Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа

Краткое описание

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.doc

— 3.27 Мб (Скачать файл)

Основу программы составляют творческие сюжетные игры [17]. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное развитие детей, и блок занятий по развитию творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются: развитие фантазии, творческого воображения и мышления; введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений; организация и развитие мышления ребенка; освоение техники чувствования, переживания основных эмоций; проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Метод сказкотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности дошкольников, т.е. активизирует внутренние творческие ресурсы детей. Создавая собственную сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, учится преодолевать трудности и находить разные варианты выхода из сложных ситуаций.

Основные цели данной системы заданий:

1. Развитие творческого потенциала  дошкольников.

2. Знакомство детей со сложны  миром человеческих эмоций, обучение  их пониманию собственного эмоционального  состояния, выражению своих чувств  и распознаванию чувств других  людей через мимику, жесты, выразительные  движения, интонации.

3. Повышение уверенности в себе.

4. Знакомство с навыками саморегуляции  и релаксации, что создает условия  формирования у детей способности  управлять своим эмоциональным  состоянием.

Основу программы составляют творческие сюжетные игры [17]. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное развитие детей, и блок занятий по развитию творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются: развитие фантазии, творческого воображения и мышления; введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений; организация и развитие мышления ребенка; освоение техники чувствования, переживания основных эмоций; проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Метод сказкотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности дошкольников, т.е. активизирует внутренние творческие ресурсы детей. Создавая собственную сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, учится преодолевать трудности и находить разные варианты выхода из сложных ситуаций.

 

Блок развития творческих способностей

Цели блока – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников, осознание ими собственных творческих возможностей, обучение преодолению барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Существенным является развитие метафорического мышления ребенка. По своей психологической природе оно служит основой воображения

Известна склонность дошкольников к фантазированию в ситуации, когда требуется объяснить то или иное явление, с которым они еще недостаточно знакомы. Дж. Родари считал, что «фантастические гипотезы» имеют ведущее значение в развитии важных операций мышления: анализа, синтеза, прогнозирования. Они и составляют зону ближайшего развития мышления и воображения старшего дошкольника.

Дети любят экспериментировать и всегда что-то изобретают. Поощряя эти стремления, важно помнить, что главным результатом является новый опыт ребенка. Для дошкольника новый опыт деятельности всегда исключительно значим. Поэтому для ребенка важно сделать первый шаг в открытии нового путем собственного ответа на поставленный (в то числе и самостоятельный) вопрос.

Программа занятий блока:

№ занятия

Тема (название)

Цели занятия

1

Пофантазируем?

Раскрепощение воображения

2

Думай, учись, развивайся

Развитие основных мыслительных операций, а также прогностического, практического, дивергентного видов мышления

3

Твори, выдумывай, пробуй!

Развитие творческого воображения

4

Кто быстрее? Кто интереснее?

Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления


 

В качестве примера приведем первое и последнее занятия этого блока.

Занятие 1. Пофантазируем? Цель: раскрепощение воображения дошкольников.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

1. «Кляксы» Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

«В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки».

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

«Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже».

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных их частях.

2. Упражнение «Составление  рассказа с использованием отдельных  слов» [8]. Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например: придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б, и т.д.

3. Игра «Цветные сказки»

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

4. «Желтая сказка»

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, – подумал он, – вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил: у него крыльев нет, полоски-то какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, – буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летали от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека: рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы, как золотом, сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, обсыпался желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

5. Игра «Если бы ...»

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?).

В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек» (см. Приложение 2).

6. Игра «Изобретатели»

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» или «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула. Все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул, чем он интересен, где его можно использовать?

В конце занятия психолог благодарит детей за активную работу: «Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания».

Занятие 4. Кто быстрее? Кто интереснее? Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления детей.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

1. «Земля - воздух - вода»

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, во втором случае («земля») - животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнить, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

2. «За и против»

«Каждый их вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

 

3. «Оптимисты и скептики» [4]

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:

– Хорошо, что дома телевизор есть: смотреть можно.

– Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.

– Хорошо, если чайник большой: на всех чая хватит.

– Хорошо, да не очень. Долго закипает.

– Плохо, что мороженое холодное: горло может заболеть.

– Плохо, да не очень: летом холод приятен. И т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

– По улице мужчина шел. Хорошо!

– Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

– Жили - были три братца-поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Это хорошо!

– Хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

– Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

– Хорошо, да не очень. Строить - то они не умели. Это плохо! И т.д. Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям, в силу особенностей их психического развития — ведь они часто любят делать что-то наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, когда ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще не окрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути -укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

4. «Что упало?»

«Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка - придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. Тот кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее».

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие - последнее в программе, то по его завершении психолог вместе с детьми проводит общие итоги, дети делятся впечатлениями, говорят об успехах своих товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

Система творческих заданий

1. Рисование «Знакомство с акварелью»

Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.

Методика проведения: Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста