Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 17:54, дипломная работа
Целью исследования явилось изучение особенностей наглядно-образного мышления учащихся вспомогательной школы и возможностей и его коррекции средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования – средства изобразительной деятельности и их роль в коррекции наглядно-образного мышления у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – особенности наглядно-образного мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………….…….5
Мышление как психический процесс, основные характеристики….…….5
Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе………………..6
Особенности наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………….8
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………...…..13
2.1 Особенности изобразительной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью………………………………...……13
2.2. Коррекция наглядно-образного мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности…………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………
Благодаря аналитико-синтетической деятельности у учащихся накапливается познавательный опыт, развиваются общие представления. Полученные представления об образах тех или иных предметах не остаются неизменными. В процессе изобразительной деятельности вследствие обобщения они непрестанно совершенствуются, становятся более полными, точными, конкретными. При этом второстепенные, малозначительные признаки, как правило, тускнеют, а основные, наиболее существенные, выступают на первый план. А тот факт, что образы восприятия обобщаются, позволяет считать представления относящимися к процессу мышления [9], [21].
У учащихся вспомогательной школы недоразвитие операций анализа и синтеза ведет к тому, что они не видят несовершенство своих рисунков, а своеобразие их эмоционально-волевой сферы предопределяет пассивно-безразличное отношение к неудачам. Многие учащиеся не в состоянии оценить свои действия, дать объективную характеристику работам, легко мирятся с ошибками [4],[9].
Решение изобразительных задач невозможно без такой мыслительной операции, как сравнение. Обычно рисующий поставлен в такие условия, когда вынужден постоянно сопоставлять рисунок с объектом и части рисунка между собой. Сравнение является существенным моментом осмысленного восприятия натуры, образца, самого изображения. С помощью сравнения, в частности, осуществляется передача в рисунке расположения предметов в пространстве [9], [21].
У школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие способности сравнивать изображаемое с натурой или образцом, а также части рисунка между собой. Установление сходства или различия между рисунком и объектом изображения возможно только при достаточно высоком уровне анализирующего восприятия, последовательного выделения и сопоставления соответствующих признаков. Однако дело не ограничивается слабым развитием у детей с интеллектуальной недостаточностью этих способностей, кроме того, у них крайне незначительная потребность выполнять такие интеллектуальные операции. Даже копирование готовых образцов несложных декоративных мотивов им не удается выполнить без ошибок.
Данная особенность связана в первую очередь с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью с трудом передают форму, цвет, предметов, их пространственное изображение.
И.А.Грошенков описывает в своих работе, что в рисунках детей с интеллектуальной недостаточностью весьма своеобразно изображается форма предметов и их частей: весьма упрощенная передача формы и её двухмерное изображение на плоскости; несоразмерность величин и пропорций предметов и т.д.
Как правило, форма предметов, рисовать которые учащиеся учились на занятиях, передается ими верно. Если же предмет ранее ими не изображался, то его форма в рисунке искажается (человек с квадратной, треугольной головой, треугольными ногами и пр.). Искажение форм и пространственного расположения частей приводит часто к тому, что дети не узнают предметы на собственных рисунках спустя даже очень короткое время. Кроме того, для рисунков детей с интеллектуальной недостаточностью характерно многократное использование одной, хорошо знакомой им формы, практически во всех рисунках.
Анализ цветных рисунков учащихся вспомогательной школы и работ, выполненных красками, даёт основание говорить о некотором своеобразии использования цвета, наблюдающимся у них.
В отличие от нормально развивающихся школьников младшего и среднего возраста, учащиеся с интеллектуальным недоразвитием часто используют при раскрашивании рисунков цвета, не соответствующие реальной окраске изображаемых предметов: многие ученики раскрашивают траву и листья деревьев синим карандашом, а воду зелёным. Из цветных карандашей умственно отсталые школьники выбирают самые яркие. В результате получается гамма ярких цветов, не всегда соответствующих действительности: снеговик – коричневый, дом – ярко-розовый, снежинки – разного цвета и т.д. Часты случаи уподобления цвета. Взяв понравившийся ему карандаш, школьник с интеллектуальной недостаточностью нередко раскрашивает им изображение нескольких предметов. Однако там, где детей систематически обучают правильному использованию цвета, рисунки, выполненные на уроках, передают естественную окраску изображаемых предметов [31].
Дети с преобладанием возбуждения, расторможенные, по наблюдениям исследователей, охотно пользуются красным цветом, иногда ограничиваясь им или сочетая его с другими яркими, но не многочисленными цветами. Ученики со спокойным, ровным поведением, более уравновешенные пользуются красным цветом умеренно, главным образом там, где это необходимо. В целом у них наблюдается менее напряженная цветовая гамма. А дети, чрезмерно заторможенные, часто раскрашивают рисунки бледно, слабо нажимая на карандаш [31].
Даже в работах, выполненных увлекающимися живописью учениками специальной коррекционной школы, можно встретить проявление недостаточно осмысленного использования цвета [31].
Приведенные примеры исследования иллюстрируют не вполне адекватное использование цвета многими умственно отсталыми школьниками. Возникает вопрос: что в большой мере является причиной этого – нарушения восприятия цвета или недостаточное его осмысление?
Известно, что отражение цвета в рисунках нередко находится в прямой зависимости от цветоразличения.
Было установлено, что некоторое снижение цветовой чувствительности наблюдается у 70-80% учащихся вспомогательной школы. Среди умственно отсталых детей, по данным Ж. И. Шиф [35] и Н.П. Сакулиной [31], много плохо дифференцирует слабонасыщенные цвета. В зарубежной литературе также есть многочисленные указания на распространённость среди умственно отсталых детей ослабленного цветоощущения.
Развитие цветовой чувствительности на протяжении школьного обучения происходит очень медленно. Недостатки передачи цвета в рисунках в значительной мере связаны с особенностями высших психических функций.
Уже со второго класса почти все учащиеся правильно узнают четыре основных цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный. Однако у детей возникает много затруднений при попытке назвать слабонасыщенные цвета. Для обозначения цветовых оттенков школьники иногда пользуются названиями, образованными от названий предметов (лимонный, кирпичный и т.п.), но чаще всего заменяют их наименованием основных цветов (например, светло-зелёный называют зелёным, оранжевый – красным и т.д.) [21].
В работе Ж.И. Шиф [35] проводится анализ того, как дети с интеллектуальной недостаточностью группируют, подбирают к образцу цветовой материал (состоящий из табличек основных цветов, окрашенных в соответствии с убывающей насыщенностью и возрастающей светлотой), как называют различные цвета (насыщенные и слабонасыщенные).
Полученные данные позволили Ж. И. Шиф [35] заключить, что в сравнении с учащимися массовой школы школьники с интеллектуальной недостаточностью осуществляют подбор цветового материала более ограниченно (выбирают наиболее насыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки, сравнивая цвета, при подборе часто ограничиваются тождественными оттенками). Были вскрыты и особенности группировки предлагавшегося материала. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью производили разделение цветных табличек на группы и их последующее укрупнение на основании генерализированного восприятия цвета (например, объединяли малонасыщенные таблички разного цвета). Называя предъявлявшиеся цвета, дети обнаружили тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (оранжевый – «красный», «жёлтый», фиолетовый – «синий»). По наблюдениям Ж.И. Шиф [35], испытуемые с интеллектуальным недоразвитием малонасыщенные цвета нередко называют «белыми». Предполагается, что происходит это потому, что в затруднённых условиях (малая насыщенность) дети-олигофрены не усматривают данного цвета, не находят сходства с насыщенными оттенками. Ж.И. Шиф [35] делает вывод: умственно отсталых детей необходимо лучше учить дифференцировке цветов, так как это очень важно, в первую очередь, для образовательной (особенно при обучении естествознанию и географии) и профессиональной подготовки.
Кроме того, школьники с интеллектуальным недоразвитием длительное время не в состоянии должным образом ориентироваться в назывании предметов, для которых определенный цвет является постоянным, типичным признаком. Так, ученики первого класса массовой школы в большинстве случаев правильно понимают задание и перечисляют предметы красного цвета (красный сигнал светофора, огонь), зеленого (елка, листья и трава летом, незрелые плоды), желтого (песок, солнце, яичный желток). В отличие от них учащиеся младших классов специальной коррекционной школы называют много таких предметов, для которых данный цвет не является характерным, постоянным признаком. К ним относятся предметы, составляющие ближайшее окружение или случайно попавшиеся в поле зрения учащихся: учебные принадлежности, одежда, игрушки и т.п. [35].
Снижение цветоразличительной функции и слабое осмысливание окраски предметов отражается как в рисунках, так и в самом процессе умственной деятельности отсталых детей [35].
Следует отметить специфический характер использования цветных карандашей. Так, первоклассники нередко применяют их как обычный инструмент для изображения вообще, не понимая прямого значения цвета. Многие ученики могут закрасить контурный рисунок в любой цвет, не соотнося его с реальной окраской изображаемого предмета. Содержание подобранных и предложенных для раскрашивания рисунков, как правило, мало интересует учащихся. Обычно их внимание сконцентрировано на процессе нанесения штрихов [9].
Анализ рисунков школьников с интеллектуальной недостаточностью показывает, что они часто рисуют первым попавшимся под руку карандашом или неправомерно раскрашивают ту или иную деталь рисунка в разные цвета. Случаи, когда отдельная часть объекта раскрашивается в разные цвета, описаны в литературе. Так, одна рука может оказаться закрашенной красным цветом, а другая – синим. Такой способ передачи цвета характерен для нормальных детей 3-летнего возраста.
Отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить окраску по своему вкусу. Так, нередко первое изображение елки выполняется зеленым цветом, второе – любым другим: красным, синим и т.д. На эту особенность нормально развивающихся детей дошкольного возраста указывала Н.П.Сакулина [31], отмечая, что лишь постепенно локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак.
Н.П.Сакулина [31] считает, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке: цвет как передача окраски изображаемого и цвет как украшение. Преобладание того или иного отношения – это, во-первых, показатель возрастного развития, во многом зависящий от педагогических приемов ознакомления детей с цветом; во-вторых, это признак общего состояния ребенка. Чем сохраннее его психика и чем лучше он приспособлен к среде, тем больше в рисунках близких к действительности естественных цветов [31].
В процессе исследования умственно отсталым школьникам 8-9 лет предлагалось раскрашивать готовые контурные изображения. То обстоятельство, что некоторые из них неадекватно передавали действительную окраску предметов, свидетельствует о значительном нарушении их познавательной деятельности [25].
Недостаточно дифференцированное восприятие окраски элементов предмета, особенно с цветовыми оттенками, заметно сказывается и при рисовании с натуры. Опыт показывает, что младшие школьники неверно раскрашивают даже тогда, когда перед началом работы производят всесторонний анализ объекта и верно называют цвет каждой его части. В процессе работы они необоснованно пользуются неадекватным цветом, руководствуясь при этом собственными мотивами [31].
Многие школьники стараются использовать в своих рисунках весь набор карандашей или красок. Стремление к многоцветности проявляется в работах, выполненных не только по собственному замыслу, но и с натуры. Отношение к цвету как к украшению сохраняется у учащихся продолжительное время. Даже старшеклассники иногда предпочитают раскрасить предмет по-своему. Особенно пестрыми бывают работы декоративного характера, когда элементы раскрашиваются во все цвета, расположенные по цветовому контрасту [31].
Очень часто можно наблюдать, что ученик передает не локальную окраску предмета, а вносит в рисунок различные элементы декоративности. Например, кубики раскрашивают цветными линиями, клетками, точками, крестиками и т.д. Когда одноцветный объект, учащиеся стремятся сделать многоцветным или декорируют его, то в этом проявляется закономерное желание видеть его более ярким, нарядным, привлекательным. Если же окраска одних частей передается в соответствии с натурой, а цвет других произвольно меняется, то это еще раз говорит и присущей умственно отсталым пониженной цветовой чувствительности и недостаточном осмыслении данной им инструкции. В случае, когда рисунок объекта, состоящего из разноцветных деталей, ученик раскрашивает в какой-нибудь один цвет, можно говорить о резком снижении целенаправленности деятельности, пассивности восприятия, как самого объекта, так и рисунка [31].
Анализируя детские
работы и наблюдая за