Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
В группе социально-педагогических
условий можно отметить наличие
четырех наиболее важных условий: •
наличие квалифицированного, творчески
работающего учителя; • наличие
коллектива учащихся с правильно
сформированной ценностной ориентацией;
• наличие необходимых средств
обучения; • наличие благоприятного
психологического климата, доверительных
отношений между учащимися и
учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических
условий можно указать
Всю совокупность правил
к организации урока М. И. Махмутовым
делится на правила, вытекающие из дидактических
принципов (основных правил) и специальные
правила организации урока, которые
основаны на логике процесса обучения,
принципах обучения и закономерностях
преподавания. Эта обязательность соблюдения
правил и воспринимается как совокупность
требований к уроку.
Специальные правила
организации урока:
§
определить общую дидактическую
цель урока, включающую образовательную,
воспитательную и развивающую составляющие;
§
подготовить содержание учебного материала,
определив его объем и
§
определить дидактические задачи урока,
последовательное решение которых
приведет к достижению всех целей;
§
выбрать наиболее эффективное сочетание
методов и приемов обучения в
соответствии с поставленными целями,
содержанием учебного материала, уровнем
обученности учащихся и дидактическими
задачами;
§
определить структуру урока, соответствующую
целям и задачам, содержанию и
методам обучения;
§ поставленные дидактические задачи стремиться решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
2.2. Конструирование
современной системы
Пути
повышения эффективности
Итак, какие же требования
предъявляются к современному уроку?!
Нужно отметить, что
наряду с традиционными требованиями,
рассмотренными выше, важность которых
никем не опровергается, появляются
и новые требования к уроку. Эти
новые требования:
· реализуют
достижения современной дидактики,
психологии, педагогики;
· появляются
в результате качественного изменения
образования на современном этапе:
Ø На
смену учебно-дисциплинарной модели
образования приходит личностно-ориентированная
модель, которая рассматривает учащихся
как полноправных партнеров в
условиях сотрудничества, характеризуется
усилением внимания к ученику, к
его саморазвитию и самопознанию,
обращенностью ученика к
Ø В
современном обществе актуальной является
проблема гуманизации и гуманитаризации
образования. Слово «гуманизм» происходит
от латинского «humanus» - человечный. Гуманизация
образования предпологает «очеловечивание»
знаний, т.е. такую организацию учебного
процесса, при котором знания имели
бы для ученика личностный смысл.
Важными условиями гуманизации
образования являются усиление мотивации
и дифференциации обучения. Слово
«гуманитарный» происходит от латинского
«humanitas», что означает духовная культура.
Смысл гуманитаризации
В результате обучение,
находящееся в прямой зависимости
от образования, реализует идеи личностно-ориентированного
подхода в образовании
Это далеко не весь перечень
существующих на сегодняшний день педагогических
технологий.
Вообще, педагогическая
технология – это совокупность средств
и методов воспроизведения
Или более конкретно:
Педагогическая технология
– это направление, которое ставит
целью повысить эффективность образовательного
процесса, гарантировать достижения
учащимися запланированных
Технологию обучения
понимают как построение системы
целей (от общих к конкретным) для
достижения определенного результата
развития ученика с высокой вариативностью
использования методов, приемов, средств
и форм организации обучения [41].
Итак, анализируя традиционные
требования к уроку, учитывая ключевые
направления развития образования,
попытаемся сформулировать современную
систему требований к современному
уроку.
Каждый урок направляется
на достижение триединой цели: обучить,
воспитать, развить. С учетом этого
конкретизируем всевозможные требования
к уроку в три группы: образовательные
требования, воспитательные и развивающие
требования.
Образовательные требования.
1. Целенаправленность
урока.
Требования к целям
и к постановке целей урока
уже были рассмотрены выше (см. стр.10).
2. Рационализация
и дифференциация
§
научность содержания;
§
дифференциация содержания (по степени
сложности, глубине, объему усвоения и
видам помощи);
§
структурирование содержания (в содержании
предусмотрены задания в
3. Обоснованный выбор
средств, методов и приемов,
ориентированных на обучение, развивающее
личность:
§
выбранные методы соответствуют
целям урока, оптимально соотносятся
с содержанием урока (широкий
арсенал, оптимальное сочетание) ;
§
оптимальное сочетание
§
оптимальное сочетание методов
работы под управлением учителя
и самостоятельной работы учащихся;
§
диалогичность методов, создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог
выразить собственную точку зрения,
соотнести ее с позицией других;
§
ориентация методов на самостоятельность
и активность учащихся в процессе
обучения, частичную передачу функции
организации и управления от учителя
ученикам, сотворчество учащихся и
преподавателя (деятельностный подход
к обучению).
4. Разнообразие форм
организации учебной
§
оптимальное соотношение форм организации
учебной деятельности учащихся с
целями и содержанием урока;
§
преимущественное использование таких
форм организации учебной
5. Вариативный подход
к формированию структуры
§
использование современных
§
рациональное использование уроков
традиционных и нетрадиционных форм;
§
творческая основа конструирования
структуры урока.
Также структура
урока должна соответствовать цели
урока и логике усвоения знаний (восприятие,
осмысление, запоминание, применение,
обобщение).
6.
Реализация на уроке в
В настоящее время
выделяют следующие дидактические
принципы обучения: воспитывающего и
развивающего обучения; научности; связи
теории с практикой, обучения с жизнью;
наглядности; доступности; систематичности
и последовательности; самостоятельности
и активности учащихся в процессе
обучения; сознательности и прочности
усвоения знаний и умений; целенаправленности
и мотивации обучения; индивидуального
и дифференцированного подхода
к обучению учащихся.
Из дидактических
принципов вытекают правила обучения,
которые подчиняются принципу, конкретизируют
его, определяют характер отдельных
методических приемов, используемых преподавателем,
и ведут к реализации данного
принципа. Принципы отражают сущность
процесса обучения, а правила –
его отдельные стороны.
Воспитательные требования.
«Сорок пять минут
урока – одно из удивительных педагогических
явлений, когда многообразные влияния
сливаются в единый комплекс. И, сливаясь,
они образуют такой огромной силы
фактор развития ребенка, становления
его как личности… воспитание
в школе надо строить, начиная
с урока, этого важнейшего фактора
развития личности вообще и нравственного
развития в частности» ([81]).
Реализация воспитательных
целей, воспитательных
Урок обладает возможностями
влиять на становление очень многих
качеств личности учащихся. И эти
возможности необходимо использовать
в полной мере.
Итак, «урок должен
быть воспитывающим» (Ю. Б. Зотов, одно
из требований к уроку).
Что под этим подразумевается.
1. Выявление и
использование на уроке
§
содержания учебного материала, методов
обучения, форм организации познавательной
деятельности в их взаимодействии;
§
системы отношений, складывающейся
на уроке.
Так Н. Е. Щуркова
считает, что воспитывающее обучение
– это такое обучение, в процессе
которого организуется целенаправленное
формирование запланированных педагогом
отношений учащихся к различным
явлениям окружающей жизни, с которыми
ученик сталкивается на уроке.
2. Четкая постановка
воспитательных целей и
Постановка воспитательных
целей урока осуществляется в
русле целостного подхода к
процессу формирования базовой
культуры личности, основными направлениями
которой являются духовно-
Достижение почти
всех воспитательных целей невозможно
на одном уроке и поэтому
3. Организация сотрудничества
в процессе урока.
Сотрудничество –
определенные взаимоотношения между
участниками совместной деятельности,
в которой они равноправны, доверяют,
помогают и проявляют терпимость
друг к другу, окружающим людям ([70]).
Т. В. Машарова считает,
что важнейшими признаками сотрудничества
являются [40]:
1.
Осознание общей цели, которая
мобилизует учителя и учащихся;
стремление к ее достижению, взаимная
заинтересованность в этом; положительная
мотивация деятельности.
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики