Реализация требований к современному уроку математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9

§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9

1.1. Определение понятия «современный урок». 9

1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11

1.3. Структура современного урока. 14

1.5. Типология современного урока. 19

1.6. Современный урок как целостная система. 21

§2. Требования к современному уроку. 25

2.1. Различные системы требований к уроку. 25

2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31

Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39

§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39

§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48

2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48

2.2. О проведенных современных уроках. 50

2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55

Заключение. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

Различают следующие  формы познавательной деятельности учащихся: ·индивидуальная форма; ·фронтальная форма познавательной деятельности; ·групповая форма организации познавательной деятельности; ·коллективная форма  познавательной деятельности учащихся. 

 Не нужно забывать, что методы обучения и формы  обучения направлены не только  на обогащение учащихся знаниями  и умениями, но и важна их  роль как средство общего развития  и воспитания учащихся. 

Итак, прежде всего  данный параграф предназначался для  общей характеристики понятия современного урока, для описания основных понятий  тесно связанных с понятием урока (без которых полно описать  современный урок было бы не возможно). Это такие понятия как структура  урока, типология урока, методы обучения, содержание обучения, формы познавательной деятельности учащихся. 

Попытаемся теперь выделить основные требования к современному уроку.

§2. Требования к современному уроку. 

Остановимся на требованиях  к уроку как организационной  форме обучения. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. В дидактике  есть и попытки классификации  требований к уроку.  

Для формулировки наиболее полной, корректной и «современной»  системы требований к современному уроку рассмотрим требования к уроку  различных педагогов.

2.1. Различные системы  требований к уроку. 

 Система требований  Н. А. Сорокина. 

Н. А. Сорокин приводит важнейшие из дидактических требований, которыми должен обладать урок: 1) четкость определения учебных задач урока, выделение из них главной и  второстепенной; 2) единство образовательных  и воспитательных задач; 3) определение  оптимального содержания и отбор  учебного материала урока в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки учащихся, обеспечение урока необходимым  оборудованием; 4)  выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, использование их с учетом дидактических задач урока и особенностей учебного материала на каждом его этапе, обеспечение познавательной активности учащихся, сочетание коллективной работы с самостоятельностью каждого ученика; 5) связь содержания урока с жизнью, с практикой, с ранее пройденным и подлежащим дальнейшему изучению материалом; 6) организационная четкость урока. 

Приведем систему  требований к уроку В. А. Онищука. 

В. А. Онищук выделяет общие требования к уроку, вытекающие из задач, которые общество ставит перед  школой. Кратко их можно сформулировать так: 1) вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; 2) формировать у учащихся прочные  навыки и умения; 3) повышать воспитательный эффект обучения на уроке; 4) осуществлять всестороннее развитие учащихся; 5) формировать  у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые качества личности, умения творчески  решать задачи; 6) вырабатывать у школьников умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; 7) формировать у детей положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желания учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению; 8) воспитывать у учащихся трудолюбие. 

Общие требования уточняются и конкретизируются в требованиях, которые В. А. Онищук делит на четыре группы: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические. Условность этого деления автор видит  в том, что в реальной действительности все эти требования тесно связаны  между собой, взаимопроникают друг в друга. Приведем дидактические  требования к уроку:  

- организационная  четкость проведения урока, обеспечивающаяся  правильной постановкой образовательной  и воспитательной целей и конкретных  задач урока;  

- основные требования  к педагогическому руководству  учебно-воспитательной деятельностью  школьников заключаются в следующем:  обеспечивать познавательную активность  детей на уроке, рационально  сочетать разнообразные методы  обучения с проблемными;  

- постоянно соблюдать  и творчески реализовать на  уроке все дидактические принципы  в их единстве и взаимосвязи; 

- постоянно осуществлять  связь данного урока с предыдущим  на основе воспроизведения учащимися  и коррекции учителем опорных  знаний и практического опыта,  обобщения и систематизации знаний  – понятий, усвоенных на данном  уроке, с изученными прежде; 

- постоянно привлекать  учащихся к активной познавательной  деятельности, к самостоятельному  приобретению знаний; организовывать  закрепление знаний не только  посредством их воспроизведения,  но и на основе выполнения  различных познавательных заданий. 

Психологические требования к уроку: 

- учитель должен  всесторонне изучать и учитывать  на уроке психологические особенности  каждого учащегося: его мышления, памяти, внимания, воображения, воли, эмоций и т. п.; 

- учитель должен  отличаться самообладанием и  самоконтролем, чтобы преодолевать  отрицательное психическое состояние  на уроке; 

- умелое руководство  мотивами учения школьников. 

Гигиенические требования к уроку: 

- соблюдение в  классе  гигиенических требований; 

- избегать однообразия  в учебной работе, с целью предупреждения  умственного переутомления. 

Система требований к уроку Н. Г. Дайри. 

Н. Г. Дайри приводит вариант требований к уроку изучения нового материала и комбинированному: 1) усвоение основного содержания урока  на самом уроке; 2) полноценность  содержания урока; 3) полноценность  педагогического замысла (правильное определение значения данного урока  в системе образования и отсюда его главного вклада в формирование знаний, в нравственное и эстетическое воспитание; умелое использование закономерностей образовательного и воспитательного процесса для реализации возможностей урока; реалистическое определение нагрузки учащихся); 4) постановка перед учащимися цели их деятельности и мотивация учения: что должны они усвоить на уроке, каким умениям научиться, в какой мере; 5) использование различных видов мотивации, соответствующих содержанию урока, характеру предстоящей познавательной деятельности и возрасту учащихся; 6) реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов, ведущей роли самостоятельной деятельности учащихся и ее рационального сочетания с усвоением готовых знаний, целостность педагогического воздействия; 7) использование различных видов самостоятельной работы как доминанты, улучшающей усвоение готовых знаний; 8) правильный выбор и использование различных методов обучения, приемов учебной работы; 9) ориентация на обучение всех учащихся, гибкость методики урока: разработка его вариантов, реагирование педагога на вопросы учащихся, возникшие неожиданности, трудности, умение по ходу урока перестроить изложение; умение соотносить методику с возрастом учащихся, зоной их ближайшего развития; 10) воспитание трудолюбия, прилежания, интереса к предмету, умения самостоятельно расширять, углублять знания. 
 

Система требований к уроку Ю. Б. Зотова. 

Ю. Б. Зотов делит  требования к уроку на четыре группы. 

Требования к структуре  говорят о необходимости 

§        правильно определить дидактические  и воспитательные цели урока и  его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении  части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются  оптимальные средства ее достижения); 

§        определить тип урока, продумать  и обосновать его структуру (все  части урока должны быть взаимосвязаны  друг с другом); 

§        связать данный урок с предыдущими  и последующими уроками; 

§        отобрать и применить оптимальное  сочетание методов изучения нового материала; 

§        обеспечить систематический и разнообразный  обучающий контроль знаний учащихся; 

§        продумать систему повторения и  закрепления изученного материала; 

§        найти оптимальное место домашнему  заданию. 

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим: 

§        обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения); 

§        начинать подготовку к каждому конкретному  уроку с планирования системы  уроков по данной теме; 

§        своевременно подготовить к каждому  уроку демонстрационный и дидактический  материал; 

§        обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; 

§        создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя. 

Требования к содержанию урока и процессу учения: 

§        урок должен быть воспитывающим; 

§        выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;  

§        на уроке следует воспитывать  любовь к природе; 

§        процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения  учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого  поиска; 

§        в процессе учения надо воспитывать  аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести  себя в коллективе и т. д. 

Требования к технике  проведения урока: 

§        урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать  потребность в знаниях; 

§        темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными; 

§        необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; 

§        создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; 

§        менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные  методы обучения; 

§        управлять учебным процессом  на уроке, большую часть урока  активно работают учащиеся. 

Система требований к уроку Н. М. Яковлева. 

Н. М. Яковлев приводит 11 требований к уроку, суть которых  затем последовательно раскрывает. Приведем лишь сами требования: 1) отчетливая целенаправленность урока; 2) достаточное организационное и материальное обеспечение урока; 3) оптимальный психологический режим урока; 4) оптимальный темп и ритм работы на уроке; 5) систематическая последовательность и преемственность учебных операций; 6) завершенность операций; 7) экономия времени на уроке; 8) непрерывный контроль и самоконтроль; 9) восстановление делового равновесия при его нарушении; 10) закрепление и «отделка» знаний и умений; 11) непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование). 

Система требований к уроку М. И. Махмутова. 

В своей книге  «Современный урок» М. И. Махмутов наиболее строго и полно подходит к требованиям  к уроку. Автор считает, что в  требованиях к уроку - каким он должен быть – часто повторяются  те же мысли, которые заложены в дидактических  принципах, в условиях организации  учебного процесса и правилах обучения. Исходя из этого, М. И. Махмутов определяет следующие понятия: условия организации  урока, правила его организации, требования к уроку, и пытается определить каково соотношение этих понятий. 

Под условиями понимается наличие факторов, без которых  невозможна нормальная организация  урока. По мнению М. И. Махмутова анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. 

Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики