Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
Дипломная работа
Тема: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста »
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих
1.3. Развитие творческих
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы
2.3. Анализ и интерпретация
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность темы дипломного исследования
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-психологического и технологического обеспечения развития и реализации творческого потенциала человека. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность.
В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения (ДОУ), включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, по мнению О.М.Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М.Гайдара, является одной из важнейших предпосылок становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание положительного настроения, которое повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций.
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
2. Определить, что входит в понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей, в частности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный
4. Разработать систему заданий
по развитию творческих
5. Экспериментально проверить
Предметом исследования являются творческие способности детей дошкольного возраста.
Объектом – дети старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 96 «Соловушка» г. Вологды».
Гипотеза: уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста повышается при использовании на занятиях определенной системы творческих заданий.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ, полученных в ходе исследования данных, батарея тестов Е.Туник.
Практическая значимость работы заключается в попытке использовать комплекс заданий по развитию творческих способностей дошкольников через понятие и изучение творческого мышления, которое благоприятно воздействует на формирование творческой личности. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста можно рассматривать через понятие творческого воображения, творческого мышления, восприятия, внимания и др. В данном исследовании развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будем рассматривать через творческое мышление, как одну составляющую творческих способностей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении дается описание исследования и прописана актуальность.
Первая глава дипломной работы посвящена теоретическому анализу проблемы развития творческих способностей. В ней рассмотрены понятия «творчества», «творческих способностей», «творческого мышления» и «творческого воображения». Рассмотрена динамика творческих способностей в дошкольном возрасте.
Вторая глава посвящена описанию экспериментального использования системы творческих заданий на занятиях в детском саду. Дан анализ полученных данных и выявлено влияние системы заданий на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста (в динамике) в сравнении с контрольной группой. Проведен анализ полученных данных и даны (разработаны) рекомендации родителям, психологу и работникам дошкольных учреждений по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
В «Заключении» подведены итоги дипломной работы.
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
Потребность понять природу творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.
Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. «Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – это ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [36].
До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое –креативностью – не было.
Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
1. Как таковых творческих
2. Высокий уровень развития
3. Творческая способность –
креативность – является
Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего, с качеством явления. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В. Лоуэнфельд и К. Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить восемь существенных критериев, пригодных для дифференцирования:
1. Умение видеть проблему.
2. Беглость, умение видеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
3. Гибкость как умение понять новую точку зрения и как отказаться от усвоенной точки зрения.
4. Оригинальность, отход от шаблона.
5. Способность к перегруппировке идей и связей.
6. Способность к анализу.
7. Способность к конкретизации или синтезу.
8. Ощущение стройности
Кроме того, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой [19].
У креативности как у феномена много сторонников. Исследователи рассматривают четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс.
Креативная среда. Креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Креативность проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемой и в непринуждаемой обстановке.
Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка. Исследования показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.
Креативная личность. Психология творчества, приступая к рассмотрению в качестве объекта исследования личности со всем спектром ее качеств, вслед за другими науками вводит в свою методологию в качестве инструмента принцип системности.
Другая тенденция – объединение когнитивных и личностных образований: Д.Б.Богоявленская вводит понятие интеллектуальной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с позиции данной теории, является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [5].
Благодаря исследованиям определен большой набор черт, относящихся к творческим. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать.
Креативный продукт. Часто человек творит не ради общественного признания, а чтобы испытать то состояние подъема, которое позволяет ему ощутить себя человеком.
В качестве продукта рассматривается также художественный текст при изучении литературного творчества. Анализируя и обобщая итоги исследований художественного творчества, выделяют четыре направления изучения текста: процедуры порождения текста; его кодирования, инструментов его анализа, понимания, интерпретации; его социального бытия и социального функционирования.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста