Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.
Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62
Уровень сформированности приема обобщения у учащихся контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
||||
Средний |
1 |
20% |
1 |
20% |
Высокий |
4 |
80% |
4 |
80% |
Данные таблицы 3 показывают, что большинство учащихся контрольной группы – 80% и экспериментальной группы – 80% владеют операцией обобщения
Методика 4 “Классификация понятий”.
Цель работы: Выявит уровень сформированности приема классификации у учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Материалы: 5 групп слов.
Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из 5 слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
5. Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Результаты методики отражены в таблице 5.
Таблица 5
Уровень сформированности приема классификации у учеников контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
1 |
20% |
1 |
20% |
Средний |
1 |
20% |
2 |
40% |
Высокий |
3 |
60% |
2 |
40% |
Из таблицы 5 видно, что почти все учащиеся контрольной группы и экспериментальной группы владеют операцией классификации – 80% - контрольная группа и 100% - экспериментальная группа.
Полученные по комплексу методик результаты позволили мне распределить учащихся контрольной и экспериментальной групп на группы с различным уровнем развития мыслительных операций.
I группа: В нее вошли учащиеся с высоким уровнем развития мыслительных операций. Высоким считается, если все 4 операции выполнены на высоком, либо 3 на высоком, а одна – на среднем уровне. В контрольном классе - это 1 ученик, в экспериментальном – 2 ученика. Эти учащиеся владеют операциями выделения существенного, сравнения, обобщения, классификации на высоком уровне.
II группа: В нее вошли учащиеся со средним уровнем развития мыслительных операций В контрольном классе - 3 учащихся, в экспериментальном – 2 учащихся. При составлении таблицы 8 я увидела разные комбинации уровней овладения операциями мышления.
К среднему уровню мы отнесли следующие комбинации:
Таблица 6
Комбинации овладения операциями мышления для среднего уровня
Средний |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Низкий |
III группа: В нее вошли учащиеся с низким уровнем развития мыслительных операций. Всего 1 ученик контрольного класса и 1 ученик экспериментального класса.
К низкому уровню мы отнесли следующие комбинации:
Таблица 7
Комбинации овладения операциями мышления для низкого уровня
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Средний |
Ниже привожу таблицы исходного уровня развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы и экспериментальной группы.
Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.
№ |
Ф.И. учащихся |
Прием выделения сущес-твенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием класси-фикации |
Уровень развития логического мышления |
1 |
Аня Г. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
2 |
Артём А. |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
Средний |
3 |
Андрей И. |
низкий |
низкий |
высокий |
высокий |
Средний |
4 |
Женя К. |
средний |
низкий |
высокий |
высокий |
Средний |
5 |
Миша И. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Уровень развития мыслительных операций у учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.
№ |
Ф.И. учащихся |
Прием выделения сущес-твенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием класси-фикации |
Уровень развития логического мышления |
1 |
Катя Б. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Средний |
2 |
Ирина Б. |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
3 |
Настя О. |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
Средний |
4 |
Кирилл З. |
высокий |
низкий |
высокий |
средний |
Средний |
5 |
Сергей Г. |
низкий |
низкий |
высокий |
высокий |
Средний |
Далее я составила сводную таблицу уровней развития мыслительных операций контрольной группы и экспериментальной группы, в которой отразила деление на 3 группы по выявленному уровню.
Распределение учащихся на группы с различным уровнем развития мыслительных операций на начальном этапе эксперимента.
Уровень развития мыслительных операций |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Высокий |
1 |
20% |
1 |
20% |
Средний |
4 |
80% |
3 |
60% |
Низкий |
1 |
20% |
Данные таблицы показывают, что большинство учащихся 3-4 классов находятся на среднем уровне развития мыслительных операций: контрольная группа – 80 %, экспериментальная группа – 60 %.
Таким образом, результаты диагностики показали необходимость специальной педагогической работы по развитию мыслительных операций.
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство развития мыслительных операций младших школьников
Разработанные упражнения позволят педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с младшими школьниками, развивать у них уровень мыслительных операций. В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:
- описывать признаки предметов, слов и чисел;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- определять отношение между предметами типа род – вид;
- давать определение тем или иным понятиям;
- развивать речь, находчивость и сообразительность.
Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Предполагаемые задания давались ученикам после тестирования на протяжении шести месяцев на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении.
I. Задачи на смекалку.
Рис. 1.
Как это сделали?
10. У Андрея и Бори 11 конфет, у Бори и Вовы 13 конфет, а у Андрея и Вовы – 12.
Сколько всего конфет у мальчиков?
11.Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов, и каких?
12. Во дворе куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько кур и сколько поросят?
13. По двору гуляют куры и кролики. Всего у них 12 ног. Сколько кур и сколько кроликов?
14.У каждого марсианина по 3 руки. Могут ли 13 марсиан взяться за руки так, чтобы не оставалось свободных рук?
15. Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя, Оля – спрятали одну из игрушек – медведя, зайца и слона. Катя не прятала зайца, Оля не прятала ни зайца, ни медведя. Кто какую игрушку спрятал?
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника