Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью нашего исследования являлось определение оптимальных условий и конкретных методов развития продуктивного мышления посредством обучения решения текстовых задач.
Объектом нашего исследования выступал процесс обучения решению текстовых задач.
Введение 2
Глава І Теоретические основы развития продуктивного мышления учащихся на уроках математики 4
1.1. Понятие — продуктивное (творческое) мышление 4
1.2. Принципы развития продуктивного мышления школьников 9
1.3. Решение текстовых задач как метод развития продуктивного мышления 12
Глава ІІ Разработка элективного курса «Решение текстовых задач» для учащихся 9 класса 23
2.1. Пояснительная записка 23
2.2. Тематическое планирование учебного материала 28
2.3. Содержание программы курса 29
2.4. Фрагменты разработок элективного курса 31
Заключение 61
Литература 63
Приложение 1 68
Приложение 2 88
II. Устная работа.
Упражнения на закрепление понятия «процент». Предлагаются управления по переводу дроби в проценты, а проценты – в десятичные дроби.
Представьте данные десятичные дроби в процентах:
0,0 0,24 0,867 0,032 1,3 0,0081 15
0,01 154 3,2 20,5 0,7 10
2. Представьте проценты
2% 12,5% 2,67% 0,06% 32,8%
1000% 510% 0,5% 213% 0,1%.
III. Повторение и закрепление изученного ранее.
Целесообразно напомнить основные сокращенные процентные отношения и записать в тетрадь.
100 % = 1; 50%= 25%= |
12,5%= 200%=2 10%= |
5%= 1%= |
Различные обозначения:
18 % |
0,18 |
18 100 |
p |
p |
_p 100 |
IV. Систематизация знаний.
Основные понятия, связанные с процентами:
Три основных действия:
1. Нахождение процентов данного числа.
Чтобы найти а % от в, надо в 0,01 а.
Пример: 30 % от 60 составляет: 0,3 = 18.
2. Нахождение числа по его процентам.
Если известно, что а % числа х равно в, то х = в : 0,01 а
Пример: 3 % числа х составляет 150.
х = 150: 0,03;
х = 5000.
3. Нахождение процентного отношения чисел.
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100 %.
Пример: сколько процентов составляет 150 от 600?
V. Решение основных задач на проценты.
1. Основные типы задач на проценты.
1) Одна величина больше (меньше) другой на р %.
а) если а больше в на р %, то а = в + 0,01 рв = в (1 + 0,01 р).
б) если а меньше в на р %, то а + в – 0,01 рв = в (1 – 0,01 р).
Пример. На сколько процентов надо увеличить число 90, чтобы получить 120?
Решение:
Аналогично,
а) если а возросло на р %, то новое значение равно: а (1 + 0,01 р).
Пример. Увеличить число 60 на 20%:
б) если а уменьшили на р %, то новое значение равно: а (1 – 0,1 р).
Пример. Число 72 уменьшили на 20%:
Объединив а) и б), запишем задачу в общем виде: увеличили число а на р %, а затем полученное уменьшили на р %
(*)
Замечание. Результат не изменится, если увеличение (уменьшение) следует за уменьшением (увеличением).
2. Решить самостоятельно.
Задача 1. Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30%. Как изменилась цена товара?
Решение:
Пусть первоначальная цена товара а, тогда:
– цена товара после снижения,
– новая цена.
1,00 – 0,91 = 0,09 или 9%.
Используя формулу (*), получим:
Ответ: цена снизилась на 9 %.
Задача 2. Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменится цена товара?
Решение:
Ответ: цена снизилась на 4 %.
3. Творческое задание.
Решить задачу в общем виде.
Увеличили число а на р %. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить а?
Решение:
|
VI. Итоги занятия.
Домашнее задание.
1. Длину прямоугольника
уменьшили на 20%. На сколько процентов
надо увеличить ширину
Ответ: на 25 %.
2. После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35000 р. Какова была величина чистого дохода предпринимателя?
Ответ: 50000 руб.
3. По расчетам предпринимателя предприятие принесет 15% прибыли. Какую прибыть можно получить, затратив 200000 руб.?
Ответ: 30000 руб.
4. Произведение двух чисел равно 10, а их сумма составляет 70 % от произведения. Найдите эти числа.
Ответ: 2 и 5.
Занятие № 13.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Цели: Создать условия для развития умения учащихся составлять текстовые задачи, применяемые на практике.
Развивать умение слушать других, анализировать ответы, продуктивно и логически мыслить. Составить задачи на смеси, на части, на проценты.
Создать условия для развития умения учащихся решать текстовые задачи, применяемые на практике.
Совершенствовать навыки решения задач различными способами. Развивать внимательность и аккуратность при оформлении составленных задач в альбоме.
Решать задачи на смеси, на части, на проценты.
Материалы: кулинарная книга «Чудеса выпечки», газета «Щедрый стол», картинки и рисунки для оформления «Сборника», «Сборник», составленный учащимися.
Проблема
Учитель: У вашего одноклассника через месяц день рождения. Его родители уезжают в командировку и поэтому, он не планирует отмечать свой праздник. Но вам, как настоящим друзьям, очень хочется сделать ему сюрприз.
Дети: необходимо составить план подготовки; составить меню; определиться с набором продуктов; выяснить количество каждого продукта; сосчитать сумму денег для покупки продуктов.
Учитель: На данный момент, что для нас самое важное?
Дети: Составить меню.
Учитель: Давайте составим меню.
На данном этапе ребята, разбирая рисунки и картинки, составляют меню.
Примерное меню для данного занятия:
Фрукты
Пирожные «Корзиночка»
Торт «Сладкоежка»
Морс
Учитель: Мы с вами составили меню, но каждое блюдо состоит из различных продуктов.
В какие справочники нам с вами нужно посмотреть, сколько и какого продукта нужно в то или иное блюдо?
Дети:
Кулинарная книга «Чудеса выпечки».
Газета «Щедрый стол»
Учитель: Ребята, давайте попытаемся составить задачи, по данным картинам.
На этом этапе идет творческая работа учащихся. После того как, задачи составлены:
Учитель: Как вы думаете, для чего составлялись задачи?
Дети: Для повторения школьного материала и подготовки к экзаменам.
Учитель: А получится ли у нас с вами научить на этих задачах других ребят?
Дети: Мы постараемся.
Учитель: Значит, нам осталось оформить нашу работу.
На данном этапе идет оформление условий задач в «Сборник».
Задачи, составленные на занятии:
Задачи решаются различными способами, составляется план оформления решения задач на альбомных листах. Таким образом, решения заносятся в «Сборник» составленный учащимися.
Решение предлагаемых задач:
1. Пусть х кг было яблок, тогда 1,5х кг было груш. 60% = 60:100 = 0,6. На 0,6х кг больше бананов, чем яблок, (х+0,6х) кг бананы. По условию задачи фруктов закупили 12,3 кг. Составим уравнение: х+1,5х+(х+0,6х) = 12,3 4,1х = 12,3 Х = 3 (кг) – вес яблок
По условию задачи груш было в 1,5 раза больше, чем яблок:3 1,5 = 4,5(кг).
Бананов купили на 60% больше, чем яблок: 3+3 0,6 = 4,8(кг).
Ответ: 3 кг яблок, 4,5 кг груш, 4,8 кг бананов.
2. Решение данной задачи осуществляется «обратным ходом».
16:2 = 8 (яблок) – стало на каждой вазочке.
8:2 = 4 (яблок) – переложили с первой вазочки на вторую.
8+4 = 12 (яблок) – было на 1 вазочке.
8-4 = 4 (яблока) – было во 2 вазочке.
Ответ: на первой было 12 яблок, а во второй 4 яблока.
3. Всего на 5,5 частей приходится 1100 грамм.
Значит, на 1часть приходится 1100:5,5=200 (грамм).
200 грамм - сахара и маргарина.
400 грамм – муки.
300 грамм – повидла.
Ответ: 200 грамм - сахара и маргарина, 400 грамм – муки, 300 грамм – повидла.
4. (2 90%):100% = 1,8 (литра) – варенья было в морсе.
4 + 2 = 6 (литров) − общий объём морса.
(1,8:6) 100% = 30(%) – процентное содержание варенья в морсе.
Ответ: 30% процентное содержание варенья в новом морсе.
5. Пусть х − грамм масла, у − грамм сметаны. Пусть муки (у+180) грамм, а (у−40) грамм сахара. По условию задачи вес торта 800 грамм, сметаны в 7 раз больше, чем масла. Составим систему уравнений:
По условию задачи муки было 210 + 180 = 390 (грамм), а сахара 210 - 40 = 170 (грамм).
Ответ: масла − 30 грамм, муки − 390 грамм, сметаны − 210 грамм, сахара − 170 грамм.
Итог занятия
Учитель: Ребята давайте подведём итог нашему большому занятию.
Примерные вопросы для подведения итогов:
Что узнали нового?
Чему научились?
Что необычного и интересного было на занятиях?
В каких задачах вы столкнулись с трудностями?
Что бы вы предложили будущим девятиклассникам для разрешения этих проблем?
А какие задачи вам показались наиболее легкими?
Какие задачи можно решить не только одним способом?
Какой способ для вас показался самым простым?
С какими трудностями вы столкнулись, решая задачу на смеси?
Итог всего занятия: составленные задачи, решены различными способами, оформлены в «сборнике» задач данного курса. Эти задачи пойдут на уроки младших классов. Учащиеся повторили материал 7-8 классов, частично разобрали экзаменационный материал.
Занятие № 14.
Банковские операции.
Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление процентных ставок в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Цели: Добиться усвоения учащимися «сложный процентный рост».
Отработать навыки использования формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада.
Развивать продуктивное, логическое мышление учеников, умение применять свои знания в нестандартной ситуации.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Ход занятия
I. Проверка домашнего задания.
II. Рассказ учителя.
Уже в далекой древности широко распространено ростовщичество – выдача денег под проценты. Разность между той суммой, которую возвращали ростовщику, и той, которую первоначально взяли у него, называлась лихвой. Так, в Древнем Вавилоне она составляла 20 % и более! Это означало, что ремесленник, взявший у ростовщика 1000 денежных единиц сроком на год, возвращал ему по прошествии года не менее 1200 этих же единиц.
Известно, что XIV – XV вв. в Западной Европе широко распространились банки – учреждения, которые давали деньги в долг князьям, купцам, ремесленникам, финансировали дальние путешествия, завоевательные походы и т.д. Конечно, банки давали деньги не бескорыстно: за пользование предоставленными деньгами они брали плату, как и ростовщики древности. Эта плата выражалась обычно в виде процентов к величине выданных в долг денег.
Тех, кто берет в долг деньги в банке, называют заемщиками, а суму, т.е. величину взятых у банка денег, называют кредитом. Основную часть тех денег, которые банки выдают заемщикам, составляют деньги вкладчиков, которые они вносят в банк на хранение. Часть прибыли, которую получает банк, он передает вкладчикам в виде платы за пользование их деньгами. Эта плата также обычно выражается в процентах к величине вклада. Таким образом, средства, помещенные на хранение в банк, через определенный период времени приносят некоторый доход, равный сумме начисленных за этот период процентов.
Информация о работе Разработка элективного курса «Решение текстовых задач» для учащихся 9 класса