Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

 

В результате наблюдений мы выявили, что большинство детей (73%) в реальных ситуациях совместной деятельности стремятся помочь сверстникам, младшим детям, взрослым. Если они видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло, хотят исправить случившуюся ситуацию.

Полученные данные, позволили  выявить динамику в развитии уровня поведенческого компонента эмпатии  у старших дошкольников. Обобщенные данные после проведения диагностик до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 4.

 

               Констатирующий                                        Контрольный

                   эксперимент                                              эксперимент

      

Рис.2.4.  Уровни развития поведенческого компонента эмпатии по результатам констатирующего и контрольного эксперимента

 

Таким образом, повторное  исследование дало возможность оценить  динамику произошедших изменений в  уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Так при повторном диагностировании было выявлено, что все дети, с которыми проводилась развивающая работа, повысили свои показатели. Эти изменения значительны.

Полученные данные позволили нам заключить, что в результате контрольного эксперимента  большинство детей (73%) продемонстрировали высокий уровень развития эмпатии.

У таких детей наблюдалась способность к критическому осмыслению своего поступка, присутствовала адекватная оценка своей деятельности, было стремление к оказанию действенной помощи – высокий уровень.

27% детей проявляли  переживание по поводу чувств  другого, обращенность к внутреннему  миру другого – средний уровень развития эмпатии. По итогам контрольного эксперимента детей с низким уровнем развития эмпатии не было выявлено.

Сравнительные данные по итогам констатирующего и контрольного экспериментов представлены на рисунке 6.

 

Рис.2.6. Динамика уровней развития эмпатии у обследуемых старших дошкольников по результатам констатирующего и контрольного эксперимента

 

Из проведенного нами графического анализа уровня развития эмпатии у старших дошкольников в обследуемой группе видно, что их уровень увеличился в 2,5 раза. Такое изменение показателей в сторону повышения свидетельствует о выраженной положительной динамике роста уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет, что доказывает правомерность выдвинутых нами ранее гипотетических предположений.

 

Выводы по второй главе

 

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста – это процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально – действенного отношения к сверстникам и окружающему миру.

На основании анализа  психолого–педагогической литературы мы выделили компоненты развития эмпатии  у детей старшего дошкольного возраста (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) и их критерии.

По результатам констатирующего  эксперимента нами были выделены уровни развития эмпатии у детей 5 – 6 лет: низкий, средний, высокий.

Овладение высоким уровнем  развития эмпатии предусматривает поэтапное овладение эмпатическими переживаниями: сопереживанием, сочувствием, сорадованием, оказанием действенной помощи.

С целью развития эмпатии  у старших дошкольников нами была разработана формирующая программа, состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр. В соответствии с выделенными компонентами эмпатии содержание формирующего эксперимента состояло из трех этапов.

 На первом этапе были проведены сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний  людей, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии. Для второго этапа были подобраны игры, направленные на восприятие и понимание внутреннего мира чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии. На третьем этапе преобладали сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.

По окончании формирующего эксперимента для определения успешности нашей программы нами был проведен контрольный эксперимент.

По результатам проведенного итогового исследования стало возможным сделать ряд выводов:

1. В первичном исследовании у большинства детей был выявлен низкий уровень развития эмпатии – 60% обследуемых, тогда как в итоговом исследовании таких детей не было отмечено.

2. Дети, которые в первичном исследовании показали недостаточно высокий для данного возраста уровень развития эмпатии, после проведения комплекса сюжетно-ролевых игр в процессе повседневной жизни, во время второй половины дня и во время прогулок продемонстрировали положительную динамику развития уровня эмпатии, то есть по сравнению с первичным исследованием результаты в итоговом исследовании значительно улучшились.

4.  Проводимые нами сюжетно-ролевые игры способствовали повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, использованная программа формирующего эксперимента оказалась достаточно эффективным средством для повышения уровня развития эмпатии у старших дошкольников. Предлагаемые игры также можно использовать в работе воспитателей дошкольных учреждений в целях развития эмпатии у дошкольников и в целом для развития эмоционально-нравственной сферы, в ходе и вне занятий.

 

Заключение

 

Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления: эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний (Т. Баррет – Ленкорд, В. Айкес, А.П. Сопиков, Т.П. Гаврилова); эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул (И.М. Юсупов); эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную аффективно – когнитивно – поведенческую природу (Д. Майерс, И.П. Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова и др.).

Общенаучные подходы  к процессу развития эмпатии позволили  выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в контексте эмоционально – нравственного развития в период дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст  - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление  новых психологических образований. Именно возраст 5 – 6 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.

Анализ современных  исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволяет нам выделить в структуре эмпатии следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. По результатам констатирующего эксперимента нами было выделено три основных уровня развития эмпатии у детей 5 – 6 лет: низкий (60%), средний (33%), высокий (7%).

При анализе сущности сюжетно-ролевой игры мы отметили, что она является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Кроме  того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в своем исследовании мы выделили именно сюжетно-ролевую игру в качестве основного педагогического средства, способствующего развитию эмпатии у дошкольников.

В связи с этим, нами была разработана формирующая программа, состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей 5-6 лет, включающая следующие этапы:

- на первом этапе  – доминировали сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии;

- на втором этапе  – игры, направленные на восприятие  внутреннего мира, чувств и переживаний  другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии;

- на третьем этапе  – преобладали сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.

По результатам контрольного эксперимента мы подтвердили эффективность  использования нашей программы  на практике.  Так,  в итоговом исследовании дети продемонстрировали высокий и средний уровни  развития эмпатии (73% и 27% соответственно). Проявления низкого уровня не было зафиксировано.

Таким образом, предложенная  в начале исследования основная гипотеза, была нами экспериментально подтверждена. Мы установили, что наше предположение верно, и использование сюжетно-ролевых игр оказывает большое влияние на процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Список литературы

 

1. Абраменкова В.В.  Социальная психология детства:  развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000. – 415 с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – С. 124 – 125.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М., 1988. – 143 с.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ. – М., 1988. – 336 с.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1989. – 96 с.

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 224 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Том 4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1987. – 367 с.

10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С. 147 – 168.

11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61 – 68.

12. Голдаева Г. Педагогика переживания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №6. – С. 95 – 97.

13.  Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.

14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Под ред. В.И. Ядэшко,  Ф.А.Сохина. -  М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

15. Журавых О. Пойми меня… // Дошкольное воспитание. – 2002. - №2. – С. 18 – 20.

16. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

17. Изард К., Кэрролл Е. Эмоции человека. – М., 1980. – 464 с.

18. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. – С. 98 – 101.

19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. завед. – М., 1998. – 160 с.

20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.

21. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: учебное пособие к спецкурсу. – В., 2000. – 120 с.

22. Кряжева Н.Л. Развитие  Эмоционального мира детей: Популярное  пособие для родителей и педагогов.  – Ярославль: Академия развития,1996 – 208 с.

23. Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды института психологии РАИ. – 1995. – Сер 1. №2. – С. 253 – 260.

24. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. – М., 2002. – 190 с.

25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. – 357 с.

26. Овчаренко Е.Р. Зеркальный кубик и веселая гусеница // Обруч. – 2003. - №3. С. 21 – 22.

27. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 – 7 лет // Науч. – метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». – 2003. - №10. – С. 11 – 15.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001.

29. Психология: словарь / Пол общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – С. 463.

30. Рогов Е.И. Психология общения. – М.,2001. – С. 202 – 205.

31. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. – М., 1984. – С. 234 – 238.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Госучпедтиз, 2000. – 704 с.

33. Социальная психология / Петровский А.В., Абраменкова В.В. – М., 1987. – 224 с.

34. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.А. Лабунской. – М., 2000. – С. 178 – 190.

35. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 358 с.

37. Стрелкова А.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. – М., 1989.

Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста