Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
38.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. - 224с.
39.Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961. - 210с.
40.Усова А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // наука и школа. – 1998, №3, с.11-14.
41.Федорова Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности на самообразование. Автореф. дис...канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 20с.
42.Educathin. Harper Collins editor with Judith Olson-Fallon. London, 1995.-207p.
Приложение 1
Измерение степени выраженности сниженного настроения - cубдепрессии
Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанную на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н.Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения — субдепрессии.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».
ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ
(ШСНС)
Варианты ответов:
1 - нет, неверно;
2 - пожалуй, так;
3 - верно;
4 - совершенно верно.
1. Я чувствую подавленность, тоску
2. Утром я чувствую себя лучше всего 12 3 4
3. У меня близко слезы
4. У меня плохой ночной сон
5. У меня аппетит не хуже обычного
6. Мне приятно общаться с привлекательными
женщинами (мужчинами)
7. Я теряю в весе
8. Меня беспокоят запоры
9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 12 3 4
10.Я устаю без всяких причин
11.Я мыслю так же ясно, как и всегда
12.Мне легко делать то, что я умею
13.Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 12 3 4
14.Я надеюсь на будущее
15.Я более раздражителен, чем обычно
16.Мне легко принимать решения
17.Я чувствую, что полезен и необходим
18.Я живу достаточно полной жизнью
19.Я чувствую, что другим людям станет лучше,
если меня не будет.
20.Меня и сейчас радует то, что радовало всегда 12 3 4
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11,12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в идеальную при помощи формулы
О = О/80 * 100
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижений настроения равна 40, 25±5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения, от 60 до 69 баллов — значительное снижение, настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления АНАЛИЗА данных, полученных при помощи любой из выше перечисленных методик состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках корреляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно-психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, клинико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.
Приложение 2
Определение уровня тревожности
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так: называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятия определенных стимулов, расцениваемых человеком как: опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. Нa русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожноcти (ЛГ).
ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)
Инструкция информанту. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру, которая соответствует графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Суждения | Ответы | |||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно, так | Совершенно верно | |
Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)
Инструкция испытуемому. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1. У меня бывает приподнятое настроение
2. Я бываю раздражительным
3. Я легко могу расстроиться
4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
6. Я чувствую прилив сил, желание работать
7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Меня тревожат возможные трудности!
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10.Я бываю вполне счастлив
11.Я все принимаю близко к сердцу
12.Мне не хватает уверенности в себе
13.Я чувствую себя беззащитным
14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
15.У меня бывает хандра
16.Я бываю доволен
17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18.Бывает, что я чувствую себя неудачником
19.Я уравновешенный человек
20.Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Шкала СТ
Номер Ответы
суждения
1 4321
2 4321
3 1234
4 1234
5 4321
6 1234
7 1234
8 4321
9 1234
10 | 4321 | ||||||
11 | 4321 | ||||||
12 | 1234 | ||||||
13 | 1234 | ||||||
14 | 1234 | ||||||
15 | 4321 | ||||||
16 | 4321 | ||||||
17 | 1234 | ||||||
18 | 1234 | ||||||
19 | 4321 | ||||||
20 | 4321 | ||||||
Сумма СТ = | |||||||
| Шкала ЛT | ||||||
Номер суждения Ответы | |||||||
1 | 4321 | ||||||
2 | 1234 | ||||||
3 | 1234 | ||||||
4 | 1234 | ||||||
5 | 1234 | ||||||
6 | 4321 | ||||||
7 8 | 4321 1234 | ||||||
9 | 1234 | ||||||
10 | 4321 | ||||||
11 | 1234 | ||||||
12 | 1234 | ||||||
13 | 1234 | ||||||
14 | 1234 | ||||||
15 | 1234 | ||||||
16 | 4321 | ||||||
17 |
|
| 1234 |
|
| ||
18 |
|
| 1234 |
|
| ||
19 |
|
| 4321 |
|
| ||
20 |
|
| 1234 |
|
| ||
| Сумма | Л | Т = |
|
|
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья