Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
Классификация межпредметных связей на уровне знаний (язык науки, теория, прикладная часть) и на уровне видов деятельности (методы, организационные формы, общие приемы учебной работы, общие способы мыслительной, речевой и других видов деятельности обучающихся) позволяет глубже изучить процесс овладения системой знаний и её применение в практической деятельности обучающихся.
Расширение и углубление межпредметных связей в предметном содержании учебного курса можно представить в виде следующей последовательности этапов; реализация межпонятийных связей, обеспечивающая образование понятий; реализация межпонятийных связей, устанавливающих между понятиями содержательно-логические связи и придающие знаниям качество систематичности; реализация структурно-функциональных связей, обеспечивающих системность знаний.
На первый взгляд кажется, что реализацию меж предметных связей можно вывести из принципа систематичности и последовательности, предполагающего усвоение обучающимися понятий, тем в их логической последовательности и преемственности. Однако такой взгляд является несостоятельным, т.к. в процессе последовательного развертывания программы учебного курса реализуются только линейные связи. Они организуют вокруг себя содержание учебного предмета и отражают специфику его логической структуры. При логико-дидактической интерпретации программного материала обеспечивается систематичность знаний, но не системность знаний. Обеспечение системности знаний требует реализации в процессе объемных связей, которые получаются путем структурирования линейных связей. Объемные связи реализуются участниками учебного процесса в ходе систематизации знаний и отражения результатов этой деятельности в знако-символьных обозначениях. Эти связи отражают иерархию знаний, вскрывают их структурно-функциональное строение; они обеспечивают внутреннее единство и органическую целостность учебного курса. Реализация в процессе обучения объемных связей предполагает не только образование новых связей, но разрыв и перестройку линейных связей, не имеющих место в учебном курсе.
Из сказанного следует вывод, что реализация объемных связей обеспечивает системность знаний и актуализирует следующие виды деятельности обучающихся: работа с понятиями, решение ситуационных задач, обобщение, систематизация и классификация различных элементов знаний, а также работа по алгоритму и алгоритмизация элементов умений в практической деятельности.
Предметный интерес представляет анализ особенностей, основных задач и условий функционирования этапов обобщенной дидактической схемы с позиций деятельностного подхода в обучении.
Анализ научной литературы позволяет нам выделить основные структурные компоненты межпредметных связей в аспекте здоровьесбережения. Так, на наш взгляд, возможно выделить три компонента;
1. Содержательно-информационный компонент, который в свою очередь предусматривают теоретические знания в сфере здоровьесбережения (знания о здоровье, строении тела человека), фактологические знания в сфере здоровьесбережения и общенаучные понятия в сфере здоровьесбережения (знания о природе, обществе). Данный компонент межпредметных связей будет реализовываться в когнитивном аспекте содержания профессионального образования в аспекте здоровьесбережения и будет направлен на формирование когнитивного опыта студентов. Умение самостоятельно получать, отбирать и накапливать социальный опыт в сфере здоровьесбережения является необходимым компонентом профессиональной деятельности будущего медицинского работника.
2. Деятельностный компонент содержит в себе познавательные (исследовательская, самообразовательная, организационно-познавательная, учебная деятельность) и практические (учебная деятельность, производственная практика) умения. Данный компонент межпредметных связей будет направлен на формирование практического опыта студентов.
3. Ценностно-ориентационный компонент содержит в себе ценностные отношения (к здоровью, ЗОЖ и др.) и качества личности (необходимые для осуществления здоровьесбережения).
По мнению Г.М.Соловьева, эффективность формирования здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий. К ним относятся:
- обеспечение комплексного подхода к решению проблемы здоровья детей, состояния полного телесного благополучия;
- формирование критериев и подходов к управлению здоровьем человека на основе качественных и количественных оценок адаптационных возможностей человека;
- обеспечение превентивного (предупредительного, предохранительного) психолого-педагогического и социального воздействия на студента, недопущение снижения уровня eго здоровья на грань с болезнью;
- организация педагогического процесса образовательного учреждения в соответствии с современными представлениями о здоровье человека, оптимизации (оздоровлении) его образа жизни, с учетом состояния здоровья, возрастных категорий и индивидуальных особенностей студента, создания оптимальной природной и предметно-развивающей среды в образовательном учреждении, семье, социуме;
- своевременное проведение профилактических мероприятий в училище;
- обеспечение системы комплексной диагностики психосоматического и социального здоровья студента, введение паспортизации здоровья по мониторингу взаимосвязанных параметров — качества образования и здоровья студентов;
- создание на основе современных информационных технологий оперативной консультативно-методической помощи по вопросам оздоровления студентов в городах и районах края;
- осуществление социализации личности студента через формирование культуры здоровья как «культуры жизненного самоопределения» личности;
- разработка и внедрение в воспитание идей о необходимости самопознания, самодиагностики, самооценки, самокоррекции здоровья естественными средствами оздоровлений;
- сочетание традиционных и нетрадиционных методических подходов для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья средствами природы, физической культуры;
- повышение компетентности и профессиональной готовности медицинского работника к ведению работы по оздоровлению населения;
- разработка и реализация механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи, образовательного учреждения и социума в интересах формирования психосоматического, социального, духовного здоровья студентов.
Учитывая структуру содержания образования в среднем специальном учебном заведении, считаем целесообразным рассматривать межпредметные связи между дисциплинами общепрофессональной, специальной, гуманитарной подготовки и производственной практикой. Общеобразовательная подготовка является основой, на которой формируются профессиональные знания и умения студентов. В совокупности они обеспечивают профессиональное образование. Основным интегрирующим фактором на уровне межпредметных связей выступают структурные элементы содержания общего и профессионального образования (знания, умения и др.).
Анализ научной литературы, образовательных программ для медицинского училища, программ по производственной практике позволяет нам определить межпредметные связи в содержании образования и аспекте здоровьесбережения по трем направлениям:
1. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами гуманитарной и общепрофессиональной подготовки предусматривает включение здоровьесберегающего аспекта в различные учебные дисциплины. Межпредметные связи реализуются между учебными дисциплинами, содержащими определенные части интегративного знания о здоровье, способах его поддержания. Основная функция предметов - вооружение студентов знаниями основ наук и включающие в себя в качестве ведущего компонента предметные научные знания о здоровьесбережении.
2. Осуществление межпредметных связей между дисциплинами общего и профессионального образования предусматривает взаимосвязь содержания общего и профессионального образования. Знания, полученные при изучении дисциплин естественно-научной подготовки, должны сочетаться со знаниями, полученными при изучении дисциплин гуманитарного, общепрофессионального цикла, а также с дисциплинами специальной подготовки. Знания по здоровьесбережению должны рассматриваться с учетом их применения в их будущей профессиональной деятельности. Основными интегрирующими знаниями здесь выступают «здоровьесбережение» и «профессиональная деятельность медицинского работника». Основные умения - умения обеспечить здоровьесбережение населения. Основная функции предметов специальной подготовки - вооружение студентов как предметными научными знаниями, так и способами
3. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами общепрофессионального и специального циклов и производственной практикой предусматривает применение теоретических знаний по охране жизни и здоровья населения в ходе практики. Основным интегрирующим звеном здесь выступают практические навыки в сфере здоровьесбережения. Таким образом, учитывая межпредметные связи между различными элементами содержания образования в аспекте здоровьесбережения на уровне общетеоретического представления, считаем возможным скорректировать как содержание отдельных предметов, так и содержание учебного плана образовательного учреждения, что в свою очередь будет способствовать снижению нагрузки студентов.
Таким образом, анализ рабочих учебных программ, позволяв нам сделать вывод о том, что содержанию образования в аспекте здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания практически во всех учебных дисциплинах в средних специальных учебных заведениях, незначительная роль отводится в предметах естественно-научного блока дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального блоков. Формированию практического опыта личности в сфере здоровьесбережения способствуют дисциплины специального блока, общепрофессионального блока и производственная практика. Негативным является то, что не прослеживается взаимосвязь между всеми элементами содержания образования, недостаточное внимание уделяется формированию готовности студентов средних специальных учебных заведений к здоровьесбережению.
Выводы по главе 1
Из всего сказанного мы пришли к следующим выводам:
1. К показателям готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса относится: положительное отношение к медицинской деятельности и здоровьесбережению в учебном процессе; позиция личной ответственности за здоровье свое и понимание необходимости активных действий в этом направлении, способность вступать в отношения сотрудничества с каждым студентом через специальные организационные формы этого сотрудничества, несущие здоровьесберегающий потенциал; умение перевести обучающегося в позицию активно действующего субъекта здоровьесберегающего педагогического процесса.
2. Содержание педагогического образования необходимо рассматривать как совокупность определенных знаний студентов и деятельности, направленной на реализацию этих знаний, а также направленность на личность.
3. Основными структурными компонентами межпредметных связей в аспекте здоровьесбережения являются, содержательно-информационный, деятельностный и ценностно-ориентационный компоненты.
Глава 2. Педагогические обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в среднем специальном учебном заведении
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности
В современной государственной политике России решение проблемы здоровья является актуальным и приоритетным, что отражено в ряде документов. В системе профессионального образования особое место занимает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Негативные тенденции состояния здоровья подрастающего поколении Отмечаются в многочисленных исследованиях отдельных авторов (И.Х.Альмова, А.Л.Гельд, М.М.Журтова, И.А.Романова, С.Г.Шевченко и др.). Актуальность исследования проблемы подготовки специалистов к осуществлению здоровьесбережения определяется следующими аспектами:
Социальным - высокой заболеваемостью студентов, связанной с недостаточной подготовленностью по вопросам охраны здоровья и жизни подрастающего поколения. По материалам государственного доклада «Положение детей в РФ» (1994г.) 15-25% молодежи имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте 18-20 лет таких уже 30-35%. Среди студентов хронические заболевания диагностируются у 40-45%, у 40% имеются различные функциональные отклонения и лишь 20% практически здоровы. В последние годы в Кировской области отмечается рост числа заболеваний, увеличение числа молодых людей с патологией развития. Общая заболеваемость в Кировской области не снижается. Особенно негативные тенденции в состоянии здоровья детей отмечаются в период обучения в школе. Увеличивается заболеваемость нервной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовых путей. Так, на 15% отмечается рост числа заболеваний органов пищеварения, на 16% - системы кровообращения, на 15% - опорно-двигательного аппарата. По мнению М.В.Антроповой, Г.Г.Манке, Д.И.Зелинской и др. часть вины за сложившееся положение возлагается на систему образования.
Теоретическим - анализ существующих до настоящего времени вариантов учебных программ, воспитательных систем показывает, что проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания.
Практическим - подготовка специалистов к здоровьесбережению определяется необходимостью обучения обучающихся в рамках комплекса дисциплин «Безопасность жизнедеятельности медицина катастроф». Вместе с тем данная проблема усугублялась отсутствием соответствующей учебно-методической базы. Современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естественно - научным основам возрастной физиологии (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Д.И.Зелинская, Л.В.Кузнецова, Г.Г.Манке и др.).
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья