Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................3

Глава 1.  Психолого-педагогические основы проблемы развития

эмпатии личности…………………………………………………………………

1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии

у детей дошкольного возраста.............................................................................7

1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16

Вывод по первой главе......................................................................................25

Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..

2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27

2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного

возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34

2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных

результатов............................................................................................................39

Вывод по второй главе.........................................................................................47

Заключение...........................................................................................................49

Список литературы..............................................................................................51

Приложение..........................................................................................................54

 

 

Введение

 

Актуализация новых  ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической  и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально – нравственное воспитание детей.

Это является значимым, так  как развитие личности, способной  к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Современная педагогическая теория и практика уделяют большое  внимание воспитанию межличностных  отношений, развитию способности ребенка  управлять своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская).

Одна из наиболее трудных  и сложных задач воспитания –  научить ребенка «видеть и  чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

В научной литературе существуют различные подходы к  определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

Анализ существующей практики эмоционально – нравственного  воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствует об отсутствии целостной системы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, возникает  определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме  гуманистического образования, и отсутствием  эффективной технологии организации  процесса развития эмпатии у детей  старшего дошкольного возраста.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать эмпатию у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

 

Предмет исследования – процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс  развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1.  Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».

2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.

3.   Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.

4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться эффективно, если:

1. Будет изучена психолого–педагогическая литература о сущности понятия «эмпатия» и рассмотрены особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

2. Основным педагогическим  средством в процессе развития  эмпатии старших дошкольников будет выступать сюжетно – ролевая игра.

2. Будут определены уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Будет разработан и практически реализован комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня эмпатии у детей 5-6 лет.

В ходе решения задач  исследования и проверки достоверности  выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования:

1. Группа теоретических  методов: теоретический анализ  научной литературы по исследуемой  проблеме.

2. Группа эмпирических методов: использование серии методик для диагностики проявлений эмпатии; наблюдение; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.

Этапы исследования:

          Первый этап – теоретический анализ проблемы, формулировка категориального аппарата, отбор и адаптация диагностических методик, апробация отдельных педагогических средств, направленных на улучшение внутрисемейных отношений.

Второй этап – разработка коррекционно-развивающей программы, организация и проведение формирующего этапа исследования.

Третий этап – итоговая обработка и систематизация результатов  экспериментальной работы, формулировка выводов.

База исследования: МДОУ детский сад № 301 Красноармейского района г. Волгограда.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития эмпатии личности

 

1.1. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста

 

Многие из феноменов, рассматриваемые психолого-педагогическими науками, имеют определенную предысторию изучения в различных отраслях философского знания. Аналогичным образом дело обстоит с понятием «эмпатия». История изучения эмпатии берет начало в конце XIX в. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Эти теории положили начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым ввел термин «эмпатия» в психологическую науку Э. Титченер. согласно психологическому словарю (1990), эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого. Данное определение не дает полного представления о сложности и многогранности эмпатии, как психического явления. Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.

Во-первых, эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Е.И. Рогов, А.П. Волков, Т.П. Гаврилова и др.). При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи: Т. Баррет-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу:

1. Восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека.

2. Этап эмпатической коммуникации, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого.

3. Этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.

Отечественные психологи  А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова выделили две фазы эмпатического процесса:

1. Восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний.

2. Построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.

Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической эмпатической реакции в ответ на стимул [И.М. Юсупов, 1995]. Существует несколько видов эмпатических реакций, составляющие две большие группы:

1) эмпатические реакции  в ответ на поведение группы.

2) эмпатические реакции  в адрес конкретной личности.

В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющая сложную аффективно – когнитивно – поведенческую природу (Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Майерс, С.А. Козлова, И.П. Петровский, Л.В. Стрелкова и др.). Данная способность раскрывается в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которая включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии.

А. Валлон, Т. Липис, Т.П. Гаврилова  считают, что эмпатия – это  эмоциональная способность реагировать  на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого человека. В свою очередь Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс определяют эмпатию как поведенческую способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.

Проанализировав существующие определения понятия «эмпатия», мы рассматриваем эмпатию как социально – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально – психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Таким образом, эмпатия – сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека.

Многозначность рассмотрения эмпатии исследователями дает основание  выделить в структуре эмпатии  следующие компоненты:

1. Эмоциональный –  способность распознавать и понимать  эмоциональные состояния другого.  Характеризуется как пассивное  сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала (я вижу, что ему плохо).

2.   Когнитивный  – способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием  внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо).

Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста