Реализация требований к современному уроку математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9

§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9

1.1. Определение понятия «современный урок». 9

1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11

1.3. Структура современного урока. 14

1.5. Типология современного урока. 19

1.6. Современный урок как целостная система. 21

§2. Требования к современному уроку. 25

2.1. Различные системы требований к уроку. 25

2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31

Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39

§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39

§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48

2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48

2.2. О проведенных современных уроках. 50

2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55

Заключение. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

В группе социально-педагогических условий можно отметить наличие  четырех наиболее важных условий: •  наличие квалифицированного, творчески  работающего учителя; • наличие  коллектива учащихся с правильно  сформированной ценностной ориентацией; • наличие необходимых средств  обучения; • наличие благоприятного психологического климата, доверительных  отношений между учащимися и  учителем, основанных на взаимном уважении. 

В группе психолого-дидактических  условий можно указать следующие  условия: • уровень обученности  учащихся, соответствующий программным  требованиям; • наличие обязательного  минимума сформированности мотивов  учения и труда; • соблюдение дидактических  принципов и правил организации  учебно-воспитательного процесса; 

Всю совокупность правил к организации урока М. И. Махмутовым делится на правила, вытекающие из дидактических  принципов (основных правил) и специальные  правила организации урока, которые  основаны на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях  преподавания. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку. 

Специальные правила  организации урока: 

§        определить общую дидактическую  цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие; 

§        подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность  в соответствии с поставленной целью  и возможностями учащихся; 

§        определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых  приведет к достижению всех целей; 

§        выбрать наиболее эффективное сочетание  методов и приемов обучения в  соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем  обученности учащихся и дидактическими задачами; 

§        определить структуру урока, соответствующую  целям и задачам, содержанию и  методам обучения; 

§        поставленные дидактические задачи стремиться решать на самом уроке  и не переносить их на домашнюю работу.

2.2.  Конструирование  современной системы требований  к современному уроку. 
 

      Пути  повышения эффективности обучения  ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности  обучения является выполнение  требований к уроку.  

Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?!  

Нужно отметить, что  наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, важность которых  никем не опровергается, появляются и новые требования к уроку. Эти  новые требования: 

·   реализуют  достижения современной дидактики, психологии, педагогики; 

·   появляются в результате качественного изменения  образования на современном этапе: 

Ø      На смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная  модель, которая рассматривает учащихся как полноправных партнеров в  условиях сотрудничества, характеризуется  усилением внимания к ученику, к  его саморазвитию и самопознанию, обращенностью ученика к окружающему  миру и к себе, к воспитанию умения искать и находить свое место в  жизни. 

Ø      В  современном обществе актуальной является проблема гуманизации и гуманитаризации  образования. Слово «гуманизм» происходит от латинского «humanus» - человечный. Гуманизация  образования предпологает «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебного процесса, при котором знания имели  бы для ученика личностный смысл. Важными условиями гуманизации  образования являются усиление мотивации  и дифференциации обучения. Слово  «гуманитарный» происходит от латинского «humanitas», что означает духовная культура. Смысл гуманитаризации образования  заключается в приобщении ученика  к духовной культуре, творческой деятельности, методологии открытия нового.   

В результате обучение, находящееся в прямой зависимости  от образования, реализует идеи личностно-ориентированного подхода в образовании возникновением различных личностно-ориентированных  технологий обучения. Это, например такие  технологии, как: • адаптивная система  обучения, • технология дифференцированного  обучения, •  технология модульного обучения, •  информационные технологии обучения (компьютерные технологии), •  технология полного усвоения знаний, • технология коллективного способа  обучения, • технология интегрированного урока. 

Это далеко не весь перечень существующих на сегодняшний день педагогических технологий. 

Вообще, педагогическая технология – это совокупность средств  и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и  воспитания, позволяющих успешно  реализовывать поставленные образовательные  цели [63]. 

Или более конкретно: 

Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижения учащимися запланированных результатов  обучения [41]. 

Технологию обучения понимают как построение системы  целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [41].  

Итак, анализируя традиционные требования к уроку, учитывая ключевые направления развития образования, попытаемся сформулировать современную  систему требований к современному уроку. 

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого  конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные  требования, воспитательные и развивающие  требования. 

Образовательные требования. 

1. Целенаправленность  урока. 

Требования к целям  и к постановке целей урока  уже были рассмотрены выше (см. стр.10). 

2. Рационализация  и дифференциация информационного  наполнения урока: 

§                 научность содержания; 

§                 дифференциация содержания (по степени  сложности, глубине, объему усвоения и  видам помощи); 

§                 структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами  усвоения; структурное основание  блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися  на всех этапах урока). 

3. Обоснованный выбор  средств, методов и приемов,  ориентированных на обучение, развивающее  личность: 

§                 выбранные методы соответствуют  целям урока, оптимально соотносятся  с содержанием урока (широкий  арсенал, оптимальное сочетание) ; 

§                 оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский); 

§                 оптимальное сочетание методов  работы под управлением учителя  и самостоятельной работы учащихся; 

§                 диалогичность методов, создание условий  для того, чтобы каждый ученик мог  выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других; 

§                 ориентация методов на самостоятельность  и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции  организации и управления от учителя  ученикам, сотворчество учащихся и  преподавателя (деятельностный подход к обучению).   

4. Разнообразие форм  организации учебной деятельности  учащихся: 

§                 оптимальное соотношение форм организации  учебной деятельности учащихся с  целями и содержанием урока; 

§                 преимущественное использование таких  форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся.  

5. Вариативный подход  к формированию структуры урока: 

§                 использование современных технологий обучения; 

§                  рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм; 

§                 творческая основа конструирования  структуры урока. 

Также структура  урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).  

6.         Реализация на уроке в оптимальном  соотношении всех дидактических  принципов и правил из них  вытекающих. 

В настоящее время  выделяют следующие дидактические  принципы обучения: воспитывающего и  развивающего обучения; научности; связи  теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности  и последовательности; самостоятельности  и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности  усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального  и дифференцированного подхода  к обучению  учащихся. 

Из дидактических  принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных  методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного  принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила –  его отдельные стороны. 

Воспитательные требования. 

«Сорок пять минут  урока – одно из удивительных педагогических явлений, когда многообразные влияния  сливаются в единый комплекс. И, сливаясь, они образуют такой огромной силы фактор развития ребенка, становления  его как личности… воспитание в школе надо строить, начиная  с урока, этого важнейшего фактора  развития личности вообще и нравственного  развития в частности» ([81]). 

  Реализация воспитательных  целей, воспитательных требований  урока – один из важнейших  элементов современного обучения. В некоторой мере это результат  перехода к личностно-ориентированному  образованию. Ведь воспитательная  среда на уроке позволяет раскрыть  потенциал человека, реализовать  ему свои сущностные принципы.  

Урок обладает возможностями  влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. И эти  возможности необходимо использовать в полной мере. 

Итак, «урок должен быть воспитывающим» (Ю. Б. Зотов, одно из требований к уроку).  

Что под этим подразумевается. 

1.  Выявление и  использование на уроке воспитательных  возможностей: 

§                 содержания учебного материала, методов  обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии; 

§                 системы отношений,  складывающейся на уроке. 

Так Н. Е. Щуркова  считает, что воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом  отношений учащихся к различным  явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.   

2. Четкая постановка  воспитательных целей и реализация  этих целей через систему воспитательных  задач. 

 Постановка воспитательных  целей урока осуществляется в  русле целостного подхода к  процессу формирования базовой  культуры личности, основными направлениями  которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.  

Достижение почти  всех  воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные  воспитательные задачи эту цель реализующие. 

3. Организация сотрудничества  в процессе урока. 

Сотрудничество –  определенные взаимоотношения между  участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям ([70]).  

Т. В. Машарова считает, что важнейшими признаками сотрудничества являются [40]: 

1.              Осознание общей цели, которая  мобилизует учителя и учащихся; стремление к ее достижению, взаимная  заинтересованность в этом; положительная  мотивация деятельности. 

Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики