Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….
П р и л о ж е н и е 8
ТАБЛИЦА 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК
Ф.И.О. |
сумма |
сумма |
сумма |
сумма |
беглость |
оригинальность |
гибкость |
точность | |
|
96,91 |
213,00 |
42,00 |
351,91 |
|
56,21 |
78,00 |
33,00 |
167,21 |
|
50,01 |
91,00 |
21,00 |
162,01 |
|
38,76 |
43,00 |
24,00 |
105,76 |
|
93,70 |
182,00 |
57,00 |
332,70 |
|
75,30 |
139,00 |
42,00 |
256,30 |
|
82,51 |
113,00 |
36,00 |
231,51 |
|
88,03 |
132,00 |
24,00 |
244,03 |
|
54,72 |
71,00 |
30,00 |
155,72 |
|
58,95 |
99,00 |
42,00 |
199,95 |
|
72,20 |
151,00 |
24,00 |
247,20 |
|
64,25 |
67,00 |
36,00 |
167,25 |
|
52,56 |
76,00 |
39,00 |
167,56 |
|
52,45 |
61,00 |
27,00 |
140,45 |
|
40,30 |
63,00 |
30,00 |
133,30 |
|
89,60 |
252,00 |
54,00 |
395,60 |
Итого |
2249,8 |
3922 |
1356 |
7527,8 |
П р и л о ж е н и е 9
РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ
ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
П р и л о ж е н и е 10
ТАБЛИЦА 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ
ПО МЕТОДУ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Ф.И.О. |
Сумма | |||
беглость |
гибкость |
оригинальность |
точность | |
5 |
5 |
5 |
5 | |
4 |
4 |
3 |
3 | |
4 |
4 |
4 |
4 | |
2 |
2 |
2 |
2 | |
4 |
3 |
3 |
3 | |
4 |
3 |
4 |
4 | |
5 |
5 |
5 |
5 | |
4 |
3 |
4 |
4 | |
4 |
3 |
4 |
3 | |
4 |
4 |
4 |
4 | |
4 |
3 |
3 |
3 | |
5 |
4 |
4 |
4 | |
5 |
4 |
4 |
4 | |
3 |
2 |
3 |
3 | |
4,5 |
4,5 |
5 |
5 | |
4,5 |
4,5 |
5 |
5 | |
Итого |
4,09 |
3,74 |
3,99 |
3,92 |
П р и л о ж е н и е 1 1
ТАБЛИЦА 6. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ
КРЕАТИВНОСТИ
Факторы |
беглость |
оригинальность |
гибкость |
точность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
беглость |
1 |
|||
оригинальность |
0,83 |
1 |
||
гибкость |
0,76 |
0,57 |
1 |
|
точность |
0,28 |
0,31 |
0,24 |
1 |
П р и л о ж е н и е 1 2
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОВЕДЁННЫЕ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В 3 КЛАССЕ
Задание 1. Выбери и обозначь соответствуюшей буквой слова, в которых "содержится" вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С ): дождь, солнце, дуг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.
Задание 2. Составь рассказ по теме «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.
Ядром познания здесь являются следующие задания:
Задание 3. Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками
картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
Задание 4. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные свойства воды (воздуха почвы, света):
1.Не имеет цвета.
2. Имеет цвет.
3. Перемещается с колоссальной скоростью.
6.Обладает прямолинейным
7. Отражается.
8. Имеет форму
и цвет.
9. Не имеет формы.
10. При нагревании
расширяется,
при охлаждении сжимается.
11.Прозрачность.
Ответы: свойства воды: 1, 5. 9, 11, 13, 17,19: свойства воздуха: 1, 5, 9. 10, 11, 18; свойства почвы: 2. 4, 8, 14, 16; свойства света: 1, 3, 6, 7, 12, 15.
К этапу следствия мы отнесли следующие задания:
Задание 5. Разгадай явления природы с помощью кроссворда.
Ответы:
По горизонтали: 1. Радуга, По вертикали: 2. Гром. 3. Дождь. 4. Туман.
Задание 6. Выбери и обозначь соответствующей буквой животных, у которых средой обитания является вода — В (воз-жук — ВЗ, почва — П): ласточка, жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.
Задание 7. Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры, леса, степи и подчеркни их цветными карандашами: желтым — обитателей пустыни, синим — тундры, зелёным — леса, коричневым — степи: папоротник, ель, саксаул, василек, морошка, кактус, берёза, камыш, полынь, верблюжья колючка, карликовая берёза, кедр, ромашка, костяника, сосна.
Задание 8. Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде.
1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
4 Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.
Ответы:
По горизонтали: 1. Вертолет.
По вертикали: 2. Автобус 3. Корабль. 4. Метро.
Общим критическим истолкованием являются задания:
Задание 9. Выпиши в колонки слова, обозначающие вред и пользу для здоровья: задымлённый воздух, закаливание, курение, умывание, немытые ово;щи и фрукты, чистый воздух, грязные руки, вымытые овощи и фрукты.
Полезно |
Вредно |
Задание 10. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные меры по охране воды (воздуха, почвы, света):
Охрана воды |
Охрана почвы |
Охрана воздуха |
Охрана света |
1. Экономно расходовать.
2. На предприятиях устанавливать уловители дыма.
5. Предотвращать поступления
промышленных стоков.
9. Вносить в умеренных
количе-
ствах удобрения.
10. Укреплять овраги зелёными
насаждениями.
11. О любых нарушениях со стороны промышленных предприятий сообщать в общество «Охрана природы».
Ответы: меры по охране воды: 1, 3, 5. 11; меры по охране воздуха: 2. 4 ,8, 11; меры по охране почвы: 5, 6, 7, 10, 11; меры по охране света; 1,11.
В ходе выполнения данного упражнения дети подводятся к более осознанному пониманию сущности и роли понятий через самопознание с подключением к данному процессу интуитивных сторон мышления, развитие интереса к самостоятельному поиску ответов. Это и другие программированные упражнения целесообразно предлагать дважды: первоначально (в холе диагностического обследования уровня развития понятия с целью выстраивания педагогом развивающей работы по формированию понятий) дети выбирают ответы полу-интуитивно. Затем после проведении всей системы работы по развитию понятий дети выполняют упражнение повторно, закрепляя пройденный материал о сущности воды, воздуха, почвы, света, их свойствах (существенных и несущественных), их роли в земной природе.
Развитие естественнонаучных понятий у дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер [6, с. 36-38].
Существует немало способов, позволяющих научиться нестандартно мыслить. Вот некоторые из них.
Упражнения на развитие продуктивности мышления.
Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе