Развитие творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Людмиле в..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

 

  

 

Приложение 2

Родительское собрание.

Тема “Особенности психического развития детей младшего школьного возраста”

I.                   Развитие мыслительных операций, как залог успешного обучения в школе.

II.                Характеристика отдельных психических функций: памяти, восприятия, внимания.

III.              Особенности характера младшего школьника.

IV.             Нестандартные задачи на каждый день.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 класса отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3 классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательства простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность учащегося 3-4 класса должна основываться на представлениях и понятиях. Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.

Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать. Таким образом, младшему школьнику при одном и том же уровне знаний легче ответить на вопрос: “что произойдет, если растение не поливать?”, чем на вопрос “Почему растение засохло?”

К окончанию 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо и младший школьник еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизвести своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

- усиливается роль и  удельный вес словесно – логического  запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

- формируется возможность  сознательно управлять своей  памятью и регулировать ее  проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития мыслительных операций. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем, рассуждений.

В процессе обучения восприятие становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимать характер организованного наблюдения;

г) изменяется роль слова в восприятии.

Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления.

Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.

Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание.

Начало обучения в школе стимулирует дальнейшее развитие непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у младших школьников эмоциональное восприятие.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли (школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности); капризность, упрямство (объясняются недостатками семейного воспитания). Ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что “хочется”, во имя того, что “надо”.

К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.

Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученик 3-4 класса способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

В целом за время обучения у ребенка в начальном звене школы должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.

Тесты на развитие мыслительных операций учащихся 3 класса показали, что мыслительные операции мышления у них сформированы недостаточно. Несколько лучше учащиеся выделяют существенные признаки предметов, обобщают, хуже выделяют отношения между понятиями.

Для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1)                 высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;

2)                 высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3)                 высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Предлагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволят нам с вами успешно развивать у них операции логического мышления, восприятие, память и другие психические процессы.

Далее родители ознакомились с предлагаемым комплексом упражнений и получили разъяснения по методике их выполнения. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 3

Бланк ответов учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы (в баллах)

Ф.И

уч-ся

          Название методики

Выделение сущес-твенного

Сравнение

Обобщение

Класси-фикация

Всего баллов

1

Катя Б.

1б.

10б.

3б.

3б.

17б.

2

Ирина Б.

4б.

14б.

4б.

5б.

27б.

3

Настя О.

4б.

14б.

4б.

5б.

27б.

4

Кирилл З.

4б.

13б.

4б.

5б.

26б.

5

Сергей Г.

2б.

8б.

4б.

5б.

19б.


Таблица 4

Бланк ответов учащихся контрольной группы на контрольном этапе экспериментальной работы (в баллах)

Ф.И

уч-ся

          Название методики

Выделение сущес-твенного

Сравнение

Обобщение

Класси-фикация

Всего баллов

1

Аня Г.

4б.

3б.

4б.

18б.

2

Артём А.

2б.

14б.

4б.

4б.

24б.

3

Андрей И.

2б.

7б.

4б.

5б.

18б.

4

Женя К.

3б.

7б.

4б.

5б.

19б.

5

Миша И.

4б.

15б

3б.

5б.

27б.


 

  

 

Приложение 4

Таблица 5

Уровень развития логического мышления у учащихся контрольной группы до и после эксперимента 

 

 

  

 

 

1

Аня Г.

Средний

Средний

2

Артём А.

Средний

Средний

3

Андрей И.

Средний

Средний

4

Женя К.

Средний

Средний

5

Миша И.

Высокий

Высокий



Ф.И. учащихся

Уровень развития логического мышления до эксперимента

Уровень развития логического мышления после эксперимента



 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Уровень развития логического мышления у учащихся экспериментальной группы до и после эксперимента                                                            

 Таблица 6

 

Ф.И. учащихся

Уровень развития логического мышления до эксперимента

Уровень развития логического мышления после эксперимента



 

1

Катя Б.

средний

средний

2

Ирина Б.

высокий

высокий

3

Настя О.

средний

высокий

4

Кирилл З.

средний

высокий

5

Сергей Г.

средний

средний



 

 

 

 

                          

 

Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника