. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1970.
  19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997.  
  20. Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. - М., 1994.
  21. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Р/м/Д.; 2001.
  22. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: 2001.
  23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у дошкольников