Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Цель: выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

Нами была выделена диаграмма 1, характеризующая уровень творческого воображения детей экспериментальной подгруппы на этапе консолидации и контрольном этапе эксперимента.

Диаграмма 1. Процентное соотношение уровней констатирующего и контрольного этапов

В результате экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Дети экспериментальной  подгруппы успешно справляются  с заданиями проявляя творчество, выдумку, инициативу, фантазию.

2. К концу обучения  четыре ребенка находились на  среднем и два на высоком  уровне.

3. Дети овладели основными  методами технологии ТРИЗ в  изодеятельности.

3.4 Выводы по  второй главе

1. Проблема развития творческого  воображения дошкольника в изодеятельности  является одной из актуальных  в практике ДОУ.

2. Воспитателю необходимо  знать основные закономерности  развития воображения ребенка 6–7 лет, так как в последующем  это важный показатель готовности  к школе.

3. Выделяя систему работы  по развитию воображения необходимо  учитывать индивидуальные особенности  ребенка.

4. При обучении и формировании  творческого воображения необходимо  пользоваться игровыми приемами, проблемными ситуациями.

5. При отсутствии у  ребенка техники рисования приемами, следует педагогу выделить перспективный, индивидуальный план для данного  ребенка и лишь затем, постепенно, включать его в общий ритм  работы со сверстниками.

6. В работе с детьми 5–7 лет возможно ставить и  добиваться результатов по развитию  творческого воображения в изодеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста обозначена в исследованиях педагогов и психологов прошлого и современности. Описаны различные подходы как прямого, так и косвенного воздействия на формирование продуктивного воображения подрастающего человека. Очевидно, что в том и в другом случае необходим набор средств, который приводит к наилучшему результату. При ориентации работы по развитию творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности были рассмотрены процессы при решении творческих задач. Такие типы задач как изобретательские, прогнозные и задачи с недостатком данных, явились основным содержанием работы с дошкольниками по развитию творческого воображения. Анализ принципиальной схемы мыслительных процессов, происходящих при решении этих типов задач, позволил сделать вывод о том, что этот процесс достаточно сложный. В связи с этим осуществлялось комплексное воздействие, складывающееся из обучения ребенка. Тем самым, у дошкольника сужалось количество вариантов слабоэффективных рисунков и появлялось умение достаточно быстрого выхода на творческое решение, которое характеризовалось ориентировкой на какой–либо способ решения противоречия, приближением к идеальному конечному результату и целенаправленному поиску ресурсов.

Подтвердилось предположение, что необходимым условием формирования творческого воображения ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач и адаптированных методов развития творческого воображения. Организовать такую работу необходимо с помощью демонстрации изобразительных приемов на основе закономерностей ТРИЗ и РТВ с последующим привлечением их к работе по алгоритму решения творческих задач. Установлено, что решенная творческая задача является содержанием новой изобразительной задачи, но иного уровня.

Исследованием установлено, что система работы по изобразительной деятельности, основанная на адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольника в плане развития творческого воображения, формирует способности ребенка. Хотя не ставилось целью выявление путей формирования основ творческой личности, но при наблюдениях в ходе эксперимента у старших дошкольников проявлялись такие основополагающие качества как:

–   целеполагание (к концу дошкольного возраста ребенок приобретает умение выстраивать цепочки целей; некоторую иерархическую линию в общих чертах на далекое будущее и т. д.);

–   умение планировать деятельность по выполнению намеченной цели;

–   умение решать творческие задачи в изобразительной деятельности как необходимое качество творческой личности, формулировать противоречие, решать его без большого количества проб и ошибок, элементарно описать решение и сформулировать возможные варианты появления новых задач – все это проявляется при системе работы, построенной на методах ТРИЗ и РТВ;

–   результативность как предпосылка к целеполаганию нового уровня; с гуманистической направленностью целеполагания и результата.

Можно предположить, что данная система, реализованная в условиях современного детского дошкольного учреждения, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические  труды: в 2 т. - М., 2003. - Т. 1. - 232 с.

2. Анисимов О.С. Основы  методологического мышления. – М.: Педагогика. 1989. с.217.

3. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

4. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003

5. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного  возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. . - СПб: Детство-пресс; 2007 - 192с.

6. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность  в детском саду: метод.пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - с. 13-15.

7. Бодрова, Е.В. К проблеме диагностики  воображения у дошкольников / Творчество  и педагогика. Материалы Всесоюзной  практической конференции. Секция 5. Детство и творчество - М.: БИ, 2004. - с. 39-43.

8. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая  деятельность дошкольников. / Л.П. Бочкарева. - Ульяновск, 2003. - с. 112-116.

9. Белобрыкина О.Д. Маленькие  волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск. Изд-во НГПИ, 2003 – 62 с.

10. Белобрыкина О.Д. Почему  ТРИЗ "буксует" в детских садах? //Дошк. воспит. – 1997. №2, с.2-6.

11. Белобрыкина О.Д., Дружинина  Ю. Возможности ТРИЗ в организации  детского досуга. //Дошк. воспит. – 1998 –№3, с.45–49.

12. Венгер Л.Д, Восприятие  и обучение. – М.: Просвещение, 1999. с.63–87.

13. Веракса Н.Е. Диалектическое  мышление и творчество. //Вопросы  психологии. 1990, №4, с.32–49.

14. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986, 48 с.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

16. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

17. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ  в детском саду. Мн., 2008

19. Герасимова, Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного  возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 - 192с.

20. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника  в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. - М., 2000. - с. 5-10.

21. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников  конструктивного творчества.-М.: Просвещение, 2006. - 179 с.

22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего  обучения. -М.: Педагогика, 2001. -240с.

23. Дружинин, В.Н. Психология общих  способностей - СПб.: Питер, 2002. - 368с.

24. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы  воображения и творчества - Смоленск, 2004. - 155 с.

25. Дьяченко, О.М. Пути активизации  воображения дошкольников // Вопросы  психологии. - 2008. - № 3. - С. 55-60.

26.Давыдов В.В. Виды общения  в обучении: логико-психологические  проблемы построения учебных  предметов. – М.: Педагогика. 1988.

27. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения, опыт теоретического  и экспериментального исследования. – М.: Педагогика. 1986.

28. Дьяченко О.М., Веракса  Н.Е. Элементы карнавальной культуры  в развитии ребенка дошкольника. //Вопросы психологии. – 1994, №2, с.46-59.

29. Дьяченко О.М. Воображение  дошкольника –М.: Знание. –1986. с.3-58.

30. Дьяченко О.М. Об основных  направлениях развития воображения  дошкольника. //Вопросы психологии. – 1988 – №6, с.27-41.

31. Дьяченко О.М. Особенности  развития воображения умственно  одаренных детей. //Дошк. воспит. –1993 – №8, с.10-17.

32. Дьяченко О.М. Пути активизации  воображения дошкольников. // Вопросы  психологии – 1987, №1.

36. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

37. Гамезо М.В., Далащенко  И.Д. Атлас по психологии. – М.: Аверс –1998. с.168.

38. Гик С. Мир фантазии. –Гомель.: Триз=Шанс. 1995. с.61-98.

39.  Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в  дошкольном образовании Мозырь, 2006

40. Закон РФ "Об образовании" –№ 273-ФЗ + Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. 

41. Захарюта, Н. Развиваем творческий  потенциал дошкольника // Дошкольное  воспитание. - 2006.- №9. - с. 7-13.

42. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе  с дошкольниками. Мн, 2010

43. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое  воспитание детей дошкольного  возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

44. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание  ТРИЗ-педагогики. Решение проблем  многоуровневого образования средствами  ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

45.Кравцова Е.Е. Развитие  воображения дошкольника. // Дошк. воспит. –1989,№2.

46. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко  Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

47. Мухина В.С. Детская  психология. –М.: Просвещение –1985, 224 с.

48. Мурашковска И.Н. Когда  я стану волшебником. –Рига.: Эксперимент. 1994, 64 с.

49. Игнатьев, Е.Н. Воображение и его  развитие в творческой деятельности  человека - М.: Знание, 1999. - 232 с.

50. Игра и дошкольник. Развитие  детей старшего дошкольного возраста  в игровой деятельности. / Под  ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.,2004 - 192с.

51. Игры и упражнения по развитию  умственных способностей у детей  дошкольного возраста: Книга для  воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко - М.: Просвещение. 2003. - 127 с.

52. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая  диагностика в детском саду - СПб.: Речь, 2003.

53. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия  по развитию творческих способностей  дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 288с.

54. Мануйленко, З.В. Развитие воображения  у детей дошкольного возраста  в игре // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 33-41.

55. Межиева, М.В. Развитие творческих  способностей у детей 5-9 лет - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. - 154 с.

57. Натадзе, Р.Г. Воображение как  фактор поведения. - Тбилиси., 2001. - 187с.

58. Немов Р.С. Психология. в 3 т., т.2 – М.: Валдос. 1995, с.98-101.

59. Психология и педагогика: Уч. пособие / под ред. В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. - М., 1999. - С. 45-47

60.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 421 с.

61. Огнева Е. Играем по  системе ТРИЗ. // Дошк. воспит. 1998–№5, с.78-

62. Пороцкая И.  Ребенок: слово и его роль в развитии воображения. //Дошк. воспит. –1996, №2, с.24-31.

63. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: ИНТОР, 1996 - с.6

64. Прохорова Л.Н. Путешествие по  Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

65. Сидорчук Т.А. Технология обучения  дошкольников умению решать творческие  задачи. Ульяновск, 2006

67. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение  дошкольников творческому рассказыванию  по картине. Ульяновск, 2007

68. Сидорчук Т.А. Методы развития  воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

69. Родари Дж. Грамматика  фантазии. –М.: Прогресс. 1994, с.24-38.

70. Саллина Е. Знак и  символ в обучении. – М.: Знание. 1988, 72 с.

71. Сидорчук Т.А. Технология  обучения дошкольников умению  решать творческие задачи. – Ульяновск: Триз-Шанс. 1996, 152 с.

72. Страунинг А. Метод фокальных  объектов воспит. – 1997, №1, с.8-10.

73. Страунинг А. Моделирование  маленькими человечками //Дошк. воспит. – 1998, №2, с.33-45.

74. Смирнова, Е.О. Детская психология / Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 368с.

75. Сорокин, В.М. Формирование воображения  у младших слабовидящих школьников. - Спб., 2001 - 202 с.

76. Страхов, И.В. Психология воображения. - Саратов, 2004. - 378 с.

77. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого  мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 137 с.

78. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого  мышления. -СПб., 1997. - 234 с.

79. Уруктаева Г.А. Дошкольная  психология. – М.: Академия, 1996, 442 с.

80. Уруктаева Г.А. Психология  дошкольника. – М.: Академия, 1997, с.337-342.

81. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. - Т.8. - С. 429-441.

82. Цепенникова В. "Буксует" ли ТРИЗ в детском саду? //Дошк. воспит. –1998, №9, с.17-23.

83. Черникович Е.М. Винни-Пух  решает вслух. – Гомель: ИПП "Сож", 1995, 48 с.

84. Шустерман М.Н., Шустерман  З.Г. Новые приключения колобка, или  наука думать для больших и  маленьких. – М.: Филиал Таймырского  ин-та усоверш.учит. – 1995. с.3-5.

86. Флерина  Е.А. Санулина Н.П. 

87. Эльконин Д.Б. избранные  психологические труды м. 1989.

88. Полуянов Ю.А. Воображение и способности.М.: Знание, 1982.

 

Приложение 1

Эксперимент 1

Цель: выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

Оборудование: лист бумаги, фломастер, протокол.

Методика: ребенку предлагают придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз