Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41
«Моя рука, твоя рука».
Цель – формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела и партнера.
Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
«Пяточка соседа».
Цель – формирование умения ориентироваться одновременно в схеме собственного тела, соседей и окружающей действительности.
Дети сидят в кругу и выполняют команды логопеда: «Левой рукой покажите правое ухо соседа с права, затем левой рукой покажите правое колено соседа слева. Покажите правой рукой правую пяточку соседа справа и т.д.
Л.Г. Милостивенко [23] в отношении формирования и развития фонематического восприятия и слуха предлагает специальные игры и упражнения.
«Подбери пару».
Цель – развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
«Твердый мягкий».
Цель – развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки.
«Тима и Дима».
Цель – Дифференциация звонких и глухих звуков.
«Выбери правильно».
Цель – развитие умения определять наличие звука в слове.
«Добавь звук».
Цель – развитие умения определять последний звук в слове.
«Светофор».
Цель – развитие умения определять место звука в слове.
Это лишь небольшой перечень заданий и упражнений данного автора, который мы представили в нашей работе. Существует также множество методик по развитию фонематической системы таких авторов, как Р.И. Лалаева, Л.Е. Журова, Л.Ф. Спирова, Н.С. Старжинская и другие.
Для развития чувства ритма на музыкальных и логопедических занятиях Ю.Ф. Гаркуша, Н.Ф. Комарова, Е.М. Мастюкова, А.Л. Сиротюк предлагают такие задания[21,33,34]:
«Собака и щенок».
Цель – развитие умения определять высоту и ритм звучания.
«Отгадай, что звучит»
Цель – формировать умение различать звучание инструментов по тембру и ритму.
«Пляшем вместе».
Цель – формирование ритмичных движений в соответствии с музыкой.
«Хлопки».
Цель – формировать умение соотносить ритм с движением.
«Ритм по кругу».
Цель – формировать умение повторять заданный ритм.
Н.И. Сухонина, Г.А. Османова [28,35] в процессе формирования графо-моторных навыков, как и многие другие, говорят о необходимости вначале обучить детей правильно держать карандаш, расслаблять руку, если возникает напряжение. Затем детей учат аккуратно раскрашивать различные изображения, не выходя за контур рисунка. Учат обводке рисунков с помощью различных трафаретов, шаблонов, штрихованию. Работа в тетрадях начинается с расстановки точек на листе бумаги. Затем детей учат рисовать «пружинки», «волны», квадраты, прямоугольники, треугольники, овальные формы, в дальнейшем из этих фигур изображают другие объекты.
Таким образом, прежде чем приступить к коррекционной работе, направленной на развитие всех компонентов готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо определить исходное состояние сформированности каждого из компонента. Затем разработать актуальную программу коррекционно-развивающего обучения, которая должна включать коррекцию и развитие речи и других высших психических функций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
2.1. Исследование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их результаты
Целью констатирующего этапа нашего исследования являлось выявление уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Задачи констатирующего этапа исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ №79 г. Белгорода.
В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие заключение ПМПК - общее недоразвитие речи III речевого уровня развития (контрольная группа).
Для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте
составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. В качестве методик обследования использовались:
На основе этих компонентов и подобранных методик выделили три состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые соответствуют бальной системе. Данная система была определена путем арифметических подсчетов и выведения предела баллов каждого из трех состояний готовности.
15 – 21 балл – ребенок готов к обучению грамоте;
8 – 14 баллов – ребенок недостаточно готов к обучению грамоте;
5 – 7 баллов – ребенок не готов к обучению грамоте.
Исследование ритма по методике Т.И.Дубровиной показало следующие результаты: большинство детей не смогли воспроизвести вторую серию заданий (более сложные ритмы) – у детей наблюдалось нарушение последовательности ритмических элементов, опускались составные части ритмического рисунка. Общий балл всей группы равен 11 (52%), при максимальном количестве 21 балл (100%) (Приложение 2, Таблица 2.1.).
Исследование кинетической основы движений руки до коррекционной работы (Тест Н. И. Озерецкого) выявил следующее: только 2 человека из 10 правильно воспроизвели все движения руки после первого показа демонстратора, 5 человек правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций. Остальные воспроизводили действия после трех и более демонстраций. Также наблюдались трудности переключения с одной позы на другую. Общий балл экспериментальной группы равен 11 (52 %), при максимальном количестве 21 балл (100%) (Приложение 2, Таблица 2.2.).
Результаты исследования пространственных представлений на листе бумаги до коррекционной работы по методике С.О. Филлиповой показали: из 10 обследуемых детей точно повторить и расположить точки, сохранив при этом масштаб рисунка, смогла почти все дети, общий балл группы соответствует 9 (43 %), при максимальном количестве 21 балл (100%) (Приложение 2, Таблица 2.3.).
Исследование дифференциация звуков на слух по методике М.Н. Ильиной выявило: у одних детей нарушена дифференциация на слух одной группы звуков, дети часто заменяют и путают их между собой; у других - нарушена дифференциация трёх и более фонетических групп. Также по результатам диагностики они смогли справиться с заданием только после подсказки взрослого. Дети были не решительными, часто сомневались, долго думали, путались, если одну и ту же картинку называли дважды; 2 человека не допустили не одной ошибки, они правильно показали все картинки. Общий балл группы –13 (62%), при максимальном количестве 21 балл (100%) (Приложение 2, Таблица 2.4.).
В результате проведённой диагностики по методике Н.В. Нижегородцевой было выявлено, что у половины детей графические навыки сформированы на низком уровне, линия рисунка неровная, размер не соответствует образцу, наблюдается значительное отклонение от строчки: элементы рисунка выходят на соседние строчки. Общий балл группы – 12 (57%), при максимальном количестве 21 балл (100%)(приложение 2, Таблица 2.5.).
Исследование пространственной ориентировки в схеме тела по методике Т.А. Фотековой показало, что дети плохо ориентируются в собственном теле, они не знают где право, а где лево, поэтому не смогли показать правую руку, левый глаз и т.д. Общий балл группы – 11 (52 %), при максимальном количестве 21 балл (100%) (Приложение 2, Таблица 2.6.). Общие результаты исследования готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Результаты исследования готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте
Таким образом, результаты обследования старших
дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня обнаружили у них недостаточную
сформированность пространственной ориентации
(в собственном теле и на листе бумаги),
чувства ритма, кинетической основы движений
руки, фонематической системы, графических
навыков и зрительно-моторной координации.
Развитие всех этих составляющих готовности
к обучению грамоте будет благоприятно
способствовать овладению процессами
чтения и письма.
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр
Цель формирующего этапа экспериментальной работы - повысить состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с помощью специально подобранных дидактических игр, используемых нами в процессе систематических коррекционных занятий.
Исходя из анализа результатов исследования, определили следующие направления коррекционной работы:
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР стал выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
На основе ведущего вида деятельности и вышеперечисленных направлений работы было разработано перспективное тематическое планирование коррекционной работы (приложение 3) и подобраны специальные методики различных авторов, из которых была составлена общая методика формирования готовности к обучению грамоте посредством дидактических игр для старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Формирование фонематического слуха и восприятия (Р.И. Лалаева, Н.К.Ермолаева).
Цель – формирование фонематического слуха и восприятия.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа. На первом этапе последовательно уточнялись произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. На втором этапе проводилось сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Для того, чтобы дети научились слушать и слышать неречевые и речевые звуки при работе с детьми создавалась определенная звуковая среда: использовались музыкальные инструменты, звучащие игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиозаписи шумов живой и
неживой природы, песен, сказок, художественных текстов.
Для работы по дифференциации смешиваемых звуков использовались
следующие упражнения:
Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза использовались разнообразные игры.
Детям предлагался поезд с тремя вагонами. В первом вагоне едут картинки, в названии которых определенный звук находится в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук находится в середине, а в третьем, где заданный звук находится в конце слова.
Детям предлагались слова, в которых первый звук потерялся. Дети отгадывали слово, произносили первый звук изолированно, который «потерялся».
Детям на слух предлагались изолированные звуки слова, произнесенные по порядку. Ребята отгадывали произнесенные таким образом слова.
Формирование зрительно-пространственной ориентировки (О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская).