Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В современных детских садах СЛАЙД 2 музыкально-ритмические движения являются составной частью музыкальных занятий, которые ведет музыкальный руководитель.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.
1.1. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности.
1.2. Понятие танца и танцевального шага.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей
шести лет.
1.4. Методика проведение занятий по ритмике.
Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим танцам детей шести лет.
2.1. Диагностика и анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)
2.2. Разработка, проведение и анализ занятий ритмики с детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г.Кунгура (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ контрольного эксперимента по выполнению танцевальных шагов и танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит передача образов через ритмические движения под музыку – танце.

1.2. Понятие танца

Танец - один из видов музыкально-ритмической  деятельности детей старшего дошкольного  возраста. [9;14]

Танец (от польского taniec, от немецкого Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. [15;749]

Танец  -  искусство пластических и ритмических движений.

Танец - ряд таких движений определенного  темпа и формы, используемых в такт музыке, а также музыкального произведения в ритме и стиле таких движений (народный танец, современный танец). [9;749]

Танцы обычно делятся на две группы:

  • зафиксированные;
  • свободные. (Приложение 5)

К зафиксированным относятся те. которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного танца, бального танца, хороводных построений ("пляска с платочками", хоровод "Елочка" и другие). 

 К   свободным   танцам относятся все те пляски и хороводы (Приложение 5), которые придумывают сами дети. в них используются в свободные элементы танцев. [19;113]

На занятиях по ритмике определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.

Удовлетворяя естественную потребность  в двигательной активности, танцы  способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, мысли, настроение, проявит характер.

Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной для них форме, дети постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус.

Приобретая знания и навыки в  области танца, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы  передать  выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения  и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.

Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку. Во время танца. Бережно к ней относится, провожает ее на место после совместного исполнительства. Все проникаются общим настроением. Участие в коллективных действиях объединяют и сплачивают. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Систематические занятия танцами  очень полезны для физического  развития, улучшается осанка, устраняется  ряд физических недостатков, укрепляются  мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно  все начинают легче и грациозней двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях  впечатлениях.

Обучение танцам расширяет кругозор. Дети знакомятся с разными видами танцев. Начинают различать их особенности.

В народных танцах и хороводах выражен  народный темперамент. Смелый и вольный  дух. Широта натуры, гуманизм и оптимизм. Народные танцы помогают формировать чувство гордости, приобщают к фольклору и художественным традициям разных народов.

Историко-бытовые танцы отражают особенности отдельных исторических эпох. Многие из них, будучи принадлежностью  какой-либо народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились международными. Так было с менуэтом, полонезом, вальсом, полькой, мазуркой. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали на исполнение свой отпечаток.

Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются активной формой самовыражения, настоящей  школой общения. Приобретение красивых манер и изящных жестов. (Приложение 5)

Современные танцы развивают свободную  пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений, они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. (Приложение 5)

Важно осознать необходимость танцевальной подготовки. Научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия. Живое эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, дает положительный результат. [18;112]

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира (Приложение 5). Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате сформировалось искусство танца. Одним из таких движения являются танцевальные шаги.

Шаг – это одно движение ногой  вперед, назад, в сторону, а также  одно движение ногой при ходьбе. [5;670]

Шаг – ступать ногами, переступить, идти, ходить, переставлять ноги [3;41]

Танцевальный   шаг  –   это   ходьба,   преставление   ног   в соответствии   с  музыкой. [5;339]

Танцевальные шаги предназначены  для исполнения танцев.

Хороводный шаг (Приложение 5)

Это шаг, при котором, в отличии  от естественного шага, нога ставится на пол с вытянутого носка, а не с пятки. Хороводный шаг может быть исполнен из первой, третьей и шестой позиций ног под музыкальное сопровождение на 2/4,  3/4,  4/4.

Шаг польки (Приложение 5)

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положении: ноги в третьей позиции, правая нога впереди.

«И» - исполнить маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком.

 «Раз» - исполнить шаг вперед  правой ногой, ставя ее на  низкие полупальцы.

«И» - приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию.

«Два» - исполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и,  слегка согнув в колене, подвести к правой.

Затем все, перечисленные движения, начиная с подскока на правой ноге.

Боковой галоп (Приложение 5)

Музыкальный размер – 2/4.

Движение занимает половину такта.

Исходное положение: ноги в естественной первой позиции, руки на поясе.

«Раз» - исполнить небольшой шаг  правой ногой вправо, слегка приседая на обеих ногах.

«и» - левую ногу скользящим движением  подтянуть к правой в первую естественную позицию. В момент соединения ног  исполняется небольшой прыжок вверх.

«Два - и» - движение повторяется вновь  и т.д.

С левой ноги в левую сторону  движение исполняется аналогично.

Шаг с притопом (Приложение5 )

Музыкальный размер 2/4.

Занимает половину такта.

Исходное положение: ноги в шестой позиции, руки на поясе.

«Раз» - сделать шаг вперед правой ногой.

«И» - левую ногу акцентируя приставить к правой в исходное положение.

«Два – и» - шаг повторяется  с левой ноги.

Приставной шаг с приседанием (Приложение 5)

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: руки на поясе, ноги в естественной позиции.

«Раз» - шаг правой ногой вправо.

«И» - левую ногу приставить к правой, одновременно исполнить полуприседание.

«Два - и» - шаг повторяется в  левую сторону с левой ноги.

Переменный шаг (Приложение 5)

Музыкальный размер – 2/3

Занимает один такт.

Исходное положение: ноги в естественной первой позиции, руки на поясе.

«Раз» - небольшой танцевальный шаг вперед правой ногой;

«И» - небольшой танцевальный шаг  вперед левой ногой.

«Два» - небольшой танцевальный шаг  правой ногой;

«И» - пауза.

Таким образом, при обучении детей шести лет следует учитывать их возрастные особенности.

 

1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей шести лет.

,,… От пятилетнего ребенка  до меня только шаг, а от  новорожденного до пятилетнего  – страшное расстояние…’’

Л.Н.Толстой [22;16]

Потребность в двигательной активности у детей данного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

И именно занятия ритмикой помогают реализовать эту потребность, ибо  бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство  ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Педагог должен контролировать двигательную нагрузку детей с учетом их индивидуальных особенностей, предупреждать случаи гиппердинамии и перевозбужденности; активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Момент, с которого начинается осмысление движений, у каждого ребенка свой. Исследователи анатомо-физиологических  и психологических особенностей отмечают, что их рост и развитие не совпадают. Большинство из этих исследователей придерживаются мнения, что на шестом году жизни у детей происходит ускоренное развитие роста.

В этом возрасте у детей наблюдается  незавершенность строения скелета, интенсивное развитие и формирование мышечной и сердечно-сосудистой систем.

У 6-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно – торможение.

Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать,  так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.

Они осваивают право- и леворукость  и могут ориентироваться в  направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.

В связи с этим для развития гибкости, силы, ловкости и крепкого здоровья детям очень важно заниматься ритмикой.

При регулярном занятии ритмикой у  детей в шесть лет развиваются  крупные мышцы туловища и конечностей. Ребенок способен выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных движений к более быстрым. Но если не уделять внимания мелким мышцам (например, кисти рук), они так и останутся слабыми.

Детям относительно легко даются бег, ходьба, прыжки, поэтому именно в этом возрасте их нужно обучать различным танцевальным шагам. К тому же это способствует развитию мелкой мускулатуры ступней и пальцев ног, а значит и развитию детской речи. [22;13]

Анализ программ показал, что дети шести лет, благодаря своим возрастным особенностям двигательной активности, могут выполнять следующие танцевальные шаги:

 

Программа Васильевой

Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ»

  • Приставной шаг с приседанием
  • Хороводный шаг
  • Боковой галоп
  • Переменный шаг
  • Шаг польки
  • Шаг с притопом
  • Галоп вперед и в стороны
  • Шаг польки
  • Подскоки
  • Попеременный шаг
  • Пружинные движения ногами на полуприседах
  • Кик-движение
  • Шаг с пропаданием
  • Шаг с притопом

 

Таким образом, исходя из возрастных особенностей двигательной активности детей шести лет и анализа программ, обучение детей танцевальным шагам, а, следовательно, и танцам, не возможно без методов и приемов.

 

 

1.4. Методика проведения занятий по ритмике

В совершенстве овладеть огромным разнообразием  движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально-игровую гимнастику,    возможно   лишь при условии   правильной   методики обучения. [25;352]

В дошкольной педагогике определение  понятия метод давалось по-разному: как способы   работы  учителя и учеников, как путь для достижения цели. [19;41]

Исходя из специфики основных задач  музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы  взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направление на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. [3;59]

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к предмету следующие:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. (Приложение 6, 9)

      Оптимальная мера  доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

      Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.

Информация о работе Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики