Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:54, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Практически изучить различные технические приемы при работе с бумагой.
2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество в конструировании из бумаги.
3.Развивать зрительно-двигательную координацию рук, мелкую моторику пальцев.
4. Развивать у детей психические процессы (внимание, память, речь, восприятие).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Способности как психологическая категория………………...……………..7
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...………….....16
1.4. Краткие выводы по главе I…………...………………………..….…….......19
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа…...21
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения…………………………………………………………27
2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Верещагина Т.Е. - Развитие творческих способностей детей СДВ через конструирование из бумаги.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

- сбор материала и оформление  коллекции «Виды бумаги»;

- выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги;

- выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.).

Была проведена предварительная работа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с материалами (бумага, картон) и их свойствами, экскурс в историю «Как родилась бумага».

Вначале посетили краеведческий музей, с целью расширить знания детей с разными видами творческого конструирования и рассмотрели  выставку «В гостях у бумажной Феи». Провели в группе беседу «Волшебные свойства бумаги» (сминание, разрывание и т.д.)  Далее рассматривали альбомы по изготовлению поделок, читали художественную литературу  по ознакомлению с окружающим миром. Продуктивной деятельностью детей являлось:

- опыты с бумагой;

- плоскостные композиции  из бумаги (аппликация);

- игровые упражнения « Что бывает из бумаги?»;

- динамическая пауза «Бумажные  фантики»;

- пальчиковые  игры, с целью развития мелкой моторики рук и глазомера;

- изготовление  поделок для сюжетно-ролевых игр, например «Магазин» (стаканчики, кошельки), «Почта» (конверты, открытки), «Пароход» (билеты) и т. д.;

 

- подарки к праздникам: 

  • «Новый год» - «Дракончик» из спичечных коробков, 
  • «День защитника Отечества» - «Морячок» (поделка),
  • «8 марта» - «Любимой мамочке» (открытка),
  • «9 мая» - «Открытка ветеранам»;

- вернисаж поделок детских работ.

С целью поддержания интереса к занятиям, широко использовали инсценировки с персонажами сделанными руками детей.

В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.

Изготовление поделок из бумаги увлекает детей, способствует развитию воображения, глазомера, художественного вкуса, конструктивного мышления, благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений.

В процессе изготовления поделок использовались практические, словесные и наглядные методы, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

В своей работе мы добивались, чтобы выполненные поделки имели аккуратный, красивый вид, экономно расходовали материал. Обрезки бумаги использовать для украшения поделок, складывать их в специальные коробки.

Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная.

Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В процессе изготовления поделки старались вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными детьми сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.

Согласно перспективному плану  с детьми были проведена следующая работа: поделки из бумаги: «Такса», «Кораблик», «Ёлочные игрушки»,  «Дед Мороз», «Собачка и лисичка» и другие.

В своей работе мы применяли и нетрадиционные методы выполнения работ: «Зайчик и бабочка» из фантиков, «Грузовик», «Змея» из спичечных коробков, «Моряк» из цилиндров, «Цветы» из салфеток.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Работа с родителями также проводилась согласно перспективному плану. Вниманию родителей были предложены следующие консультации: « Путешествие в мир оригами», « Что необходимо приготовить для работы с бумагой». Также родителям была предложена памятка « Что могут делать дети 6 лет». Для того, чтобы родители могли на практике заняться изготовлением поделок, был проведен семинар - практикум « В мастерской Самоделкина», во время которого родители учились работать с различным материалом, изготовлением поделок и игрушек, в конце был проведен конкурс на самую замечательную поделку. В ходе работы родители имели возможность окунуться в атмосферу творчества, царила благоприятная положительная обстановка. Также были организованы выставки совместного творчества детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Итоги заключительного этапа исследования

На заключительном этапе исследования нами были применены те же методы педагогического исследования:

- наблюдение;

- экспертная оценка;

- анкетирование.

Нами было проведено наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (конструирование из бумаги) с целью выявить уровень самостоятельности детей в изготовлении поделки, уровень умения  планировать последовательность выполнения задания, уровень умения пользоваться ножницами и эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В – 48% (12 человек);

С – 48% (12человек);

Н – 4% (1 человек).   

Полученные результаты экспериментальной группы  занесены  в таблицу 3 (Приложение 11).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:

В – 44% (11 человек);

С – 48% (12 человек);

Н – 8% (2 человека).

Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 4 (Приложение 12).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.

Сравнительная диаграмма результатов наблюдения в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе представлена на рис.3 (Приложение 13).

Наиболее объективные результаты были получены при помощи экспертной оценки.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в  сводные   таблицы       № 3,4 (Приложение 14, 15).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 

Основываясь на полученных данных, можно констатировать, что на конец учебного года в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:

В – 12 человек (48%);

С – 12 человек (48%);

Н – 1 человек (4%).

В контрольной группе были получены следующие данные:

В – 11 человек(44%);

С – 12 человек (48%);

Н – 2 человека (8%).

Следовательно, можно сделать вывод, что работа по повышению уровня творческих способностей является эффективной.

Сравнительная диаграмма результатов экспертной оценки в экспериментальной группе «Солнышко» представлена на рис.5 (Приложение 17).

После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные:

1вопрос – ответили  положительно 23 человека (92%), отрицательно-1 человек (4%), 1 человек (4%) - затруднялся

2 вопрос – ответили  положительно 24 человека (96%), отрицательно 1 человек (4%)

3 вопрос – ответили положительно 25 человек (100%)

4 вопрос – ответили положительно 20 человек (80%), отрицательных ответов нет, затруднялись ответить 5 человек (20%)

5 вопрос – положительно ответили 20 человек (80%), затруднялись 5 человек (20%)

6 вопрос - положительно ответили 24 человека (96%), нуждается в помощи 1 человек (4%).

Отсюда можно сделать вывод, что наша работа была практически полностью реализована. По данным анкетирования индивидуальную помощь в решении вопроса развития творческих способностей детей необходимо будет провести с одним из родителей воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы по конструированию из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря работе с бумагой,  дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе изготовления различных поделок развиваются; дети стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки. Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы. Следовательно, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а значит, гипотеза подтвердилась полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008. – 56 с.

2. Большая энциклопедия развивающих игр и поделок/ под ред. К. Чернер. - Минск, 2010. – 240 с.

3. Н.В. Дубровская. Подарки к дню рождения, 8 марта, Дню Матери.-СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

5. Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика , 1991. – 341с.

6. С.Е.Владимирова. Оригами. Необычные модели для развития фантазии. М.: Рипол классик -2012. – 256 с.

7. Э.К. Гульяну. Учите детей мастерить. - М., Просвещение, 1984. – 173с.

8. Г.Н.Давыдов. Детский дизайн - М., 2006. – 74с.

9. А. В. Запорожец. Избранные психологические труды: В 2 –х т. Т. 1 М.: Педагогика , 1986. – 320 с.

10. Т.Г.Казакова. Развитие у дошкольников творчества. - М., Просвещение, 1998-192с.

11. Е . Коротаева . Творческая педагогика. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6.

12. В.А. Кайе . Занятия по конструированию с детьми 5-8 лет. М., 2008. – 79с.

13. Т.С. Комарова. Методика   обучения   изобразительной   деятельности   и конструированию. - М., Просвещение, 1991. – 79с.

14. А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 162 с.

15. С.Мусиенко, Г.Бутылкина. Оригами в детском саду. М.: Обруч, 2010 -96 с.

16. Л.А. Парамонова. Детское творческое конструирование. – М., Карапуз, 1999. -  215с.

17. Н.Н. Поддъяков. Новый подход к развитию творчества дошкольников. - М.,1990. – 253с.

18. Н.Н.Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. , 1996. – 235 с.

19. Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. – 453 с..

20. О.Г. Смородкина. Большая книга Оригами для всей семьи. М.:Астель, СПб.: Сова, 2012. – 160 с.

21. А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

22. С.В. Соколова. Оригами для самых маленьких. СПб.: 2011- 60 с.

23. Н.Т. Тарловская, Л.А. Топоркова.  Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М., 2004. – 129с.

24. Д. Б. Эльконин. Детская психология. – М. , 1960. – 185с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Протокол наблюдения

Объект: воспитательно-образовательный процесс  во время проведения            образовательной области «Художественное творчество» (конструирование из бумаги) в старшей группе МБДОУ детский сад № 20 « Снегурочка» г. Оха.

Цель: выявить уровень самостоятельности детей в изготовлении поделки,  умение планировать последовательность выполнения задания, уровень умения пользоваться ножницами и умение эстетично оформлять работу

20 сентября.

Время проведения: -

Продолжительность: 25 минут

Предположительный результат:

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги