Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
1. формирование
понятия показательного
2. формирование
умения решения показательных
уравнений.
развивающие:
1. развитие
мышления учащихся, развитие математической
речи;
2. развитие
мотивационной сферы личности;
3. развитие
исследовательских
воспитательные:
1. воспитание
настойчивости при решение проблемы;
2. способствование
формированию сотруднических отношений
в классе при решение проблемы.
Тип урока: урок изучения
нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, исследовательский.
Формы познавательной
деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока:
1этап.
Организационный этап.
2этап.
Актуализация опорных знаний
и их коррекция.
3этап.
Изучение новых знаний и
4этап.
Первичная проверка понимания
изученного.
5этап.
Подведение итогов занятия.
6этап.
Информация о домашнем задании.
7этап.
Рефлексия.
Ход урока:
1этап.
Здравствуйте, садитесь.
2этап.
Задание для устного обсуждения (записаны
на доске): Как называются выражения: .
Какие еще два понятия связаны с этими
выражениями.
3этап.
Оглашается тема урока.
·
Узнать какие уравнения называются
показательными.
·
Научиться решать показательные
уравнения.
Учащиеся записывают
тему урока.
Раскрывается доска,
на которой записаны уравнения:
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)
Учащимся предлагается
следующее задание:
Устно объедините эти
уравнения в группы и попытайтесь
объяснить, по какому признаку проведено
распределение.
Ученики: Уравнения
(1) и (10) можно объединить в одну группу,
так как это иррациональные уравнения.
Уравнения (2) и (5) можно
объединит в одну группу, так как
это квадратные уравнения.
Уравнения (3), (4), (6), (8),
(9) тоже можно объединить в одну группу,
так как у этих уравнений есть
общий признак: неизвестное у
всех этих уравнений находится в
показатели степени.
Учитель: Верно. Вы, наверное,
уже догадались, как называются уравнения,
входящие в последнюю группу.
Ученики: Показательные
уравнения.
Учитель: Попробуйте
дать определение показательным
уравнениям. (Замечание: предварительно
с учениками можно вспомнить
определение иррациональных уравнений,
а далее по аналогии дать определение
показательным уравнениям).
Ученики: Показательные
уравнения – это уравнения, в
которых неизвестное содержится
в показателе степени.
Учитель: Запишите
с доски в тетрадь только
показательные уравнения. Я
Далее учащимся предлагается
некоторая порция теоретического материала.
Рассмотрим уравнения,
следующего вида:
, , , .
Уравнения такого вида
называются простейшими показательными
уравнениями. Запишите это в тетрадь.
Такие уравнения решаются с помощью
свойства степени:
Степени с одинаковым
основанием, а>0, а¹1 равны только тогда,
когда равны их показатели.
Посмотрите на выписанные
вами показательные уравнения. Какие
из них являются простейшими уравнениями.
Ученики: Уравнение
(3) 6 х = 36.
Учитель: Верно. Давайте
его решим.
Учитель записывает
решение уравнения на доске, ученики
в тетради.
Учитель: Посмотрите
на остальные показательные
Ученики: Нет.
Учитель: Как же мы
будем их решать?
Итак, у нас возникла
проблема: Как решать остальные показательные
уравнения, которые не являются простейшими
показательными уравнениями. Ваши предложения.
Возникает предположение
(гипотеза): не простейшие показательные
уравнения можно путем
(Замечание: эта
гипотеза может возникнуть в
результате решения уравнения
).
Далее, решаются все
оставшиеся уравнения с использованием
гипотезы, что и является в некотором
роде ее практическим доказательством.
Закончить решение
уравнений с доски можно общим
выводом: решение любого показательного
уравнения сводится к решению
простейшего показательного уравнения.
4этап.
Предлагается решить уравнение:
Далее предлагается
решить уравнение №211(2) самостоятельно,
предварительно побеседовав с учащимися
о способе решения. Через пять
минут учитель просит одного из учащихся
сказать получившийся у него ответ,
другие учащиеся проверяют правильность
своего ответа.
5этап.
Итоги подводятся серией
6этап.
Запишите домашнее задание: §
7этап.
Учитель: Подумайте, все ли
вы сегодня поняли на уроке
и почему? Если что-то было не
понятно, то почему? Все ли вы
усилия приложили, чтобы
На данные вопросы можно побеседовать с учащимися.
Приложение № 4.
Урок по теме «Показательные
уравнения».
Технология группового
обучения
Предмет «Алгебра и
начала анализа».
Цели:
образовательные:
1. формирование
навыков решения
2. формирование
умения решения нестандартных
показательных уравнений.
развивающие:
1. развитие
мышления учащихся, развитие математической
речи;
2. развитие
коммуникативных умений и
воспитательные:
1. воспитание
способностей к нравственному
общению среди учащихся, к сотрудничеству
(среди учащихся одной группы
и различных групп);
2. воспитание
ответственности,
Тип урока: урок закрепления
изучаемого материала.
Оборудование: учебник
М. А. Алимова «Алгебра и начала анализа
10-11», карточки с дидактической игрой
«Конь», карточки с заданиями для
групп.
Методы: репродуктивный,
частично-поисковый.
Формы познавательной
деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Структура урока:
1этап.
Организационный этап.
2этап.
Актуализация опорных знаний
и их коррекция.
3этап.
Закрепление изученного
4этап.
Коррекция.
5этап.
Подведения итогов урока.
6этап.
Информация о домашнем задании.
7этап.
Рефлексия.
Ход урока:
1этап.
Здравствуйте, садитесь.
2этап.
На сегодняшнем уроке мы
Объединитесь, пожалуйста,
в четверки – 1 и 2 парты, 3 и
4 парты на каждом ряду. Каждой
группе предстоит получить две
оценки. Затем найдется средняя
оценка каждой группы.
Первую оценку вы
получите по результатам игры –
разминки «Конь».
Оглашается последовательность
игровых действий игры: 1) получить карточку;
2) прослушать правила игры; 3) при
нахождении требуемого в игре всем
участникам группы поднять руки.
Учитель демонстрирует
карточку и оглашает правила игры:
Вашей группе необходимо
провести воображаемого «коня» от линии
старта к линии финиша. Ход можно
начинать с любого места на старте.
«Конь» двигается так, как на шахматной
доске. Но нужно соблюдать одно условие:
число, которое является решением показательного
уравнения в клетке старта или там, где
стоит «конь», сложенное с числом, которое
является решением показательного уравнения
в клетке, где «конь» делает поворот, должно
дать число, которое является решением
уравнения куда прыгает «конь». Некоторые
клетки могут оказаться «фальстартом».
Всего в данной игре существует два возможных
пути. Если ваша группа за 8 минут первая
найдет оба пути, то группа получит 5 баллов.
Если Вы найдете оба пути за 8 минут, но
не первые, группа получит 4 балла. Если
Вы найдете один путь за 8 минут, группа
получит 3 балла. Если Вы не найдете ни
одного пути за 8 минут, то ваша группа
получит два балла. Совет: для более быстрого
поиска путей разбейте стартовые клетки
между участниками группы.
Если вы найдете
путь, запишите его следующим образом:
А1→В3 →…
Все группы получают
одинаковые карточки (карточки выдаются
каждому учащемуся в группе).
На игру дается 8 минут
(см. на стр. 68 карточку для игры «Конь»).
После проведения игры
и выставления баллов за работу группам,
группа первая нашедшая пути выписывает
их на доске.
3этап.
Следующая оцениваемая работа
групп – это «Решение
4этап.
На этом этапе группы
5этап.
Учитель подводит итоги по
работе групп и итоги урока.
6этап.
Запишите домашнее задание: §
7этап.
Можно предложить учащимся
Карточка для дидактической
игры «Конь».
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики