Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.

39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 336 с.

40. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.

41. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 1995.

 

Приложение 1

Содержание  констатирующего эксперимента

Диагностика «Понимание эмоциональных состояний».

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской  психологии. – М., 1998. – С. 226.

Материал:

  1. Картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков (циклограммы, схематичное изображение эмоциональных состояний).
  2. Сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Процедура проведения: эксперимент проводиться индивидуально с детьми 3 – 7 лет в две серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и спрашивают: «Опиши картинку. Кто изображен на ней? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Диагностика «Изучение эмоциональных проявлений детей».

Цель: изучение способов выражения эмоций.

Литература: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.

Подготовка  исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им:

  1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).
  2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
  3. Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.
  4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.
  5. Мальчик (девочка) радуются за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Проведение  исследования: исследование проводится с детьми 4 – 7 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить:

 I ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризно плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

II ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

III ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

IV ситуация – показать обиду девочки;

V ситуация – показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор  вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

 

Приложение 2

Фрагмент содержания  формирующего эксперимента

Комплекс сюжетно-ролевых  игр

Первый этап:

Игра  «Два зеркала»

Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 78 – 79.

Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.

Содержание:

В игре участвуют четверо  детей. Участники располагаются  следующим образом: перед Королевой  стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит невидимый  Король.

Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит  за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются  за спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его место.

Игра  «Немое кино»

Цель: понимать эмоциональное состояние другого человека.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 70.

Роли: водящий, исполняющий роль старого телевизора (без звука), и зрители.

Содержание:

 Дети становятся в круг. Водящий (педагог) движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения и таким же образом отвечают. Ведущий жестами и мимикой показывает, что он приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, обится, отвергает, сомневается, просит замолчать, показать, подойти, уйти, передать какой-либо предмет другому. Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 2. Участники делятся на две подгруппы. Дети первой подгруппы придумывают и изображают сцену прощания, приглашения или приветствия и т.д., а дети второй группы отгадывают.

Игра  «Колечко»

Цель: развитие внимания друг к другу, понимание эмоциональное состояние другого человека.

Литература: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр., 1996. – С.136.

Содержание:

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно  на лица соседей и постараться  угадать, кто из них получил в  свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Игра  «Зеркало»

Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.

Литература: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр., 1996. – С.88.

Роли: зеркала и зверушки.

Содержание:

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин  зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы. Зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек.

 

 

 

 

Второй этап:

Игра  «Именины»

Цель: развитие понимания чувств другого, развитие выразительности жестов, мимики, движений.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 71 – 72.

Роли: именинник и дарители.

Содержание:

Дарителю необходимо с помощью жестов, мимики и движений показать, кому и что дариться и  с каким чувством. Ребенок, получивший подарок, выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встает в центр. Остальные дети объявляются дарителями. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п. Дети старшего дошкольного возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу.

Игра  «Оживший холодильник»

Цель: понимание внутреннего мира, развитие творческих способностей и воображения.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 60.

Содержание:

Называется любая вещь и наделяется чувствами, поведением, деланиями.

Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника и разыгрывает свои действия в квартире, устанавливает отношения с членами семьи. Чего может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов, чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Игра  «Скульптор»

Цель: развитие внимание друг другу, способности к эмоциональному самовыражению.

Литература: Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2003.

Роли: скульпторы и «фигуры»

Содержание:

Выполняется в парах. Один из участников «скульптор», который  «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок – «скульптор» рассказывает о том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Затем происходит смена ролей.

Игра  «Барахолка»

Цель: осознание различных моральных качеств, эмоциональных состояний, примеряя их к разным персонажам.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 81.

Роли: продавцы и покупатели.

Содержание:

Смысл игры заключается  в том, чтобы продать ненужные качества: грубость,  лень, злость, плохое поведение, печаль, неаккуратность, плохое настроение – и приобрести хорошие качества: доброту, дружелюбие, хорошее настроение, веселье, радость, скромность и т.д. в игре действуют продавец и покупатели.

Ситуация игры: на барахолке  идет торг между покупателями и продавцами. Продавцы нахваливают свой товар, стараясь его продать, а покупатели его критикуют, стараясь снизить цену. Например, продавец, предлагая лень, говорит, что, купив ее, можно ничего не делать, лежать спокойно на диване и смотреть мультики. Покупатель должен возражать, доказывая вред лени. Можно подготовить для продажи карточки с символическим обозначением названных качеств.

Сначала продавец берет  на себя роль какого-либо персонажа  и действует от его имени (например, кот Базилио – от каких качеств он хочет избавиться, а какие приобрести).

Инструкция: «Ты –  кот Базилио, ты – Карабас-Барабас, а ты – Золушка. Какие качества вы можете продать?» Затем каждый ребенок действует от своего имени.

 

Третий этап:

Игра  «Расколдуй принцессу»

Цель: развитие способности к установлению взаимодействия, воспитание желания помочь другому.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М.,  2002. – С. 80 – 81.

Роли: шах, принцесса, рыцари и амазонки, судья.

Содержание:

В центр комнаты выставляется стул, на него садится принцесса, ее накрывают красивой тканью. Это заколдованная принцесса. Ее нужно расколдовать. Для этого необходимо бесшумно подкрасться и дотронуться до нее. Тогда из-под ткани появиться принцесса. Сдергивать покрывало не разрешается. Вокруг принцессы ходит шах, он сторожит ее. Когда он отворачивается, рыцари и амазонки приближаются к принцессе.

Дети исполняют роли рыцарей и амазонок, которые освобождают  принцессу. Освободители должны продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых  заметили, начинают движение с начала. При возникновении споров следует назначить судью. Начало пути обозначается чертой или веревкой.

 

 

 

Игра  «Поводыри»

Цель: развивать внимание друг к другу, развитие чувства безопасности к другим людям.

Литература: Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,  2003.

Роли: слепые и поводыри.

Содержание:

Играющие разбиваются  на пары. Один с открытыми глазами  стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). У «слепого» завязаны глаза. «Поводырь» должен провести его так, чтобы он не упал и не ушибся. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. После прохождения маршрута, участники меняются ролями. После игры обсудить, что чувствовали дети.

Игра  «Сиамские близнецы»

Цель: развитие способности к установлению взаимодействия и внимания друг к другу.

Литература: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр., 1996. – С.89.

Содержание:

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они  сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста