Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
Различают следующие
формы познавательной деятельности
учащихся: ·индивидуальная форма; ·фронтальная
форма познавательной деятельности;
·групповая форма организации
Не нужно забывать,
что методы обучения и формы
обучения направлены не только
на обогащение учащихся
Итак, прежде всего
данный параграф предназначался для
общей характеристики понятия современного
урока, для описания основных понятий
тесно связанных с понятием урока
(без которых полно описать
современный урок было бы не возможно).
Это такие понятия как
Попытаемся теперь выделить основные требования к современному уроку.
§2. Требования к современному
уроку.
Остановимся на требованиях
к уроку как организационной
форме обучения. В педагогической
литературе число таких требований
колеблется от 6 до 18 и более. В дидактике
есть и попытки классификации
требований к уроку.
Для формулировки наиболее полной, корректной и «современной» системы требований к современному уроку рассмотрим требования к уроку различных педагогов.
2.1. Различные системы
требований к уроку.
Система требований
Н. А. Сорокина.
Н. А. Сорокин приводит
важнейшие из дидактических требований,
которыми должен обладать урок: 1) четкость
определения учебных задач
Приведем систему
требований к уроку В. А. Онищука.
В. А. Онищук выделяет
общие требования к уроку, вытекающие
из задач, которые общество ставит перед
школой. Кратко их можно сформулировать
так: 1) вооружать учащихся сознательными,
глубокими и прочными знаниями; 2)
формировать у учащихся прочные
навыки и умения; 3) повышать воспитательный
эффект обучения на уроке; 4) осуществлять
всестороннее развитие учащихся; 5) формировать
у учащихся самостоятельность, творческую
активность, инициативу как устойчивые
качества личности, умения творчески
решать задачи; 6) вырабатывать у школьников
умения самостоятельно учиться, приобретать
и углублять или пополнять знания, работать
с книгой, овладевать навыками и умениями
и творчески применять их на практике;
7) формировать у детей положительные мотивы
учебной деятельности, познавательный
интерес, желания учиться, потребность
в расширении и приобретении знаний, положительное
отношение к учению; 8) воспитывать у учащихся
трудолюбие.
Общие требования уточняются
и конкретизируются в требованиях,
которые В. А. Онищук делит на четыре
группы: воспитательные, дидактические,
психологические, гигиенические. Условность
этого деления автор видит
в том, что в реальной действительности
все эти требования тесно связаны
между собой, взаимопроникают друг
в друга. Приведем дидактические
требования к уроку:
- организационная
четкость проведения урока,
- основные требования
к педагогическому руководству
учебно-воспитательной
- постоянно соблюдать
и творчески реализовать на
уроке все дидактические
- постоянно осуществлять
связь данного урока с
- постоянно привлекать
учащихся к активной
Психологические требования
к уроку:
- учитель должен
всесторонне изучать и
- учитель должен
отличаться самообладанием и
самоконтролем, чтобы
- умелое руководство
мотивами учения школьников.
Гигиенические требования
к уроку:
- соблюдение в
классе гигиенических требований;
- избегать однообразия
в учебной работе, с целью предупреждения
умственного переутомления.
Система требований
к уроку Н. Г. Дайри.
Н. Г. Дайри приводит
вариант требований к уроку изучения
нового материала и комбинированному:
1) усвоение основного содержания урока
на самом уроке; 2) полноценность
содержания урока; 3) полноценность
педагогического замысла (правильное
определение значения данного урока
в системе образования и отсюда
его главного вклада в формирование
знаний, в нравственное и эстетическое
воспитание; умелое использование закономерностей
образовательного и воспитательного процесса
для реализации возможностей урока; реалистическое
определение нагрузки учащихся); 4) постановка
перед учащимися цели их деятельности
и мотивация учения: что должны они усвоить
на уроке, каким умениям научиться, в какой
мере; 5) использование различных видов
мотивации, соответствующих содержанию
урока, характеру предстоящей познавательной
деятельности и возрасту учащихся; 6) реализация
замысла на основе высокой активности
всех познавательных процессов, ведущей
роли самостоятельной деятельности учащихся
и ее рационального сочетания с усвоением
готовых знаний, целостность педагогического
воздействия; 7) использование различных
видов самостоятельной работы как доминанты,
улучшающей усвоение готовых знаний; 8)
правильный выбор и использование различных
методов обучения, приемов учебной работы;
9) ориентация на обучение всех учащихся,
гибкость методики урока: разработка его
вариантов, реагирование педагога на вопросы
учащихся, возникшие неожиданности, трудности,
умение по ходу урока перестроить изложение;
умение соотносить методику с возрастом
учащихся, зоной их ближайшего развития;
10) воспитание трудолюбия, прилежания,
интереса к предмету, умения самостоятельно
расширять, углублять знания.
Система требований
к уроку Ю. Б. Зотова.
Ю. Б. Зотов делит
требования к уроку на четыре группы.
Требования к структуре
говорят о необходимости
§
правильно определить дидактические
и воспитательные цели урока и
его значение в системе уроков
по теме (весь материал урока расчленяется
на законченные в смысловом
§
определить тип урока, продумать
и обосновать его структуру (все
части урока должны быть взаимосвязаны
друг с другом);
§
связать данный урок с предыдущими
и последующими уроками;
§
отобрать и применить оптимальное
сочетание методов изучения нового
материала;
§
обеспечить систематический и
§
продумать систему повторения и
закрепления изученного материала;
§
найти оптимальное место
Требования к подготовке
и организации урока сводятся
в основном к следующим:
§
обеспечить на уроке охрану здоровья
школьников (соблюдать технику
§
начинать подготовку к каждому конкретному
уроку с планирования системы
уроков по данной теме;
§
своевременно подготовить к каждому
уроку демонстрационный и дидактический
материал;
§
обеспечить разнообразие типов уроков
в системе уроков по данной теме;
§
создать возможность для
Требования к содержанию
урока и процессу учения:
§
урок должен быть воспитывающим;
§
выполнение требований, вытекающих из
основных дидактических принципов;
§
на уроке следует воспитывать
любовь к природе;
§
процесс поиска истины должен быть
строго обоснованным, умозаключения
учащихся и учителя доказательными,
лабораторные и практические работы
должны включать элементы творческого
поиска;
§
в процессе учения надо воспитывать
аккуратность, терпеливость, упорство
в достижении цели, умение вести
себя в коллективе и т. д.
Требования к технике
проведения урока:
§
урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к учению, воспитывать
потребность в знаниях;
§
темп и ритм урока должен быть оптимальным,
действия учителя и учеников завершенными;
§
необходим полный контакт во взаимодействии
учителя и учащихся на уроке;
§
создать атмосферу
§
менять по возможности виды деятельности
учащихся, оптимально сочетать разнообразные
методы обучения;
§
управлять учебным процессом
на уроке, большую часть урока
активно работают учащиеся.
Система требований
к уроку Н. М. Яковлева.
Н. М. Яковлев приводит
11 требований к уроку, суть которых
затем последовательно
Система требований
к уроку М. И. Махмутова.
В своей книге
«Современный урок» М. И. Махмутов наиболее
строго и полно подходит к требованиям
к уроку. Автор считает, что в
требованиях к уроку - каким он
должен быть – часто повторяются
те же мысли, которые заложены в дидактических
принципах, в условиях организации
учебного процесса и правилах обучения.
Исходя из этого, М. И. Махмутов определяет
следующие понятия: условия организации
урока, правила его организации,
требования к уроку, и пытается определить
каково соотношение этих понятий.
Под условиями понимается
наличие факторов, без которых
невозможна нормальная организация
урока. По мнению М. И. Махмутова анализ
учебного процесса позволяет выделить
две группы условий: социально-педагогические
и психолого-дидактические.
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики