Развитие творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Людмиле в..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.

1.1. Сущность процесса  мышления…………………………………………… 5 – 8

1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14 

1.3. Основные мыслительные  операции. …………………………………... 14 – 18

1.4. Мышление в младшем  школьном возрасте…………………………… 18 – 21

1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций

младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.

2.1 Выявление уровня развития  мыслительных операций у младших

школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36

2.2. Комплекс нестандартных  задач на уроках математики, как  средство

развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45

2.3. Результаты контрольного  этапа экспериментальной работы………... 45 – 54

Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58

Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62

Приложения………………………………………………………………...… 63 – 90

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к младшему школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей.

Именно с помощью метода использования нестандартных задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у школьника.

В связи с этим, нестандартные задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций школьников.

Поэтому проблемой моего исследования стал вопрос: каким образом нестандартные задачи и упражнения влияют на развитие мыслительных операций у младших школьников.

Соответственно были выделены объект – процесс развития мыслительных операций у младших школьников при решении нестандартных задач и упражнений и предмет исследования – нестандартные задачи и упражнения, как средства развития мыслительных операций у младших школьников.

 

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель – определение условий эффективного использования нестандартных задач и упражнений в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что нестандартные задачи и упражнения будут способствовать развитию мыслительных операций у младших школьников при соблюдении следующих условий:

- если нестандартные задачи и упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей;

- если нестандартные задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных занятиях по математике, но и в повседневной деятельности детей.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  • изучить теоретические основы развития мышления школьников;
  • выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
  • раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
  • разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.

Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:

    • теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
    • наблюдение за процессом развития мыслительных операций у младших школьников;
    • психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
    • тестирование;
    • статистические методы обработки материалов

Проблеме развития мыслительных операций у детей уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.

1.1. Сущность процесса мышления.

 

             У современного человека формирование и выражение мысли – это непрерывно «работающая» функция, так как мысль человека работает почти непрерывно, правда, с различной степенью напряжённости. Это и воспоминания и раздумья в минуты отдыха, и подготовка к устным высказываниям (иногда весьма напряжённая), это и формирование письменного текста, и решение различных задач, наконец, это творческая деятельность, ценимая особенно высоко.[27,18] Мышление всегда связано с потребностно – мотивационной сферой личности, направлено на решение личностно - значимых социальных задач. Мышление в единстве с памятью составляет основу интеллекта, ума, структуры умственных способностей человека. [27,46]

            Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. [31,262]

            Мы можем найти весьма различающиеся по объему и по содержанию определения мышления, но в каждом из них существуют общие характеристики. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. [32,77]

             На эти же важные черты мышления указывают и многие другие психологи.

            Л. С. Выготский под мышлением понимал сложнейший вид интеллектуальной деятельности человека, выражающийся в приспособлении к новым условиям, в разрешении новых задач. Он говорил, что процесс мышления сводится к образованию общих представлений и понятий, суждений и умозаключений. [12,585]

В психологическом словаре под мышлением понимают психический процесс отражения действительности, высшую форму творческой активности человека. [5,310]

В советской энциклопедии под мышлением понимают опосредованное, отвлечённое и обобщённое, непосредственно связанное со словом (языком) отражение мозгом внешнего мира и его законов. [7,622]

              Как и все психические процессы, мышление обеспечивается деятельностью мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление – это обобщённое при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Её постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщённого отражения действительности, каким является мышление; с чувственным познанием объективного мира путём ощущений, восприятий, представлений.[28,123]

Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Когда мы сталкиваемся с каким-либо затруднением, которое надо преодолеть, мы начинаем думать, размышлять. То есть, мыслительная деятельность – это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не посредственно. [28,133]

           Решение мыслительной задачи начинается с анализа данных, т.е. выясняется, какие данные имеются и могут привести к решению задачи. Эти данные сопоставляются друг с другом и с вопросом, соотносятся с прежними знаниями и опытом человека. Решение новых задач опирается в большей мере на принципы, уже использованные ранее при решении других задач, сходных с новыми. [28,136]

             Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз «добывает» знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, нахождение общего в разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Так как мышление является познавательным процессом, оно отличается от других тем, что опирается на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления. Дело в том, что только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственного данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового. [32,78]

            В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.

           Всякое мышление совершается в обобщениях. Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредованно, основано на раскрытии связей отношений и обобщенное познание объективной реальности.

          Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии или действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. [32,263]

          Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать также как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. [29,159] 

 

2.2. Виды мышления

           Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, бухгалтера и плотника, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одно и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых из них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

            Согласно генетической классификации выделяются три уровня развития мышления. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное мышление ребенка, которое зависит от ситуации и действия. Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

           Самым эффективным способом развития этого вида мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, деревянных и др.). Развитию этого этапа мышления способствуют задачи и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника