Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61
В центрах групп
ДОУ могут располагаться
Вариативность материала.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Именно моделирование
игры по выбору ребенка, его
сценарию способствует
На 6 году жизни
у дошкольников начинается
Сочетание новых
и традиционных компонентов
К вариантам новых
компонентов среды можно
тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);
мини-музеи (картин, игрушек, открыток); оформление по сезону;
выставки детского творчества.
Они могут быть представлены в среде ДОУ:
на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;
в файлах на шкафчиках;
в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;
поделки по художественному ручному труду могут быть размещены практически во всех мини-центрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.
В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.
Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Предоставление ребенку
свободы, большого "поля" для самостоятельных
действий в реализации своих
интересов, общение на равных
в процессе сотрудничества
Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:
разделители пространства.
емкости для хранения атрибутов.
маркеры игрового пространства.
мебель для различных центров.
площадки демонстрации детского творчества.
Ширмы, выкатные этажерки,
контейнеры, цветные шнуры, складные
заборчики помогают и дают
возможность детям легко, по их
усмотрению и замыслу
Предметно-пространственная
среда должна быть
Познавательно-речевое
направление работы с
- создание в группе
- разработаны уголки
- стена интеллектуального
-мини-лаборатория, где созданы
условия, имеются приборы и материалы
для демонстрации и
- разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу,
-крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.
Самостоятельная деятельность в экологии.
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.
В «Детской лаборатории» выделяют:
Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).
Место для приборов.
Место для хранения материалов.
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)
Таким образом, самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.
Развивающая среда, обеспечивающая
личностно - ориентированное
У ребенка старшего
Вывод по главе 1
Итак, мы определили, что
коммуникативные навыки
Только при достаточном
и гармоничном развитии мы
можем говорить о наличии у
ребёнка коммуникативных
В старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослым и сверстниками.
Влияние общения в
форме его положительного
2. Развитие коммуникативных
2.1. Определение уровня развития
коммуникативных навыков у
В течение месяца
нами было проведено